Государственное регулирование хозяйственной деятельности в республике беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

1. Между станкостроительным объединением и деревообрабатывающим комбинатом был заключен договор на поставку двух станков. Станки были получены в феврале 2011г., но оказались разукомплектованными. Комбинат составил акт о некомплектности и предъявил в банк требование о взыскании с поставщика штрафа за поставку некомплектной продукции. Однако банк в принятии требования отказал, сославшись на то, что взыскание санкций допускается с согласия плательщика или по решению суда.
Обоснован ли отказ банка во взыскании штрафа?
Как следует поступить комбинату?

Содержание

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ…………………………………
3
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………..
8
ЗАДАЧА№ 1……………………………..……………………………………
15
ЗАДАЧА № 2………………………………………………………………….
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
19

Работа состоит из  1 файл

' Контрольная работа по хоз. праву (4).doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ…………………………………

3

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………..

8

ЗАДАЧА№ 1……………………………..……………………………………

15

ЗАДАЧА № 2………………………………………………………………….

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

19


 

 

 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ  И ФОРМЫ

 

Истории известны несколько типов  организации экономики: хозяйство  примитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы. Как справедливо отмечает С.Э. Жилинский, "в реальной жизни "чистая" экономика встречается крайне редко. "Чистая" экономика, будь то рыночная или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Современная модель организации народного хозяйства - смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием" [13, с.13]. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора.

В науке административного права  понятие "государственное регулирование" рассматривается в широком и  узком смыслах. В первом случае государственное  регулирование заключается в  установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и приведении их в соответствие с изменяющимися условиями. Его субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определенной степени судебной власти [9, с.456]. Во втором случае государственное регулирование представляет собой одну из функций государственного управления, которая выражается в правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил (норм) поведения субъектов хозяйствования [18, с.32]. В каком бы смысле не рассматривалось государственное регулирование, оно проявляется прежде всего через активную деятельность, которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект, цель, средства и формы ее осуществления.

Таким образом, государственное регулирование  хозяйственной деятельности, являясь  по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия)), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры) [11, с.186].

Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких  актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция  национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 09 ноября 2010 г. № 575 [4], Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Субъекты государственного регулирования  хозяйственной деятельности реализуют  функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми, в частности, являются:

  • защита экономического правопорядка;
  • распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами хозяйственной деятельности;
  • контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
  • стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;
  • создание конкурентной среды;
  • обеспечение нормальной занятости населения и т.п. [16, с.395].

Действия по реализации указанных  функций находят свое внешнее  выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных  способов.

Таким образом, государственное регулирование  хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране [11, с.187].

Необходимость государственного регулирования  хозяйственной деятельности определяется:

  • обеспечением государственных нужд;
  • приоритетами государственного и социального развития;
  • формированием республиканского и местных бюджетов;
  • охраной окружающей среды;
  • обеспечением занятости населения;
  • обеспечением безопасности и обороноспособности страны;
  • реализацией свободы предпринимательства;
  • соблюдением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности [16, с.396].

Меры государственного воздействия  на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного  регулирования экономикой в сочетании  с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Эти пределы и должны быть закреплены в нормах хозяйственного права.

В качестве важнейших можно назвать  следующие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

1. Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" [7] определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь  прогнозирование является предпосылкой для планирования.

2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных [14, с.151]. В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.

Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров от 23 мая 2011г. № 656 "Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2011-2015 годы").

Денежная политика - использует такие  инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.

Антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Методы государственного регулирования хозяйственной деятельности условно можно разделить на два вида.

Административные - представляют собой  приемы одностороннего воздействия  на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной  власти и реализуемые посредством  издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

  • установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;
  • предписание об обязательном совершении определенных действий;
  • утверждение конкретных (адресных) заданий;
  • разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
  • регистрация определенных действий;
  • установление стандартов, квот и т.п.;
  • ограничение определенных действий и др. [8, с.289].

Урегулированные нормами права действия государственных органов, государственных организаций, направленные на реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридической литературе по административному праву именуют административными процедурами. Процедуры, осуществляемые во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и не подчиненными им субъектами хозяйственной деятельности делят на такие виды как:

  • лицензионно-разрешительные;
  • регистрационные;
  • контрольно-надзорные [15, с.57].

Экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные методы взаимосвязаны и  взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.

В юридической литературе нет единого  мнения по вопросу о квалификации этих методов. Более того, иногда они  именуются не методами, а способами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности - убеждения и принуждения [8, с.290], другие считают, что административные и экономические методы - "это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы" [10, с.187]. Тем не менее, представляется, что метод - это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.

Виды государственного воздействия  на хозяйственную деятельность можно  классифицировать по различным основаниям.

По способам воздействия различают  прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование характеризуется  применением директивных методов  воздействия и может рассматриваться  по следующим направлениям:

  • установление требований к хозяйственной деятельности;
  • установление запретов;
  • применение государством санкций и мер ответственности;
  • создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования;
  • заключение договоров для обеспечения государственных нужд.

Для косвенного регулирования свойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов, субсидий и т.п.).

По стадиям осуществления выделяют государственное регулирование: при  планировании хозяйственной деятельности (планы и программы экономического и социального развития), при создании субъектов хозяйствования, при осуществлении субъектами хозяйствования своей деятельности, при получении и реализации результатов хозяйственной деятельности (финансовые обязательства перед бюджетом, предоставление отчетности и др.), при прекращении субъектов хозяйствования.

По своему проявлению государственное  регулирование хозяйственной деятельности подразделяется на: общее (государственные  органы действуют от имени народа в публичных интересах) и особенное (государство в лице своих органов выступает в качестве собственника имущества).

По субъектам выделяют обязательные требования, относящиеся ко всем субъектам  хозяйственной деятельности, и требования, предъявляемые к определенной категории  субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам и т.д.).

Таким образом, завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что государственное регулирование  хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которые условно можно разделить на административные и экономические.

 

 

 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Информация о работе Государственное регулирование хозяйственной деятельности в республике беларусь