Роль и понятие финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:22, доклад

Описание

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности). финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих обще-ственные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и ис-пользования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Работа состоит из  1 файл

вопросыыы.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Из-за изменения курса  иностранных валют требуется  периодически пересчитывать как  стоимость денежных средств, так  и размер задолженностей.

Такой пересчет делают либо на дату проведения операции в иностранной валюте, либо на дату составления бухгалтерской отчетности (последний день отчетного периода). В результате такого пересчета образуются положительные или отрицательные курсовые разницы.

Так, курсовые разницы  появляются:

при пересчете денежных средств на валютном счете или валюты в кассе - если на дату осуществления операции с валютой (дату составления отчетности) ее курс вырос или снизился;

при пересчете кредиторской задолженности - если на дату погашения  задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался ниже или выше, чем на дату ее возникновения;

при пересчете дебиторской  задолженности - если на дату погашения  задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался выше или ниже, чем на дату ее возникновения.

Например, организация в январе приобрела копировальный аппарат стоимостью 590 долл. США (в том числе НДС - 90 долл. США).

На дату принятия к  бухгалтерскому учету копировального аппарата официальный курс доллара  США составлял 32,00 руб./USD.

В феврале копировальный  аппарат был оплачен и введен в эксплуатацию.

На момент оплаты курс доллара США составил 32,50 руб./USD. В январе бухгалтер организации  сделал проводки:

Дебет 08 Кредит 60 - 16 000 руб. ((590 USD - 90 USD) х 32,00 руб./USD) - учтены затраты, связанные с приобретением копировального аппарата;

Дебет 19 Кредит 60 - 2880 руб. (90 USD х 32 руб./USD) - учтен НДС по приобретенному копировальному аппарату.

В феврале:

Дебет 60 Кредит 51 - 19 175 руб. (590 USD х 32,50 руб./USD) - оплачен счет поставщика;

Дебет 91-2 Кредит 60 - 295 руб. ((32,50 руб./USD - 32,00 руб./USD) х 590 USD) - отражена отрицательная курсовая разница;

Дебет 10 Кредит 08 - 16 000 руб. - копировальный аппарат введен в  эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 2880 руб. - НДС принят к вычету [15].

В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 к прочим доходам и расходам относятся чрезвычайные доходы и  расходы. Эти доходы и расходы  возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (пожар, авария, стихийное бедствие и т.д.). Классификация чрезвычайных обстоятельств приведена в п. 9 ПБУ 9/99. К примеру, к таким доходам относятся страховое возмещение или стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и др.

Возникновение чрезвычайных обстоятельств должно быть подтверждено документально. Для подтверждения  понесения организацией убытков  вследствие чрезвычайной ситуации необходимо обратиться в службы ликвидации последствий  чрезвычайной ситуации или в органы внутренних дел, представив:

акт, удостоверяющий происшедшее  чрезвычайное событие, подписанный  руководителем и специалистами  по ликвидации последствий события;

справку специализированных служб о происшедшем событии (пожарных, метеорологических, сейсмических и т.д.).

После стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в организации обязательно проводится инвентаризация; при этом результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того же периода, в котором она была завершена.

Например, в организации  произошел пожар. При этом пришли в негодность материалы на сумму 120 тыс. руб., а также основные средства, остаточная стоимость которых равна 450 тыс. руб. После проведения инвентаризации основных средств и их ликвидации выявлены детали, пригодные к дальнейшему использованию, текущая рыночная стоимость которых составляет 18 тыс. руб. Для ликвидации последствий пожара были привлечены работники организации, заработная плата которых за период ликвидации составила 50 тыс. руб. (сумма ЕСН и взносов на обязательное страхование составила 18 тыс. руб.), и строительная организация, стоимость работ которой составила 108 тыс. руб. Сторонняя организация добровольно признала себя виновной в возникновении пожара и согласилась выплатить убытки в размере 950 тыс. руб. НДС в примере не учитывается.

Необходимо произвести следующие бухгалтерские записи:

Дебет 02, Кредит 01 - на сумму  начисленной амортизации,

Дебет 91, Кредит 01 - списана  остаточная стоимость основных средств - 450 тыс. руб.,

Дебет 91, Кредит 10 - списаны  материалы - 120 тыс. руб.,

Дебет 10, Кредит 91 - оприходованы детали, оставшиеся от ликвидации основных средств, пригодные к использованию, - 18 тыс. руб.,

Дебет 91, Кредит 70 - начислена заработная плата работникам, занятым в работах по ликвидации последствий пожара, - 50 тыс. руб.,

Дебет 91, Кредит 68, 69 - начислены  ЕСН и взносы на обязательное страхование - 18 тыс. руб.,

Дебет 91, Кредит 60 - учтена в составе чрезвычайных расходов стоимость работ строительной организации - 108 тыс. руб.,

Дебет 76, Кредит 91 - признаны доходы в размере добровольно  уплаченной суммы ущерба виновной организацией - 950 тыс. руб. [19].

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции. Регистром синтетического учета является журнал-ордер № 15 или машинограмма по счету 91 [3] .

 

 

53,Понятие,  состав бухгалтерской отчетности  и общие требования к ней

 

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

 

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

 

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

 

Отчетность организаций  классифицируют по видам, периодичности  составления, степени обобщения отчетных данных.

 

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему  данных об имущественном и финансовом положении организации и о  результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

 

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета  и отражает сведения по отдельным  показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

 

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализаци продукции.

 

По периодичности составления  различают внутригодрвую и го довую отчетность. Внутригодовая  отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.

 

По степени обобщения  отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие  или материнские организации  на основании первичных отчетов.

 

В настоящее время  организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»;

ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

 

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской  отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

 

В соответствии с Законом  «О бухгалтерском учете» (1) и ПБУ 4/99 (9) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

пояснительной записки.

 

Рекомендуемые формы бухгалтерской  отчетности организаций, а также  указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

 

Другие органы, осуществляющие регулирование  бухгалтерского учета, утверждают в  пределах своей компетенции формы  бухгалтерской отчетности банков, страховых  и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина РФ.

 

В пояснительной записке может  быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая  наличие поставок на экспорт, репутация  организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

 

Все большая ориентация отечественной  бухгалтерской отчетности на внешних  пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

 

За 2002 г. годовая бухгалтерская  отчетность включает:

бухгалтерский баланс - ф. № 1;

отчет о прибылях и  убытках - ф. № 2;

отчет об изменениях капитала - ф. № 3;

отчет о движении денежных средств - ф. № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу — ф. № 5;

отчет о целевом использовании  полученных средств - ф. № 6;

пояснительную записку;

специализированные формы, устанавливаемые министерствами и  ведомствами Российской Федерации  для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

итоговую часть аудиторского заключения.

 

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую  проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

 

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности ф. № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

 

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), а также при отсутствии соответствующих данных -Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

 

Общественные организации (объединения), не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывц,е го имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промер точную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные оргаци зации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представля ют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пояснительную записку.

 

 

54,Порядок составления  бухгалтерских отчетов

 

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъя» ляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отраве ние за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Информация о работе Роль и понятие финансового права