Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:59, реферат

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".

Работа состоит из  1 файл

шпора по ФИН. ПРАВУ.doc

— 615.00 Кб (Скачать документ)

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Деятельность  Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация  и осуществление контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках;

 

15. Финансовый  контроль, осуществляемый Министерством  финансов РФ.

 

Постан-е Правит-ва от 06.03.98 « Об утверж-и полож-я о  Минфине РФ» осущ-ет кон-ль за исп-ем фед. бюджета и целевым использ-ем сред-в, кот-е были выделены из фед. бюд-та и гос. Внебюд-х фондов пред-я. Оно имеет право: огранич-ть, приост-ть, а в необ-х случаях и прекр-ть фин-е из фед. бюд-та орг-й при выяв-и фактов нецелев-го исп-я ими в устан-е сроки отчетности о расход-и ранее получ-х сред-в; взыскивать в устан-м порядке с орган-й сред-ва фед. бюд-та, израс-е ими не по целевому назн-ю; наклад-ть штрафы на такие орг-и; провод-ть докумет-е пров-ки и ревизии поступ-я, сохран-ти и правил-ти расход-я фед. и регио-ми органами испол-й власти и предп-ми сред-в фед. бюд-та. При МФ создан Департамент гос. Фин. Контроля и аудитр-й деят-ти( Постан-е Прав-ва РФ от 06.08.98 « О террит-х жен.-ревиз-х органах МФ РФ» - органы к.-р. Организ-ны в суб-х РФ при МФ РФ, они осущет-ют послед-й гос. Кон-ль на тер-и своего региона.

На  Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации». В связи с этим Министерство вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации; проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям.

 

16. Финансовый  контроль, осуществляемый Федеральным  казначейством.

Фед. казначейство наход-ся в подч-и МФ РФ, наделено шир-ми правами, кот-е обес-ют вып-е их контр-х функ-й.Права: произ-ть докум-е пров-ки; получать от банков и иных фин.-кред. Учр-й справки о состоянии счетов пред-й; приос-ть операц-и по счетам пред-й; предус-ть взыск-е в бесср-м порядке с пред-я сред-в, выд-х из бюд-та, налагать на банки и т.д. штрафы; вносить в ЦБ РФ пред-е о лишении соот-х банков и иных ф.-к. учреж-й лицен-и на совер-е банк-х опер-й.

Полном-я: Федеральное  казначейство осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

 

17. Финансовый  контроль, осуществляемый налоговой  инспекцией.

Налог-е органы – Мин-во по нал-м и сборам и  его подр-я.(Указ През-та « О мин-ве по налогам и сборам» от 23.12.98. Ст.87- 2 формы проверок: 1) камиральная; 2)выездная. В их рамках нал-е органы вправе проводить встрч-е проверки, т.е. пр-ки док-в, кот-е отн-ся к же-ти провер-х налогопл-в. 1) К. пров-ка провод-ся по месту нахож-я нал. Органа, на основе нал. Деклар-и и док-в, кот-е предос-ся налогопл-ом, она пров-ся упол-ми ДЛ нал. Органа, в теч-и 3 мес-в со дня предос-я докум-в. При проверки акт и решение не составл-ся, иначе при выездной. В исключ-х случаях акт к.п. м.б. составлен по просьбе налогопл-ка, но акт тогда составл-ся в течении срока проверки и д.б. предоставлен налогопл-ку по оконч-и к.п. 2) необ-мо соот-е решение нал. Органа в отношении одного налогопл-ка, она может провод-ся по одному или нескольким налогам. В течение 1 кал-го года не м.б. 2 выезд-е провер-ки по одним и тем же налогам, за один и тот же период. Она не может длится более 2 месяцев, срок м.б. продлен до 3 месяцев. По окончании проверки составл-ся акт в 2 экзем-х, он д.б. заверен всеми ДЛ нал. Органа, директором пред-я и д.б. роспись о его получении.

 

12 Ведомственный  и внутрихозяйственный финансовый  контроль.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов  исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

К основным задачам ведомственного контроля относятся – контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном  случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный  финансовый контроль, т.е. контроль осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях, и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.).

Контрольные функции  в данном случае – необходимое  условие процесса повседневной финансово-хозяйственной  деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Финансовый  контроль, осуществляемый налоговой  полицией.

 

В отличие от решения нал. Инспекции решение фед. органов нал. Полиции обжалыванию не подлежит. В ст.36 НК-органы налоговой полиции полномочны: при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений: в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела; в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган; при отсутствии налогового правонарушения – об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

19. Финансовый  контроль, осуществляемый Центральным  банком России.

 

ЦБ РФ подотч-н  ГД ФС РФ и его жения-ка в том, что  он соединяет статус органа гос. Управ-я  и юр. Лица, осущ-го хоз. Деятел-ть. Надзирает за деят-ю ком-х банков и др. кред-х орган-й; вправе применять к наруш-м принуд-е меры возд-я, жен-ль за собл-ем зак-ва о валют-м регул-и и денежном обращении.

20. Аудиторский  финансовый контроль.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Удиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным Банком РФ – для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ – для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

Основной целью  аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная  аудиторская проверка проводится в  случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации  подробно регламентируют вопросы, связанные  с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;

с порядком проведения аудиторской  проверки (в частности, предусмотрены  обстоятельства, при которых аудиторская  проверка не может проводиться);

со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);

с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности и т. Д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено  органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

21. Методы финансовый  контроля. Ревизия как основной  метод финансовый контроля.

 

Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. Д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Основной метод  финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы. И т. П. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты  ревизии оформляются актом, имеющим  важное юридическое значение. Он подписывается  руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности.

 

22. Понятие и роль государственного и местного бюджета.

По российскому  законодательству бюджеты разделяются  на государственные и местные. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"