Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными событиями.

Содержание

Введение
Глава І. Понятие страхования
1.1 Характерные черты страхования
1.2 Функции страхования
1.3 Виды страхования
Глава ІІ. Правовые основы обязательного страхования
2.1 Обязательное пенсионное страхование
2.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев
2.3 Обязательное медицинское страхование
2.4 Обязательное государственное личное страхование
Глава ІІІ. Государственное регулирование страховой деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 44.46 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава І. Понятие страхования

1.1 Характерные  черты страхования

1.2 Функции  страхования

1.3 Виды страхования

Глава ІІ. Правовые основы обязательного страхования

2.1 Обязательное  пенсионное страхование

2.2 Обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев

2.3 Обязательное медицинское страхование

2.4 Обязательное государственное личное  страхование

Глава ІІІ. Государственное  регулирование страховой деятельности

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Страхование как  система защиты имущественных интересов  граждан, организаций и государства  является необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает  в двух обособленных формах: в форме  социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными событиями.

Правовые  основы страхования закреплены в  Конституции РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Федерации. Страховая  деятельность в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество нормативных правовых актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Страхование  является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей российского права, и в первую очередь гражданского и финансового  права.

Важнейшими  нормативными правовыми актами, регулирующими  страхование, являются: Гражданский кодекс РФ (гл. 43, ст. 927-970), Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», (в ред. Закона от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ), Закон Российской Федерации от 28 июля 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др. Принят Федеральный закон от 25 мая 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который вступил в действие с 1 июля 2003 г.

Большое значение для правового регулирования  страхования имеют Указы Президента России, в частности от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании  пассажиров» (в ред. Указа от 6 апреля 1994 г.), от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования».

Отношения по страхованию регулируются постановлениями  Правительства России: от 4 ноября 1991 г. № 581 «О государственном обязательном бесплатном личном страховании граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны с  радиационным риском»; от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона об обязательном государственном  личном страховании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и сотрудников федеральных органов  налоговой полиции».

Значительную  роль в правовом регулировании страховых  отношений играют нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации по валютному регулированию  страховой деятельности, Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью в российской Федерации (до августа 1996 г.) и соответствующего Департамента Министерства финансов России. Если международными договорами, заключенными в российской Федерации, установлены  иные правила, чем в страховом  законодательстве России, то действуют  правила международных договоров.

Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть понятие страхования как экономической  и правовой категорий; рассмотреть  виды страхования, предусмотренные  законодательством РФ; охарактеризовать виды обязательного страхования.

 

ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ

 

В русском  языке понятие «страхование»  всегда ассоциировалось с деятельностью  по «предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного». В современном русском языке основной смысл понятия «страхование» сохранился. Страховать – означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях»1.

В экономическом  аспекте страхование представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования  централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование  применялось еще в Древнем  Риме. В Древней Греции уже в  эпоху Александра Македонского создавались  «не только взаимные, но и акционерные  страховые общества».2

Появление страхования на Руси связывается  исследователями с памятником древнерусского права – «Русской правдой» (X-XІ  в. ), где впервые была предусмотрена возможность возмещения вреда общиной в случае убийства3.

Однако  страхование в собственном смысле этого слова возникает в XІV в. Именно с этого времени, по мнению дореволюционных русских ученых, а также зарубежных исследователей, страхование выступает как деятельность коммерческих страховых организаций, основной целью которых становится «распределение убытков», а также «получение прибыли от страховых операций». В дореволюционной России страхование было одной из форм деятельности самых разнообразных предприятий и обществ. Ведущую роль среди них играют акционерные общества, для которых страхование является одной из форм коммерческой деятельности.

Сразу после  Октябрьской революции 1917 г. в России правительством была поставлена задача национализации страхового дела. 28 ноября 1918 г. Совнаркомом РСФСР был принят декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике»4, в соответствии с которым все частные страховые общества ликвидировались, а их имущество и денежные средства переходили в собственность государства. Страхование во всех его видах было объявлено с этого времени монополией государства, которая просуществовала вплоть до экономической реформы 90-х гг. XX в.

Вся работа по страхованию в бывшем Союзе  ССР осуществлялась органами Госстраха  СССР.

Начиная с 1990 г. в России произошли радикальные  изменения в подходах государства  к регулированию страхования, созданы  новые условия функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных.

 

    1. Характерные черты страхования

 

Характерными чертами  страхования являются:

  • Не постоянный, а вероятностный характер отношений.

При страховании  нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым  связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного  страхователя, интересы которого будут  подлежать защите в тот или  иной момент времени.

  • Возвратность средств.

Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом  расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю приданной форме страхования ( в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти – десяти лет после их внесения.

  • Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений.

Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования – юридические и физические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования. Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

  • Целевое использование создаваемого фонда.

Расходование страховых  ресурсов осуществляется исключительно  в строго определенных случаях, обусловленных  условиями договора страхования. Порядок  заключения и условия договора страхования  регулируются нормами гражданского права.

 

    1. Функции страхования

 

Страхованию как  одному из самостоятельных звеньев  финансовой системы присущи все  основные функции категории финансов, но в определенных специфических  проявлениях.

Так, распределительная  функция финансов проявляется в  страховании через такие специфические  черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция страхования заключается  том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой  системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления  возможных убытков страхователей. Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются  в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д. За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется  в том, что в случае наступления  страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может  выполнять и сберегательную функцию. Это происходит, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных  потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых  платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категория «страхование»  в наибольшей степени присуща  функция накопления обусловленных  договором страховых сумм в их денежном выражении.

Контрольная функция, как основная функция финансов, присуща  и страхованию. Она проявляется  том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов. Данная функция проявляется  одновременно с распределительной и является одним из оснований осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.

Наличие специфических  черт и функций, присущих страхованию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений.

 

    1. Виды страхования

 

Видом страхования  является страхование однородных, одинакового  происхождения (назначения) предметов  страхования от одного или совокупности страховых рисков (случаев) и связанных  с ними имущественных интересов  по установленным для всех предметов  условиям, способам страховой защиты интересов, формирования и использования  страховых фондов (резервов).

Виды страхования  объединяются по определенным признакам  в подотрасли страхования. Подотрасль страхования представляет собой совокупность видов страхования близких или родственных предметов страхования и связанных с ними имущественных интересов с характерными для них страховыми рисками (страховыми случаями), условиями и способами страховой защиты.

Основные виды страхования  по подотраслям имущественного и личного страхования представлены в таблице 1. В указанных видах страхования, как правило, выделяются еще подвиды страхования в связи с наличием определенных различий в самих предметах страхования, присущих им рисковых обстоятельствах, а также в характере причиняемого страховыми случаями вреда, в порядке и методах определениях и выплаты страхового возмещения (обеспечения).

Информация о работе Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета в Российской Федерации