Налоговые органы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целями исследования выступают анализ системы налоговых органов в Российской Федерации.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи настоящего исследования:
Выявить систему органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Рассмотреть налоговые органы в системе органов исполнительной власти.
Определить систему налоговых органов в России.
Рассмотреть полномочия налоговых органов в России..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации 5
1.2. Налоговые органы как органы исполнительной власти 9
ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ: СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ 12
2.1. Система налоговых органов в Российской Федерации 12
2.2. Полномочия Федеральной налоговой службы Российской Федерации………..………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Налоговые органы Российской Федерации.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ИРКУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

 (ФГБОУ ВПО ИрГУПС)»

 

 

 

 

Факультет менеджмента, логистики и таможенного дела

Кафедра «Таможенное  дело»  

 

 

 

 

 

 

Налоговые органы Российской Федерации

КР. 430300.080115.65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                             Проверил

студент  гр. Т-09-2                                                               преподаватель

Иванова В.С.                                                                        Бомштейн В.В.                                                                                               

_________________                                                             ________________

 

« » декабря 2012 г.                                                              « » декабря 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1. Система органов  исполнительной власти в Российской  Федерации 5

1.2. Налоговые органы  как органы исполнительной власти 9

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ: СИСТЕМА  И ПОЛНОМОЧИЯ 12

2.1. Система налоговых  органов в Российской Федерации 12

2.2. Полномочия Федеральной  налоговой службы Российской  Федерации………..………………………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью  функционирования государства является управление обществом. Управление осуществляется с помощью специальных органов  власти, которые составляют определенную систему. Поскольку в Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то принято говорить, что существует система органов публичной власти, которая включает органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Система государственных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.

Основным структурным  элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством.

Система органов  государственной власти – необходимый атрибут любого государства. От качества организации и функционирования органов государственной власти, принципа их формирования, особенностей их полномочий и функций зависит реализация основных конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Налоговые органы выполняют важную функцию – осуществляют управление в сфере сбора налогов. Столь важная задача обуславливает  как наличие разветвленной системы  налоговых органов, так и комплексность  их полномочий.

Предметом настоящего исследования выступает комплекс нормативно-правовых актов Российской Федерации, касающихся правовой регламентации системы налоговых органов в России.

Объектом в  свою очередь является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования системы налоговых органов в России.

Целями исследования выступают анализ системы налоговых  органов в Российской Федерации.

Для достижения вышеуказанной цели определены следующие  задачи настоящего исследования:

    1. Выявить систему органов исполнительной власти в Российской Федерации.
    2. Рассмотреть налоговые органы в системе органов исполнительной власти.
    3. Определить систему налоговых органов в России.
    4. Рассмотреть полномочия налоговых органов в России..

В ходе проведения исследования анализировалось действующее законодательство Российской Федерации в сфере установления и функционирования системы налоговых органов, учебная литература по рассматриваемой тематике.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ  ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Система органов исполнительной  власти в Российской Федерации

Поскольку налоговые  органы входят в систему органов  исполнительной власти, то необходимо обозначить прежде всего понятие и систему исполнительной власти.

Орган государственной  власти – «часть механизма государственной  власти, обладающая определенной структурой, властными полномочиями по управлению определенной сферой жизни государства»1.

В свою очередь исполнительная власть – это «совокупность государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера, реализуемых специально-уполномоченными органами государственного управления. При этом распорядительный характер означает использование необходимых юридически властных полномочий. Исполнительный характер означает проведение в жизнь требований законов и иных актов»2.

Таким образом, орган исполнительной власти –  это «часть системы органов государственной  власти в России, учрежденная самим государством для исполнения законов и иных нормативно правовых актов, реализации функций государственного управления со всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и штатом государственных служащих»3.

Вопрос о  существующей системе органов исполнительной власти в России является дискуссионным.

 

 

В частности, в  соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ «является главой государства. Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти»4.

Соответственно, по Конституции РФ, Президент России не входит ни в одну из ветвей власти, однако характер его полномочий связывает его больше с властью исполнительной.

При анализе  функций и полномочий Президента РФ можно прийти к выводу о том, что РФ – «суперпрезидентская» республика и соответственно, Президент, не будучи включен ни в одну из традиционных ветвей власти, возвышается над ними и является доминирующим в системе органов государственного управления.

«Формально  не возглавляя исполнительную власть, Президент фактически ее осуществляет:

  1. непосредственно: а) через указное право, которое обязательно для органов исполнительной власти; б) через федеральные органы исполнительной власти непосредственно ему починенные;
  2. косвенно, через руководство Правительством.

Объяснить это обстоятельство можно исходя из того, что являясь главой государства, Президент должен иметь полномочия по контролю за органами непосредственного государственного управления, которыми и являются органы исполнительной власти; должность Президента РФ генетически происходит из должности главы исполнительной власти»5.

Законодательством установлена определенная системы  органов исполнительной власти, под  которой понимается «совокупность  органов исполнительной власти, расположенная  в определенном порядке»6.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя два уровня: федеральный и региональный.

Федеральный уровень  включает:

  • Правительство РФ – возглавляет систему органов исполнительной власти в России (в федеральный уровень Правительство можно включить лишь условно, поскольку оно возглавляет всю систему органов исполнительной власти),
  • министерства, службы и агентства (например, Министерство внутренних дел, Федеральное агентство по атомной энергии),
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например, Управление внутренних дел по Иркутской области).

Отметим, что  министерства осуществляют «функции по принятию нормативных правовых актов, разработанных на основании и  во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц»7. Примером министерства назовем Министерство юстиции России.

Службы осуществляют функции по контролю и надзору, а  именно:

  • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов8.

Некоторые службы, такие как Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная служба имеют специальный статус: они  не только осуществляют контроль и  надзор, но и выполняют нормотворческую  функцию.

Что касается агентств, то они осуществляют функции:

  • по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
  • по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами)9.

Примером агентства  можно назвать Федеральное агентство  лесного хозяйства.

Региональный  уровень включает (на примере Иркутской  области):

  • высшее должностное лицо субъекта РФ (Губернатор Иркутской области),
  • «высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области, возглавляемое Губернатором Иркутской области;
  • министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области»10 (в частности, Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области).

 

1.2. Налоговые органы как органы  исполнительной власти

Налоговые органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность налоговых органов при осуществлении ими своих функций.

Отметим, что  «совокупность налоговых органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Система налоговых органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе осуществления налоговой политики государства»11.

Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации