Понятие и предмет налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать особенности предмета и понятия налогового права.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.19 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Реформирование  российской экономики, политической системы  и социально-культурной сферы немыслимо без создания эффективной налоговой системы. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Успех или неудача проводимых в стране преобразований напрямую зависит от собираемости налоговых платежей.

     Для налогового права характерно тесное переплетение, с одной стороны, публичных проблем, связанных с общими интересами государства, с другой стороны, частных проблем, ставящих в центр научной парадигмы отдельного налогоплательщика.

     Налоговое право – одна из самых молодых  отраслей в правовой системе России. Однако уже сформировались доктринальные основы налогового законодательства, завершается его кодификация, активно формируется судебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функционирует разветвленная система налоговых органов. Вместе с тем налоговому праву до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный, прежде всего, с его кодификацией, продолжается непрерывно, что постоянно ставит все новые вопросы и проблемы перед налогово-правовой наукой и практикой. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

     В числе современных ученых, обращавшихся к данной проблематике  следует  назвать таких авторов, как: А.В. Демин, М.В. Карасева, М.В Кустова, Г.В. Петрова, и др.

     Цель  настоящей курсовой состоит в  том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать особенности предмета и понятия налогового права.

     Из  цели вытекают следующие задачи: определить место налогового права в системе  права; рассмотреть основные принципы и источники налогового права; исследовать предмет налогового права.

      По  своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  налогового права

     1.1 Сущность и место налогового права в правовой системе

     Финансовое  обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

     Налоговое право — это отрасль системы  права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы, т. е. в сфере налогообложения.

       В современной науке не существует единого мнения о месте налогового права в правовой системе. Обычно выделяют три основных подхода к определению природы налогового права.

     Налоговое право – это один из институтов финансового права, регулирующий правовой режим бюджетных доходов государства. Действительно, в предмет финансового права входят общественные отношения, регулирующие формирование государственного бюджета. Бюджет пополняется за счет различных доходов, одним из которых являются налоги.

     Налоговое право имеет особенности, присущие финансовой деятельности государства, и является по своему юридическому назначению управленческим правом или  правом налогового управления). Закрепляя  соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

     Налоговое право – это самостоятельная  отрасль права в системе российского права со своим специфическим предметом и методом. Обоснованием данного подхода служит то, что общественные отношения, регулируемые налоговым правом, действительно носят специфический характер и, соответственно, требуют особого метода регулирования.

     Принятие  Налогового Кодекса Российской Федерации, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, систему налогов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности, отдельные виды налогов, обуславливает выделение налогового права в самостоятельную отрасль права [6;7].

     Налоговое право – это подотрасль финансового  права, находящаяся в стадии перехода от института к отрасли. Данный подход служит компромиссом при определении места налогового права, поскольку объединяет основные доводы сторонников предыдущих концепций.

     Термин  «налоговое право» употребляется не только как название отдельной отрасли законодательства или подотрасли финансового права, но и других отраслей права, касающихся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.   

     1.2 Принципы налогового права

     Принципы  права представляют собой, с одной  стороны, систему координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития этой отрасли. Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся налоговой реформы, когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы Российской Федерации, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны. В таких условиях именно принципы налогового права становятся ценностными ориентирами развития столь сложного социально-экономического феномена, как налоговая система.

     Принципы  налогового права — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.

     Эти общие начала находят свое выражение  непосредственно в нормах налогового права.

     Общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом. В положениях Конституции не указано, для чего они устанавливаются, каково их значение. Ответ на эти вопросы дается в практике Конституционного Суда Российской Федерации [2;23]. В 1997 г. в постановлении по одному из дел о проверке конституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд отметил, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации указал на общеценностную и общегуманитарную природу отраслевых принципов налогового права.

     Внимание  к правовым принципам возрастает и потому, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ в Российской Федерации «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

     Твердая позиция по вопросу об общепризнанных принципах международного права особенно важна и в связи с современным этапом интеграции России в мировое сообщество, что предполагает, в частности, сближение правовых, финансовых и налоговых систем различных стран.

     Специфика налогообложения (его дуалистичность), являющегося предметной областью регулирования налогового права, также нашла отражение в принципах налогового права. Принципы налогового права включают в себя и общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Не все экономические принципы реализованы в законодательстве. В Налоговом Кодексе Российской Федерации не нашел закрепления принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (содержание которых упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается экономистами, сегодня этому принципу не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

     Как и принципы других отраслей права, они  могут быть разделены на два вида: социально-правовые (они, как правило, имеют общеправовое значение) и специально-правовые [9;25].

     В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и принципы организации налоговой системы. При этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, принцип экономического основания налогов и сборов) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.

     При классификации основных принципов  налогового права к социально-правовым относят такие присущие всем отраслям права принципы, как законность, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип равенства. В свою очередь, специально-правовые принципы (в литературе их именуют также отраслевыми) определяют специфику налогового права.

     К основным (базовым) принципам этого  вида относятся, в частности, следующие принципы: законности налогообложения; всеобщности и равенства налогообложения; справедливости налогообложения; взимания налогов в публичных целях; установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; экономического основания налогов (сборов); презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; определенности налоговой обязанности; единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; единства системы налогов и сборов. 

     1.3 Источники налогового права

     Источник  права — это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.

     Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли финансового  права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.

     Источниками налогового права являются нормативные  правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования.

     Все нормативные акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты [5;55].

     Закон — это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным  органом государства либо населением на референдуме.

     Конституция Российской Федерации является основным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции Российской Федерации и не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции Российской Федерации содержатся основные положения (принципы), которые развиты в Наловом Кодексе Российской Федерации, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

     Конституционные принципы составляют основу разграничения  полномочий в налоговой сфере.

Информация о работе Понятие и предмет налогового права