Предпринимательство в экономике региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Категория предпринимательства в гражданско-правовом регулировании
1.1 Понятие предпринимательской деятельности…….…………………..…….6
1.2 Признаки предпринимательской деятельности….………….......………6-10
1.3 Место предпринимательского права в правовой системе Российской Федерации...................................................................................................11-13
1.4 Субъекты предпринимательского права…………...………………….13-14
Глава 2 Характеристика предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе-Югре
2.1. Предпринимательская деятельность в ХМАО описание………...15-18
2.2.Основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе……………..18-21
2.3.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе……………………………...21-24
Заключение……………………………………………………………………….25Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_moya.docx

— 53.88 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что в  научной и учебной литературе предлагается рассматривать и иные, не представленные в законодательном  определении признаки предпринимательской  деятельности. Обратим внимание на некоторые из них.

Признак профессионализма предпринимательской деятельности. В качестве признака предпринимательской деятельности профессионализм предлагает выделять, в частности, О.М. Олейник. Раскрывая понятие профессионализма предпринимателя, автор пишет, что данный признак состоит в:

- ведении этой деятельности  людьми, имеющими определенную квалификацию  или информацию, необходимую для  принятия и реализации решений.  В качестве подтверждения профессионализма  действующее законодательство в  одних случаях признает ранее  полученное образование (например, юридическое, экономическое, медицинское), а в других требует сдачи  предпринимателем соответствующих  экзаменов (например, для аудиторов);

- осуществлении предпринимательской  деятельности по определенным  правилам и методикам;

- соответствии результатов  деятельности определенным требованиям;

- подконтрольности деятельности  государственным органам;

- наличии государственных  гарантий деятельности9.

    1. МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В системе  права Российской Федерации предпринимательское  право формируется из норм различных  отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Рассмотрим, как соотносятся  между собой предпринимательское  право и основные отрасли права  в сфере предпринимательства:

1) Базовой  отраслью права является конституционное  право, ибо на его основе  формируются другие отрасли права,  в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую  базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу экономической  деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная  и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской Федерации. Конституцией установлены свободы  экономической деятельности, закреплен  механизм рыночных отношений. Гарантированы  создание и функционирование единого  общероссийского рынка, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической  деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции. Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль10;

2) Следующей  по значимости отраслью права,  взаимодействующей с предпринимательским  правом, является гражданское право,  представляющее собой систему  правовых норм, регулирующих имущественные  и связанные с ними неимущественные  отношения, базирующиеся на автономии  и имущественной самостоятельности  участников таких отношений, методом  юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся  предметом гражданского права,  могут выражать: принадлежность  имущества определенным лицам  (вещные правоотношения); управление  имуществом организаций (корпоративные  правоотношения); переход имущества  от одних лиц к другим (обязательственные  правоотношения). Неимущественные отношения,  связанные с имущественными, представляют  категорию исключительных прав (авторских,  патентных и т.п.). Предпринимательские  имущественные отношения служат  важным элементом предмета гражданского  права. Гражданский кодекс, другие  законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского  права, не только дают легальное  определение предпринимательской  деятельности, но и регламентируют  особенности источников ее гражданско-правового  регулирования, их участия в  обязательствах11.

3) Но  наибольшим по объему регулятором  отношений в сфере предпринимательства  является все же административное  право.

Административное  право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации  и ликвидации исполнительных органов  всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация. Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений. Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов12.

 

1.4 СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  ПРАВА

 

Субъекты  предпринимательского права – это  граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования.

Субъекты  предпринимательских правоотношений – это конкретные участники, стороны  правоотношения, наделённые субъективными  правами и юридическими обязанностями  в сфере хозяйствования.

В них  указывается, что хозяйствующие  субъекты – это российские и иностранные  коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Субъект предпринимательского права - лицо, которое  в силу присущих ему признаков  может быть участником предпринимательских  правоотношений13.

Рассмотрим  признаки субъектов предпринимательского права.

1. Легитимация в установленном  законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации.

2. Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

Выделяют  общую, ограниченную, специальную и  исключительную компетенцию.

Общая компетенция  дает возможность субъектам иметь  права и нести обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Ограниченную  компетенцию имеет субъект, который  самостоятельно ограничил свою хозяйственную  компетенцию в учредительных  документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах.

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей  деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие  целям деятельности, предусмотренным  в уставе, и нести связанные  с этой деятельностью обязанности.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством14.

Глава 2 Характеристика  предпринимательской  деятельности в  Ханты Мансийском Автономном  Округе

 

2.1 Предпринимательская деятельность в ХМАО  описание

 

В 2008 году на территории Югры осуществляло свою деятельность 1,03 тыс. малых предприятий. Среднесписочная численность работников в них  составила 44,87 тыс. человек.  Оборот малых предприятий Югры за январь-декабрь 2008 года составил 96,6 млрд. рублей.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты и действуют  два закона окружного значения - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 27.12.2007 года №213-оз и "О Программе развития малого и среднего предпринимательства  в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы" от 30.12.2003 года № 82-оз. На основании закона о Программе  проводится финансирование малых предприятий, организация семинаров и консультаций для малых предприятий, формирование реестра нежилых помещений для  субъектов малого бизнеса, формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.

В автономном округе действуют организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и  среднего бизнеса, среди них Фонд поддержки предпринимательства  Югры его филиалы и представительства, Торгово-промышленные палаты, Окружной бизнес-инкубатор его филиалы  и представительства, Лизинговые компании, Консалтинговый центр.

В 2010 году на территории автономного округа осуществляло свою деятельность 18,2 тыс. малых предприятий  с учетом микропредприятий и 226 средних предприятий. Среднесписочная численность работников по оценке составила на малых предприятиях с учетом микропредприятий 92,9 тыс. человек и средних предприятиях 26,2 тыс. человек. На территории автономного округа зарегистрировано 49,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Наиболее популярными в сфере малого и среднего предпринимательства являются такие виды экономической деятельности, как:

    • оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 35,5%;
    • строительство – 17,9%;
    • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг –17,2%;
    • транспорт и связь – 10,0%.

Оборот  субъектов малого и среднего предпринимательства  автономного округа за январь-декабрь 2010 года составил 334,6 млрд. рублей. Деловой  активности способствуют созданные  в автономном округе условия, направленные на развитие малых и средних предприятий.

Консолидированный объем средств, направленных на поддержку  малого и среднего предпринимательства  в январе-декабре 2010 года, составил 2 911,4 млн. рублей, в том числе средства автономного округа 334,8 млн. рублей.

За 2010 год  открыто 607 малых предприятий, сохранено 5 169 рабочих мест и создано 1 671 рабочее  место.

В 2010 году автономному округу за счет средств  федерального бюджета установлен объем  средств субсидии, предоставляемой  на реализацию мероприятий программы  развития малого и среднего предпринимательства  в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы в размере 105,5 млн. рублей, в том числе:

- на реализацию мероприятий по поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса в размере 20,0 млн. рублей;

         -  на поддержку малого и среднего предпринимательства путем микрофинансирования 70 млн. рублей;

         -  на возмещение предприятиям затрат связанных с расходами на обучение своих сотрудников в сумме 4 млн. рублей;

         -  компенсация затрат по бизнес-инкубированию в сумме 1,5 млн. рублей; а также на компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам 10 млн. рублей.

В целях  создания благоприятных условий  для функционирования малых и  средних предприятий в 2010 году осуществлялись виды поддержки: микрофинансирование; компенсация процентной банковской ставки; обеспечение гарантий по обязательствам; организация семинаров, консультации для предприятий и др.

Еще одним  источником поддержки предприятий  малого и среднего бизнеса являются муниципальные программы. По состоянию  на 31 декабря 2010 года во всех муниципальных  образованиях приняты и действуют  муниципальные программы поддержки  малого и среднего предпринимательства.

Консолидация  финансовых ресурсов: федерального бюджета, окружного и местного позволяет  более эффективно оказывать государственную  поддержку развитию бизнеса.

Для координации  действий всех органов власти, прозрачности, целесообразности и эффективности  принимаемых  управленческих решений  в автономном округе функционирует  Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, члены которого участвуют в экспертизе нормативных  правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в автономном округе.

По состоянию  на 1 января 2011 года в 21 муниципальном  образовании автономного округа осуществляют свою деятельность 48 советов (комиссий) по развитию малого и среднего предпринимательства при органах  государственной и муниципальной  власти.

В целях  поддержки предпринимательства  путем сокращения затрат на аренду помещений на базе Окружного бизнес инкубатора осуществляется формирование фонда нежилых помещений для  размещения субъектов предпринимательства  по льготным ставкам. На территории автономного  округа утвержден перечень государственного имущества, находящегося в пользовании  субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформированы и утверждены перечни  муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование  субъектам предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, которые  реализуются на территории 13 городских  округов и 9 муниципальных районов, а также в 16 городских и сельских поселениях автономного округа. В  данные перечни включены 417 объектов общей площадью 109,2 тыс. кв. метра, из них 348 объектов общей площадью 93,6 тыс. кв. метров сдается в аренду 256 субъектам  малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Предпринимательство в экономике региона