Хозяйственный договор, его роль и значение в развитии рыночных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности хозяйственного договора и его роли в рыночных отношениях в России.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

Изучить сущность хозяйственного договора;
Рассмотреть роль и значение хозяйственного договора в развитии рыночных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3-4

1. СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА………………....…............5

1.1. Понятие и функции хозяйственного договора. Цена исполнения хозяйственного договора.....................................................................................5-9

1.2. Виды и классификация хозяйственных договоров................................10-13

1.3. Структура договорных связей в хозяйственных отношениях. Способы и порядок заключения хозяйственного договора.............................................14-19

1.4. Изменение, расторжение и продление срока действия хозяйственного договора.........................................................................................................20-22

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА В РАЗВИТИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ..........................................................23

2.1. Хозяйственный договор в период 1953-1991гг......................................23-26

2.2. Хозяйственный договор в период 1991-2003гг......................................27-32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................33-34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.99 Кб (Скачать документ)

    В отличие от расторжения, изменение  договора вследствие существенного изменения обстоятельств допускается по решению суда при наличии одновременно перечисленных выше условий в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

    Если  основанием изменения или расторжения  договора является соглашение сторон, то обязательство, возникшее в силу заключения договора считается измененным или прекращенным с момента заключения сторонами соглашения об изменении или расторжении договора. Иной момент изменения или прекращения обязательства может быть установлен соглашением сторон или вытекать из характера изменения договора. При изменении или расторжении договора в судебном порядке таким моментом является вступление в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.

    Если  до изменения или расторжения  договора последний был в определенной части исполнен, то, по общему правилу, стороны не вправе требовать возвращения исполненного. Кроме того, сторона может требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора, если основанием для этого было существенное нарушение условий договора другой стороной [1]. 

 

     2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА В РАЗВИТИИ  РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

     2.1. Хозяйственный договор в период 1953-1991гг. 

     Хозяйственный  (предпринимательский)  договор  - это средство взаимовыгодного согласования волеизъявления сторон по поводу организации  и осуществления предпринимательского процесса.  Договор  - это компромисс сторон, закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из сторон для получения того эффекта, который лежит в основе сделки.

     Экономическая реформа существенно повысила  роль   и   значение   хозяйственного   договора,  прежде всего тем, что  наряду с прежними функциями наделила его ещё одной - договор  стал средством  формирования планового задания. В  основу планирования производственной, деятельности предприятия положен  портфель заказов, формируемый изготовителем  продукции в процессе подготовки к заключению  хозяйственных   договоров. Каково же юридическое  значение  портфеля заказов? Вопрос этот не решен  в нормативном порядке. В литературе на этот счет высказаны разные суждения [4].

     Н.И. Клейн и И.А. Танчук считают, что  соглашения, устанавливаемые между  изготовителями и потребителями  продукции в процессе формирования портфеля заказов (а это происходит до утверждения плана), являются полноценными  договорами  поставки. Подобные договоры, по их мнению, не перестают быть плановыми  из-за того, что заключаются до утверждения  плана. «В системе прямых  хозяйственных  связей, — пишут авторы, — наряд  не может служить плановым основанием для заключения  договора  поставки. Но это не означает, что договор  поставки вообще теряет плановый характер. Просто плановое начало оказывает воздействие  на договор поставки иначе: в форме  контрольных цифр  и  планов прикрепления потребителей к поставщикам»[6].

     С изложенными соображениями согласиться  нельзя. По существу они устраняют  плановые начала из отношений по сбыту  и  снабжению, ведут к фактическому отрицанию планового характера  договора  поставки. Важной чертой всех без исключения  хозяйственных   договоров, признается то, что они  имеют плановый характер. В свою очередь плановыми считаются  только такие  договоры, которые  заключаются на основании обязательного  для сторон планового предписания. План — это директива. В процессе его разработки выявляются взаимные интересы участников будущего правоотношения. Но после его утверждения: адресаты планового предписания должны выполнить  содержащиеся в нем требования.

