Валютный контроль и регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение правовых основ валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

Задачами работы явились раскрытие понятий валютное регулирование, валютный контроль, характеристика нового закона ФЗ от 10 декабря 2003, вступившего в действие с 1 мая 2004 года.

Содержание

Введение

Механизм валютной системы: правовые аспекты
Объекты правового регулирования в валютной системе России
Субъекты валютной деятельности
Субъекты, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Моя работа по финансовому праву.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     В статьях 7 и 8 дан перечень полномочий Правительства Российской Федерации и Центрального банка в сфере валютного регулирования, что является новеллой. В пока еще действующем Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» было проведено разграничение полномочий между Правительством РФ и Центральным банком РФ. В разделе, посвященном валютному регулированию данного закона, Правительство РФ практически не упомянуто, зато были четко определены функции Центрального банка как органа, осуществляющего валютное регулирование, главенствующая роль Правительству РФ отводилась только в сфере валютного контроля, что объективно не отражало потребности общества в этой сфере. Новый закон устранил данный дисбаланс, четко закрепив статус Правительства РФ как органа валютного регулирования.

     Глава 4 Закона № 173-ФЗ практически повторяет  раздел 3 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» за исключением более четкого определения полномочий органов валютного контроля, которые закреплены в ст. 23 Закона № 173-ФЗ.

     Органы  и агенты валютного контроля, и их должностные лица в  пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

     • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     •проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

     • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

     Органы  валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

     • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

     • для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации;

     • для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

     В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

     • документы, удостоверяющие личность физического лица;

     • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

     • документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации  юридического лица - для резидентов;

     • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

     • документы, удостоверяющие права лиц  на недвижимое имущество;

     • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

     • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

     • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

     • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных  операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы,    подтверждающие факт передачи  товаров (выполнения работ,  оказания    услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности,  в    том  числе  исключительных  прав  на  них, акты государственных  органов;

     • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

     • таможенные  декларации, документы,  подтверждающие ввоз  в Российскую  Федерацию  валюты  Российской  Федерации,  иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

     • паспорт сделки.

     Агенты  валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые  непосредственно  относятся к проводимой валютной операции.

     Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного  контроля представляются  надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов,  исполненных полностью или  в какой-либо их части на иностранном языке.  Документы, исходящие от государственных органов иностранных  государств,  подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов,  должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные  официальные  документы  могут быть  представлены  без их легализации в случаях,  предусмотренных международным договором Российской Федерации.

     Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции  или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

     Уполномоченные  банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления  лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

     Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

     Органы  валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны: 

• осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

• представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

     Органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

     Органы  и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции,  или  об открытии счета  (вклада) в банке за пределами территории  Российской  Федерации,  санкции к которому применяются  в   соответствии   с   законодательством Российской Федерации иным   органом валютного контроля,  передают  органу валютного контроля,  имеющему право применять  санкции  к  данному лицу, следующую информацию:

     в отношении юридического   лица - наименование, идентификационный номер  налогоплательщика, место  государственной регистрации,  его юридический и  почтовый  адреса, содержание нарушения с  указанием нарушенного нормативного правового акта, дат совершения  и сумму незаконной валютной  операции или нарушения;

     в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

     Уполномоченные  банки передают информацию в соответствии с частью 9 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

     Органы  и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

     Органы  и агенты валютного контроля, и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение  функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.   

5. Принципы   валютного   регулирования  и  валютного    контроля

     Безусловной новеллой является введение в Закон № 173-ФЗ статьи 3 «Принципы валютного регулирования и валютного контроля». Принцип - это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, нормы деятельности. Таким образом, данная статья закрепляет основные исходные положения валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации. Ими являются:

     • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

     • исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

     • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

     • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

     • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

     Введение  данной статьи отражает общую тенденцию  развития российского права как  права присущего правовому государству, в котором находит отражение  приоритета принципа разумного вмешательства  государства в экономические процессы, происходящие в обществе, с целью наибольшей, максимальной реализации прав и свобод всех членов этого общества и соблюдения их интересов в равной мере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Валютный  контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом валютном регулировании и валютном контроле и иными федеральными законами.

     Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

     Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.2

Информация о работе Валютный контроль и регулирование в РФ