Анализ факторов размещения хозяйства на примере Китая и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Прежде чем приступать к изучению особенностей размещения хозяйствования регионов и конкретных стран, необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил. Вообще, понятие "фактор размещения" ввел в научный оборот немецкий экономист Альфред Вебер (1909 г.). Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1,2,библиография.doc

— 1.83 Мб (Скачать документ)

Неравномерность в размещении производства и населения обусловлена ограниченностью территории страны, чрезвычайной изрезанностью побережья,

преимущественно горным рельефом. Тихоокеанское побережье - наиболее удобная для заселения и хозяйственного освоения часть Японии. Она представляет собой низменную приморскую полосу шириной от 15 до 65 км, окаймленную с одной стороны горами, с другой - Тихим океаном и внутренним Японским морем.

             

Территориальная организация промышленности

Ведущая отрасль материального производства – промышленность. Она ориентируется на производство средне- и высокотехнологичных видов продукции. В стране производится почти 1/3 мирового производства автомобилей, 2/3 - промышленных роботов, 3/4 сверхбольших интегральных схем (СБИС), от 60 до 90% производства различных видов микропроцессоров. Япония стала крупным разработчиком и экспортёром современных технологий, по затратам на НИОКР она стоит на втором месте в мире после США. Основной чертой в размещении промышленных предприятий является их чрезмерная концентрация в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. По оценкам, здесь на 13% территории страны выпускается около 80% промышленной продукции.

Так как в Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет с важного значения, ядром индустрии стала обрабатывающая промышленность. Верхние этажи иерархической системы японской промышленности занимают компании, превратившиеся по характеру деятельности в транснациональные. Среди них: «Тойота», «Мицубиси», «Мицуи», NTT.

По производству электроэнергии (более 1 трлн.кВт·ч) Япония занимает 2 место в мире после США. Более 1/2 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, расположенных вблизи главных городов страны - Токио, Осака, Нагоя. Около 30% энергии производится на атомных электростанциях. Они размещаются в основном в отдаленных периферийных зонах крупных промышленных узлов, преимущественно на тихоокеанском побережье. Доля ГЭС в электроэнергетике, начиная с середины 50-х гг. снижалась и ныне их участие в производстве энергии составляет всего 9 %. Особенно много их в горных районах центральной части Хонсю. Отсюда электроэнергия передается в крупные города побережья. Около 2% энергии вырабатывается электростанциями альтернативного типа: солнечными, геотермальными, приливно-отливными.

Металлургическая промышленность Японии - одна из самых мощных в мире, отличается высоким уровнем развития и использованием современных технологий. В производстве стали используется в основном железная руда, импортируемая из Австралии, Малайзии, Канады, Бразилии. Ориентация на импортное сырьё обусловила формирование в послевоенной Японии «портовой металлургии», почти все ведущие центры отрасли располагаются на восточном берегу Хонсю в пределах Тихоокеанского пояса. Размещение металлургических заводов вблизи или непосредственно в больших городах обусловлено также ориентацией их на крупные центры потребления металла (все значительные города Японии известны развитием машиностроения). Старейшим металлургическим центром страны, сохраняющим свое значение и ныне является север о. Кюсю. Его развитие связано с разработкой местного каменноугольного бассейна в конце ХIХ в. Вне Тихоокеанского промышленного пояса сформировался центр металлургии Муроран на Хоккайдо, также построенный еще в довоенный период с ориентацией на местные железорудные месторождения.

Многие производства цветной металлургии, отличающиеся большими затратами энергии, сырья, а также вредным воздействием на окружающую среду, претерпели сильное изменение, многие предприятия прекратили свое существование или переориентированы лишь на использование вторичного сырья и прокат импортируемых металлов. Передельные предприятия располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса. Некоторые крупные предприятия находятся в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд.

Машиностроение - сердцевина национальной промышленности; его доля в обрабатывающей промышленности составляет более 1/3, а в экспорте - 2/3. Большинство машиностроительных предприятий размещается в пределах Тихоокеанского пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. Так, в районе Токио сосредоточено самые высокотехнологичные производства: электронное, станкостроение, роботостроение, оптика. Район Осаки выделяется заводами тяжелого машиностроения (производство горных машин, промышленных агрегатов), а Нагоя и окрестности специализируются на производстве относительно простых станков для автомобилестроения, текстильной промышленности.

Размещение предприятий электронного машиностроения по территории страны выглядит относительно свободным. Их можно встретись в самых разных уголках страны, поскольку традиционные факторы размещения – близость к портам ввоза сырьевых и энергетических ресурсов, близость к рынкам рабочей силы и рынков сбыта – не имеют принципиального значения. Почти в половине префектур электронное машиностроение лидирует в структуре промышленного производства. Хотя отрасль относительно рассредоточена, но все же сохраняется значимость ведущих районов страны. В столичном районе Кейхин создается более 40% продукции электронного машиностроения. В районе Кейхин находятся самые крупные центры электронного. Но здесь же много и небольших узкоспециализированных «электронных городков». Например, в префектуре Токио города Хатиодзи и Титибу, занимающиеся производством интегральных схем. Агломерация Хансин специализирована на потребительской электронике. Здесь же в столичной агломерации сосредоточены предприятия аэрокосмической промышленности (производство искусственных спутников, средств космической связи). Крупнейшие судостроительные верфи находятся в Иокогаме, Кобе, Осака, Нагасаки, Куре.

Рис. 2.2. – Машиностроение и электроника Японии

Огромную роль в экономике страны играет автомобилестроение; на ее долю приходится более 10% суммарного промышленного производства. Япония – один из признанных мировых лидеров в автомобилестроении. В стране насчитывается 11 автомобильных компаний. Однако 9/10 производства сосредоточено лишь в 5 фирмах. Крупнейшие из них – «Тойота», «Нисан», «Хонда», «Мицубиси».

Химическая и нефтехимическая промышленность – одна из отраслей международной специализации Японии. В этой сфере японской экономики опережающими темпами развивается производство современных конструкционных материалов - пластмасс, синтетических волокон, композитов на базе переработки нефти. Эти производства также тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации - Кавасаки, Тиба, Итихара, Иокогама.

 

Территориальная организация сельского хозяйства

Япония относится к малоземельным странам. Часть сельскохозяйственной продукции (соевые бобы, кукуруза, фуражное зерно) импортируется из США, страны Европы, Австралии, Канады, Китая, Таиланда. В территориальной структуре сельскохозяйственного производства выделяются пригородные зоны крупных агломераций; они специализируются на птице- и свиноводстве, выращивании овощей и расположены на всех крупных равнинах Японии. Кроме того, традиционные сельскохозяйственные районы, расположены на периферии и специализируются на производстве различной сельскохозяйственной продукции. Среди таких районов выделяется крупнейший рисовый район страны, расположенный на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю.

 

Территориальная организация транспорта

Основу транспортной сети Японии составляют высокоскоростные автомагистрали и железные дороги. Самые напряженные линии перевозок лежат в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. При этом все основные дороги представляют собой полимагистрали, где перевозки обеспечиваются (дублируются) разными видами транспорта.

Первое место в перевозках грузов и пассажиров принадлежит автомобильному транспорту. Наиболее густая автодорожная сеть сформировалась на Хонсю. Манёвренность автотранспорта позволили Японии развить перевозку грузов «от двери до двери». При этом грузы потребителю доставляются в течение полутора суток. Такие перевозки имеют в настоящее время не только внутренний, но и международный характер, соединив партнёров в Японии - с одной стороны, в США, ФРГ, Франции, Великобритании - с другой.

Железнодорожный транспорт занимает второе место в перевозках пассажиров (для перевозки грузов используется мало, менее 5% грузооборота).

Японские железные дороги отличаются высоким уровнем технической оснащенности. Всемирную известность получили японские сверхскоростные экспрессы железнодорожной системы «Синкансэн».

Прямое сухопутное сообщение соединяет все крупные острова Японии. Для этого используются подводный тоннель «Сэйкан», мосты через Внутреннее Японское море. На востоке Внутреннего Японского моря высится самый длинный в мире (3911 м) висячий мост. Удельный вес авиаперевозок невелик (около 5% пассажиров и 0,2% грузов), но объем их постоянно увеличивается.

Морской транспорт Японии обеспечивает международные торговые связи и занимает второе (после автомобильного транспорта) место по объему внутренних грузоперевозок. В Японии несколько десятков крупных морских портов, 7 из которых входят в числе курпнейших портов в мире (Тиба, Нагоя, Иокогама, Кобе, Китакюсю, Токио и Осака).

Слабое развитие получил трубопроводный транспорт. Нитка трубопровода связывает северо-западные нефтедобывающие районы Хонсю и крупнейшие центры нефтепереработки на тихоокеанском побережье.

Также следует отметить, что важной тенденцией развития японской экономики является рост ее наукоемкости. Япония занимает втрое место в мире (после США) по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом наибольший научно-исследовательский потенциал сосредоточен в машиностроении.

Необходимость активного развития научных исследований и конструкторских разработок – с одной стороны, и осуществления региональной политики, направленной на преодоление резких диспропорций в размещении производства и населения – с другой, привели к формированию в Японии программы регионального и научно-технического развития «Технополис». Она предполагает создание научно-производственных центров в относительно менее развитых районах за пределами Тихоокеанского пояса, что должно способствовать их экономическому оживлению.

Таким образом, Своеобразные природные и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии и появлению значительных различий между ее районами. Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции. Наиболее распространено выделение 10 экономических районов на территории страны: Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Хокурику, Тюгоку, Тохоку, Хоккайдо, Сикоку, Окинава. Первые четыре отличаются наиболее высоким уровнем развития, следующие три - средним, остальные относятся к относительно слаборазвитым районам.

 

 

 

25

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                  Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.:Гардарики, 2000. - 704 с

2.                  Япония // География. – 2002. – № 46

3.                  Максаковский В.П. Географическая картина мира в 3-х т. Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1995

4.                  Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: ВЛАДОС, 1998

5.                  Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. М., 1998

6.                  Япония // География. – 2002. – № 46

 

 

25

 



Информация о работе Анализ факторов размещения хозяйства на примере Китая и Японии