     Нельзя  отрицать того, что контрольные цифры  оказывают общее планово-регулирующее влияние на связи, устанавливаемые  в процессе формирования портфеля заказов, но контрольные цифры — не директивы, не план. Это - наметки, которые служат исходной базой при составлении  народнохозяйственного плана.

     В той конструкции, которую предложили Н.И. Клейн и И.А. Танчук, обязательственное  правоотношение приобретает юридическую  силу до утверждения плана, роль и  значение последнего крайне принижается. Между тем на практике основные условия  обязательства по поставке определяются плановым предписанием, и, что еще  важнее, если стороны в процессе формирования портфеля заказов договорились по основным условиям поставки, а утвержденный план оказался иным, юридическую силу имеет не договоренность сторон, а  план.

     Прав, безусловно, О.С. Иоффе, отмечая, что  в новых условиях хозяйствования  договор  поставки заключается по схеме «общее плановое задание —  преддоговорные контакты — план —  договор» [7].

     При такой оценке процедуры установления  хозяйственных  связей  договор  идет вслед за планом, но это нисколько  не умаляет  значения  портфеля заказов. Принятый поставщиком заказ имеет, с одной стороны, административно-правовое значение, так как порождает обязанность  сторон перед планирующим органом выполнить план, утвержденный в рамках заказа, а с другой —  значение  гражданско-правовое, ибо создает для сторон «обязанность заключить  договор  в пределах, в каких заказ найдет отражение в утвержденном плане» [9].

     Думается  только (здесь мы несколько расходимся с О. С. Иоффе), что гражданско-правовое обязательство, возникающее на этой стадии, следует относить к категории предварительных  договоров [2].

     Юридическое  значение  подобных соглашений должно, на наш взгляд, сводиться к тому, что организации, направившие изготовителю заказы, не будут иметь права после  утверждения плана отказываться от предусмотренной соглашением  продукции со ссылкой на то, что  она является ненужной или излишней. Получатель должен иметь возможность  отказаться от продукции лишь в той  ее части, которая, хотя  и  предусмотрена  планом, но выходит за пределы заказа, направленного изготовителю. Нужно  признать наличие на стадии формирования портфеля заказов предварительных  гражданско-правовых  договоров.

     В послевоенное время с повышением  роли   и   значения   хозяйственных  договоров были приняты меры по восстановлению должности юрисконсульта.

     Необходимо  восстановить в  хозяйственных  органах, заключающих  договоры, должности  юрисконсультов или, в зависимости  от объема работы, договорно-юридические  отделы. Но нужно признать, что данная мотивировка без учёта деятельности юрисконсульта, направленной на укрепление законности, отражала в известной  мере те аномалии  и  недооценку  роли  юрисконсультов в области  строжайшего соблюдения социалистической законности, которые имели место  в период культа личности.

     После 1953 г. заметно оживилась деятельность юристов в народном хозяйстве. В ряде министерств были проведены совещания юрисконсультов, анализировалась организация их работы, были изданы методические указания по совершенствованию их деятельности. Почти во всех министерствах имелись положения о работе юрисконсультов.

     Так, Положением о юридическом отделе Министерства химической промышленности, утв. приказом министра химической промышленности от 19 сентября 1953 г., на юридический отдел было возложено: методическое руководство правовой работой в трестах, на предприятиях  и в организациях Министерства; организация обмена опытом работы юрисконсультов; проверка правовой работы в системе Министерства; организация обмена опытом работы юрисконсультов предприятий; проведение инструктивных совещаний и мероприятий по повышению их квалификации; разработка мер по укомплектованию кадров юрисконсультов квалифицированными специалистами. В Министерстве действовала утвержденная в 1953г. министром химической промышленности инструкция «О порядке ведения претензионной работы на предприятиях  и в организациях».

     Аналогичная работа проводилась  и  рядом других министерств. Вместе с тем необходимо отметить, что отдаленность многих предприятий от министерств не давала возможности установить постоянный, тесный контакт юридических отделов  министерств  и  юрисконсультов предприятий, а потому организационное руководство  и  помощь последним во многих случаях  были недостаточными.

     После произведенной в 1957г. перестройки  управления промышленностью и строительством  и  образования совнархозов заметно  активизировалась деятельность юридических  служб. Этому способствовало приближение  совнархозов к предприятиям, в  результате чего юридические службы совнархозов получили возможность  более глубоко изучать положение  дел на предприятиях, оказывать юрисконсультам действенную помощь, организовывать обмен опытом.

     В период после перестройки управления промышленностью  и  строительством в ряде союзных республик Советами Министров утверждены новые положения  о юрисконсультах.

2.2. Хозяйственный договор  в период 1991-2003гг. 

     После перехода к рыночным отношениям в 1991г., распада производственного комплекса в Российской Федерации и резкого снижения доли государственной собственности в производстве деятельность юридических служб формировалась под влиянием рынка, который диктовал одну из главных целей - получение прибыли. Был ослаблен контроль над деятельностью юридических служб со стороны государства.

     Большинство исследователей  договора  выделяют, по крайней мере, три его значения - договор  как правоотношение, как  юридический факт, порождающий обязательства, и как документ «фиксирующий факт возникновения обязательства по воле его участников». Многозначность договора воспринята  и  современным  законодательством.

     В ГК РФ, помимо правил о договорах, на них распространяются правила о  сделках  и  об обязательствах. В  научной  и  учебной литературе наряду с термином «предпринимательский договор» употребляется термин «торговая  сделка». В дореволюционной  России  торговые сделки составляли предмет  торгового права. К ним относились все сделки, заключаемые купцами  в виде промысла.

     Правовыми последствиями признания сделки торговой являлись регулирование нормативными актами торгового законодательства  и  особый порядок рассмотрения споров (в торговых судах). При определении  понятия торговой сделки западное законодательство  и  практика исходят из двух критериев: объективного - признания самого коммерческого  содержания сделки (Франция, Бельгия, Испания, страны Латинской Америки)  и  субъективного - определения сделки в качестве торговой по признаку совершения ее коммерсантом (ФРГ, Япония).

     Отмечается, что для национальных систем права  характерно наличие особых правил деятельности коммерсантов как самостоятельных  предпринимателей, действующих на промысловой  основе,  и  особых правил заключения и исполнения сделок, квалифицируемых как торговые или коммерческие. В российской теории права торговые сделки трактуются как сделки, совершаемые между предпринимателями или с их участием с целью осуществления ими предпринимательской деятельности. Таким образом, это понимание торговой сделки не отличается от рассматриваемого выше понятия предпринимательского договора.

      В ГК РФ термин «торговые сделки» употребляется  применительно к деятельности коммерческого  представителя. Анализ данной статьи позволяет  сделать вывод о том, что под  торговыми сделками имеются в  виду предпринимательские договоры.

      В процессе осуществления финансово-хозяйственной  деятельности в каждой организации  возникает необходимость приобретения товаров, работ, услуг сторонних  предприятий для осуществления  производства собственных товаров, работ услуг, а также необходимость  реализации собственных товаров, работ  и  услуг конечным потребителям. Приобретение и реализация товаров, работ, услуг происходит только в  результате достигнутого соглашения между  поставщиками и организацией, либо между организацией и его покупателями.

      Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать материальные ценности, получая взамен их соответствующий  денежный эквивалент или необходимые  блага в натуральной форме, а  также предоставляет возможность  потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками, но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребность  в данных материальных ценностях. Фактически любые товарно-денежные отношения  между субъектами предпринимательской  деятельности строятся на основе договора, хотя договорные отношения не всегда оформляются письменно.

      Гражданский кодекс предписывает: договоры юридических  лиц между собой и договоры юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Кроме того, простая письменная форма обязательна для внешнеэкономического договора. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономического договора влечёт недействительность сделки.

      Если  специальные правила о нотариальном удостоверении договора, либо о государственной  регистрации договора не предусмотрены  законом или самим договором, для большинства договоров достаточно простой письменной формы. При этом договор может быть заключен путём  составления единого документа, подписанного сторонами, а также  путем обмена документами посредством  почтовой, телеграфной, электронной  и  иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит  от стороны по договору.

Информация о работе Хозяйственный договор, его роль и значение в развитии рыночных отношений в России