Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие налога и сбора …………………………………………….5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………..6
1.2. Правовое значение объекта налогообложения………………....8
2. Налоговая система РФ
2.1. Структура налогообложения РФ………………………...……...10
2.2. Основные налоги, взимаемые в России………………………...13
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации…………………...........14
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности……………………………………...14
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств…………………………………………………………..16
4. Изменения в налоговом законодательстве в 2011 годе…………20
Заключение……………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

    Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

    а) взыскания всей суммы сокрытого  или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);  

    б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения  и за ведение учета объекта  налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

    в) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

    г) взыскание недоимки по налогам и  другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

    Наиболее  характерной санкцией, применение которой  и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие).

    Термин  «взыскание налога» вписывается  только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

      Принудительное изъятие не уплаченных  в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

    Взимание  налога с правовой точки зрения следует  расценивать как обязанность  государства по сбору налога в  целях защиты прав и законных интересов  граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается  государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на  кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

    Институт  «обеспечение исполнения обязательств» является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно применяется как мера ответственности.

    В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

    Специфической мерой воздействия налоговой  ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер.   
 
 
 

    1. Изменение в налоговом законодательстве в 2011 году.
 

    С 1 января 2011 года в налоговое законодательство внесено достаточно много поправок.

    Конечно, самый глобальный закон прошедшего года, внесший максимальное количество изменений, - это Федеральный закон  от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Кроме данного закона еще более двадцати законов внесли изменения в налоговое законодательство.

    Взыскание недоимки с физических лиц через суд

    Федеральным законом от 29.11.2010 N 324-ФЗ изменен порядок  взыскания задолженности по налогам, штрафам, пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Статьей 48 НК РФ по-прежнему предусмотрен судебный порядок взыскания недоимки. Но теперь налоговые органы вправе обращаться в суд не за каждой суммой, а накапливать их до суммы, превышающей 1500 руб. Для накопления такой суммы установлен трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога (пеней, штрафов). Если в течение трех лет общая сумма задолженности, подлежащей взысканию с физического лица, не превысила 1500 руб., то налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании накопившейся суммы в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Приостановление операций по счетам в банках

    До 1 января 2011 года налогоплательщик мог рассчитывать на компенсацию в виде процентов в случае, если налоговая инспекция нарушала срок отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке или срок передачи решения в банк.

    Теперь  бюджету придется отвечать и за неправомерное  решение налоговиков о приостановлении операций по счетам. Проценты будут начисляться на сумму, замороженную на счетах, за каждый день с момента получения банком решения о приостановлении до получения решения об отмене приостановления. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период. Такое дополнение внесено в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

    НДС

    Несмотря  на то что Федеральным законом N 229-ФЗ со 2 сентября 2010 года в п. 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются правительством Российской Федерации, а также в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры введено наименование валюты, все налогоплательщики выставляют счета-фактуры по прежним формам.

    Значительные  изменения связаны с исчислением  НДС при осуществлении экспортно-импортных  операций и внесены Федеральным  законом от 27.11.10 N 309-ФЗ. Так, в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ было сказано, что нулевая ставка НДС применяется в отношении работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт. Вокруг этой нормы было много судебных споров.

    Теперь  этого подпункта больше нет, а  есть восемь новых подпунктов, в которых конкретизирован перечень работ и услуг, в отношении которых применяется ставка НДС 0%. В связи с этим изменения внесены и в ст. 165 НК РФ: подробно расшифровано, какие документы для каких работ или услуг необходимо предоставить, чтобы подтвердить право на возмещение НДС при налогообложении по нулевой ставке.

    НДФЛ

    С 1 января 2011 года вступила в действие ст. 214.3 НК РФ, определяющая особенности  определения налоговой базы по операциям  РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, а также внесены отдельные поправки в порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, дополнен доходами, получаемыми от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет (п. 17.2 ст. 217 НК РФ). Однако данная норма применяется в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ).

    Для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением (строительством) жилья по месту работы налогоплательщик наряду с уведомлением из налогового органа должен написать заявление на вычет. А возврату подлежит НДФЛ только в случае его удержания налоговым агентом после получения заявления от налогоплательщика. То есть если налогоплательщик представил заявление на получение имущественного налогового вычета в июне 2011 года, то налог не будет у него удерживаться с этого же времени. А за возвратом налога, удержанного в период с января по май 2011 года, налогоплательщик вынужден будет обратиться в налоговый орган (п. 4 ст. 220 НК РФ).

    С нового года налоговые агенты получили право самостоятельно разрабатывать  регистры налогового учета данных о  физических лицах и определять порядок  отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать сведения, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения.

    В ст. 231 НК РФ изменен и более подробно изложен порядок взыскания и  возврата НДФЛ налогоплательщику налоговым  агентом. Теперь возврат налогоплательщику  излишне удержанного НДФЛ налоговый  агент может производить за счет тех средств, которые он должен был бы перечислить в бюджет относительно всех своих работников. Срок для возврата денег - в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления.

    Если  налоговый агент не уложится в  срок, то ему придется начислять  проценты на невозвращенную сумму по ставке рефинансирования Банка России. Если у налогового агента не хватает перечислений в бюджет для возврата денег, то он в течение 10 дней после получения заявления обязан сам подать заявление в налоговую инспекцию на возврат излишне перечисленного НДФЛ.

    При этом налоговый агент, не дожидаясь  получения возвращаемых средств  из бюджета, имеет право вернуть  деньги налогоплательщику за счет собственных  средств.

    Возвратом НДФЛ, связанным с изменением налогового резидентства налогоплательщика, должен заниматься он сам. Для этого налогоплательщик должен подать в налоговый орган декларацию, а также документы, подтверждающие факт его налогового резидентства в РФ.

    Налог на прибыль организаций

    С 1 января 2011 года амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 20 000 руб., а 40 000 руб. Соответствующие поправки были внесены в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ.

    С нового года по отдельным видам нематериальных активов, указанным в п. 3 ст. 257 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования, который не может быть менее двух лет. В частности, таким правом можно воспользоваться в отношении исключительных прав на изобретение, промышленный образец, полезную модель, программы ЭВМ.

    Урегулирован  порядок признания доходов и  расходов, выраженных в иностранной  валюте при получении (перечислении) аванса, задатка. Теперь такие доходы (расходы) пересчитываются в рубли  по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения (перечисления) аванса, задатка (п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ). Данный порядок применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2010 года.

    Серьезные изменения претерпел налоговый  учет начисленных процентов. В п. 1 ст. 269 НК РФ сохранилось стандартное положение. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. И равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Однако это правило будет действовать, только если иное не предусмотрено в п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

Информация о работе Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации