Понятие, признаки и виды субъектов коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:42, реферат

Описание

Коммерческое право, как отрасль права имеет помимо своего предмета, метода, еще отдельно выделенные и объект и субъект права. В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью). Исходя из сложившегося понимания субъекта права, представляется возможным понимать под субъектами коммерческой деятельности таких физических и юридических лиц, которые обладают правоспособностью, достаточной для их участия в торговом обороте. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие и основные признаки субъектов коммерческого права…………5
1.1. Понятие субъект коммерческого права……………………………………5
1.2. Отличительные особенности субъектов коммерческого права…………7
Глава II. Виды субъектов коммерческого права…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине Коммерческое право

на тему «Понятие,  признаки и виды субъектов коммерческого права»

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы ЮЗ - 501

Воротягина А.Н.

Преподаватель

______________________

фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Понятие и основные признаки субъектов коммерческого права………………………………………………………………………………5

1.1. Понятие  субъект коммерческого права……………………………………5

1.2. Отличительные  особенности субъектов коммерческого  права…………7

Глава II. Виды субъектов коммерческого права…………………………..12

Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России становление коммерческого права прошло следующие основные этапы: дореволюционный, советский и современный.

В конце XIX – XX вв. экономика России встала на капиталистический путь развития, что сопровождается принятием мер по развитию и систематизации коммерческого права. В советской правовой литературе были высказаны принципиальные возражения против рассмотрения коммерческого права как самостоятельной отрасли права, действующей параллельно с гражданским правом. Авторы публикаций исходили из процессов не коммерциализации, а социализации, считая, что и то, и другое право призвано служить общественным целям, коллективному интересу, что выделение коммерческого права из общего гражданского права при советском строе лишено оснований. Критики исходили из того, что победа социалистического сектора неизбежна и поэтому нет необходимости закреплять на будущее приспособление институтов буржуазного торгового права к условиям социалистической экономики.

С 90-х годов в России началось создание коммерческого права, не имевшего аналогов в прошлом. Становление коммерческого права идет одновременно со становлением рыночной экономики.

Коммерческое право, как отрасль  права имеет помимо своего предмета, метода, еще отдельно выделенные и объект и субъект права. В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью). Исходя из сложившегося понимания субъекта права, представляется возможным понимать под субъектами коммерческой деятельности таких физических и юридических лиц, которые обладают правоспособностью, достаточной для их участия в торговом обороте. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу.

И так цель данной работы является изучение понятия субъект  коммерческого права, рассмотрение особенностей и отличий субъектов коммерческого права,  а также рассмотрение их классификации.

Задачами данной работы являются рассмотрение понятия субъект  коммерческого права с правовой точки зрения, а также классифицировать основные виды субъектов коммерческого права и описать их особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и основные признаки субъектов коммерческого права

 

1.1. Понятие субъект коммерческого  права

 

По традиции, сложившейся  столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого в зарубежных торговых кодексах и литературе по коммерческому праву в качестве центрального при характеристике субъектов торговых отношений выделялось понятие "коммерсант". Однако развитие товарного обращения потребовало пересмотра такого подхода.

По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота  рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого в зарубежных торговых кодексах и литературе по коммерческому праву в качестве центрального при характеристике субъектов торговых отношений выделялось понятие "коммерсант". Однако развитие товарного обращения потребовало пересмотра такого подхода.

В современном торговом обороте  помимо собственно торговцев активно  участвуют и играют значимую роль и другие группы лиц. Огромные масштабы и постоянное развитие торговли создали  значительное разнообразие ее субъективного состава.

Так, участниками торговой деятельности являются все организации, изготавливающие  товары для реализации. Увеличение объемов производства и насыщение  рынка резко повысили значение сбытовой функции, повлекли подчинение производства задаче реализации товара. В результате организации-изготовители стали обязательными участниками торгового оборота, расширилось участие в торговой деятельности профессиональных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей.

С точки зрения отраслевой структуры  товарного обращения в круг участников торговой деятельности входят организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания, а также иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Участниками коммерческой деятельности признаются также все организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, материалы, комплектующие изделия для использования в производственном процессе или иного хозяйственного потребления.

