Понятие и принципы бюджетного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:53, реферат

Описание

Поэтому финансовое право рассматривается в книге и с общетеоретических позиций (предмет финансового права, его методы, принципы, финансово-правовые нормы, правоотношения и др.), и с точки зрения основных направлений правового регулирования сфер финансовой деятельности (бюджетное право, правовое регулирование государственных доходов, правовые основы государственного кредита, правовое регулирование государственных расходов, правовые аспекты банковской деятельности, расчетные правоотношения, ценные бумаги и т.д.).

Содержание

Введение.
Понятие и принципы бюджетного финансирования.
Принципы бюджетного финансирования.
Принципы финансирования бюджетных учреждений.
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Финансовое право.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

      Начиная с 1997 г. Правительство Российской Федерации выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности. 

      Принципы  финансирования бюджетных учреждений. 

      Для выявления специфики бюджетного планирования в непроизводственной сфере целесообразно, прежде всего, классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации  по группам с учетом характера  их деятельности, методов организации управления и финансирования.

      В первую группу могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к  материальному производству. Они  организуют свою деятельность на принципах  хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь Законом Республики Беларусь "О предприятии". Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. 

      Во  вторую группу включаются отрасли, находящиеся  на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные. Метод ведения хозяйства здесь определяется преобладающим источником возмещения расходов.

      К третьей группе принадлежат отрасли  и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими  услуги — бесплатные, источником их финансирования является государственный  бюджет.

      Бюджетные учреждения могут финансироваться  за счет средств:

      - республиканского бюджета

      - местного бюджета,

      - государственных внебюджетных фондов,

      - бюджетов всех уровней,

      - внебюджетных доходов,

      - средств, поступивших во временное  распоряжение.

      Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

      1. Составление и утверждение бюджетной  росписи. Бюджетная роспись составляется  на основе утвержденного бюджета  главным распорядителем бюджетных  средств по получателям бюджетных  средств.

      2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

      3. Составление сметы доходов и  расходов. Бюджетные учреждения  в течение 10 дней со дня получения  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  обязаны составить и представить  на утверждение смету доходов  и расходов по установленной  форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

      4. Лимиты бюджетных обязательств  представляют собой предельный  объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

      Получатели  бюджетных средств имеют право  на:

      1) своевременное получение и использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

      2) своевременное доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств;

      3) компенсацию в размере недофинансирования.

      Получатели  бюджетных средств обязаны:

      1) своевременно подавать бюджетные  заявки или иные документы,  подтверждающие право на получение  бюджетных средств;

      2) эффективно использовать бюджетные  средства в соответствии с  их целевым назначением;

      3) своевременно и в полном объеме  возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной  основе;

      4) своевременно и в полном объеме  вносить плату за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  на возмездной основе;

      5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

      Бюджетные учреждения расходуют бюджетные  средства строго на определенные цели:

      • на оплату труда в соответствии с  заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими  размер заработной платы соответствующих категорий работников;

      • на перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды;

      • на трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с законами, законами субъектов и правовыми актами органов местного самоуправления;

      • на командировочные и иные компенсационные  выплаты работникам в соответствии с законодательством;

      • на оплату товаров, работ и услуг  по заключенным государственным  или муниципальным контрактам;

      • на оплату товаров, работ и услуг  в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. 

      Понятие бюджетного дефицита, его причины и  последствия. 

      Важнейшей причиной поддержания и наращивания  бюджетного дефицита являются огромные бюджетные расходы. Они не только выступают в качестве самого эффективного способа перераспределения общественного богатства в пользу немногих привилегированных групп и организаций, но и являются надежным способом, ведущим к устойчивой деградации отечественной экономики. Отказ от сокращения государственных расходов по причине «дальше просто некуда» означает лишь проявляемую таким образом властями заинтересованность, как в сохранении существующих механизмов перераспределения, так и их не заинтересованность в возобновлении экономического роста.

      Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Следует отметить, что качество самого дефицита может быть различным:

      - дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

      - дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупных стихийных бедствий и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам особого рода;

      - дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В данном случае бюджетный дефицит представляет собой явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только экономических, но и политических решений.

      Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного  характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые  доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

      Однако, бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

      Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.

      Дефицит государственного бюджета ведет  к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и  темпом инфляции. Как правило, более  высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой — делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.

      Нельзя  не акцентировать внимания еще на одном факте: чтобы приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос на нее, поднимает международную ценность и, несомненно, приводит к сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны. Последствием становится уменьшение валового внутреннего продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.

      Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:

      - инфляция;

      - государственный долг;

      - истощение валютных резервов;

      - снижение инвестиционной активности;

      - сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;

      - снижение жизненного уровня населения. 

      Заключение 

      Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

      Реформирование  бюджетного процесса осуществляется по различным направлениям, среди которых  формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки и результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов с одновременным мониторингом и финансовым контролем за достижением намеченных целей и результатов, модернизация механизмов бюджетного финансирования, предполагающая внедрение новых форм финансирования учреждений, оказывающих социальные услуги населению. 

      Основной  предпосылкой для внедрения новых  форм финансирования бюджетных учреждений социальной сферы является уточнение  их правового статуса. Повышение  эффективности использования бюджетных  средств в рамках проводимой реформы  обеспечивается именно созданием механизмов, при которых государственные и муниципальные социальные услуги могли бы предоставляться учреждениями различных организационно-правовых форм.

Информация о работе Понятие и принципы бюджетного финансирования