Участие огромного круга субъектов  в совершении торговых операций, различие выполняемых при этом функций сняло необходимость использования для обозначения участников торговой деятельности термина "коммерсант", закрепленного в зарубежных торговых кодексах. Этот термин приобретает новое назначение, стал служить иным целям. Коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. Вместе с тем действия в качестве коммерсанта налагают на лицо определенные обязанности.

Понятие субъекта коммерческого  права основывается также на учении частного права о лицах. Учение о лицах представлено единым понятием лица, которое объединяет субъекты коммерческого, предпринимательского и гражданского права. Но каждая из названных отраслей права выделяет относительно одних и тех, же субъектов правоотношений свои особенности. При определении особенностей избирается какой-либо критерий. Таким критерием является предмет и метод правового регулирования. Именно с помощью предмета и метода можно отграничить отрасли права.

Для того чтобы определить предмет и метод коммерческого права необходимо дать определение понятию коммерческое право.  Коммерческое право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленные на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть. Из данного определения можно выделить, что предметом коммерческого права является - совокупность правовых отношений, связанных с коммерческой (торговой) деятельностью.

В предмет коммерческого  права включаются правоотношения, связанные  с осуществлением оптовой торговли.

Таким образом, понятие субъекта коммерческого права можно сформулировать следующим образом: субъекты коммерческого права - это лица юридического и функционального видов, участвующие в торговом обороте, систематически осуществляющие торговую деятельность на профессиональной основе в целях извлечения прибыли и развития торговых отношений.

 

1.2. Отличительные  особенности субъектов коммерческого  права

 

И так мы выяснили, что субъектом коммерческого права является лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, действующее в торговом обороте на профессиональной основе, приобретающее права и обязанности от своего имени и несущее самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Субъектами коммерческой деятельности являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица.

Некоторые специалисты  полагают, что коммерческое право является подотраслью гражданского права. Но это не так. Если рассматривать круг субъектов коммерческого права, то он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Различной оказывается также торговая и гражданская правоспособность отдельных видов лиц.

Однако одним из главных  отличий является то, что Отличительной особенностью субъекта коммерческого права является постоянное осуществление им торговой деятельности, на профессиональной основе.  Субъекту коммерческого права свойственны такие признаки (особенности), которые выделяют его из общего ряда субъектов частного права. К ним можно отнести следующие:

1) занятие торговой  деятельностью (оптовая торговля, которой не могут заниматься  все участники гражданского оборота);

2) осуществление торговой деятельности на профессиональной основе;

3) торговая деятельность  имеет постоянный, устойчивый характер; лицо занимается ею систематически  и извлекает из этого доход,  т.е. торговая деятельность является  постоянным занятием.

В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:

1) юридические лица;

2) граждане-предприниматели;

3) специальные субъекты.

Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.

В Российской Федерации  профессиональной коммерческой деятельностью  могут заниматься граждане, если они  в установленном законом порядке  зарегистрированы в качестве предпринимателей. Такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско-правовую ответственность. Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика.

Субъектами коммерческого  права могут быть юридические  лица.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1ст. 48 ГК РФ).

Специальные субъекты товарного  рынка не совершают сделок, а создают  возможности другим лицам совершать  сделки. К таким организациям относятся, к примеру: 1) товарные биржи; 2) оптовые ярмарки; 3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).

Всех специальных субъектов  торговой деятельности можно объединить в две группы:

1) специальные субъекты  товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам:

а) товарные биржи;

б) валютные биржи;

в) фондовые биржи;

г) выставки-ярмарки;

д) торгово-промышленные палаты;

2) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок. Они классифицируются следующим образом:

а) независимые посредники - действуют от своего имени и  за свой счет:

- дилеры - специальные  торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара;

- торговые дома - многопрофильные  организации, которые занимаются  торговлей и производственной  деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;

- трейдеры - специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях;

- стокисты - особый вид специализированных  посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;

б) посреднические организации, не приобретающие  собственности на товар, а оказывающие  в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.

К данному виду посредников относятся  дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.). Дистрибьюторы классифицируются на:

Информация о работе Понятие, признаки и виды субъектов коммерческого права