Получатели и распорядители бюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:36, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение сущности бюджетного процесса в Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить порядок организации бюджетных процедур;
Показать роль Федерального казначейства и его территориальных органов в организации исполнения бюджета;
Изучить организацию бюджетного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ, ИХ УТВЕРЖДЕНИЕ 4
1.1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ 4
1.2. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ 7
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ, ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 11
2.1 ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ 11
2.2. КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 14
2.3. ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 17
2.4. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА 18
3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23

Работа состоит из  1 файл

Получатели и распорядители бюджетных средств.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

  Содержание 

Введение

    Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

    Совокупность  действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой представляет собой бюджетный процесс.

    Целью данной работы является изучение сущности бюджетного процесса в Российской Федерации.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    • Изучить порядок организации бюджетных процедур;
    • Показать роль Федерального казначейства и его территориальных органов в организации исполнения бюджета;
    • Изучить организацию бюджетного контроля.
  1. Организация составления проектов бюджетов, их утверждение

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6):

    Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением1.

    Бюджетный процесс включает четыре стадии (этапа) бюджетной деятельности2:

  • Составление проекта бюджета.
  • Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • Исполнение бюджета.
  • Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

    Важнейшими  составными частями бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, контроль и анализ бюджетных показателей, осуществляемые на всех стадиях бюджетной деятельности.

    Продолжительность бюджетного процесса длится около трех лет: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период,— с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение — восемь месяцев.

1.1. Составление проектов бюджетов

    Базовые макроэкономические показатели, или  параметры прогноза (сценарные условия) социально-экономического развития РФ, на следующий год Правительство РФ доводит до законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации до начала финансового года3:

  • объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
  • уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года);
  • нормативы отчислений от регулирующих налогов — единые для всех территорий;
  • объемы финансовой помощи (дотации и субвенции).

    Составление бюджета основывается на положениях Бюджетного послания Президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны в целом и соответствующей территории на очередной финансовый год.

    Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на базе показателей которых органы исполнительной власти и осуществляют формирование проектов бюджетов.

    К сведениям, необходимым для составления  проектов бюджетов, относятся:

  • действующее на момент разработки показателей бюджета налоговое законодательство;
  • нормативы отчислений от регулирующих доходов вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
  • предполагаемые объемы финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней власти нижестоящим;
  • объемы и виды расходов, передаваемых в планируемом году с одного уровня бюджетной системы на другой;
  • нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • объемы финансирования долгосрочных целевых программ за счет средств бюджета;
  • другие сведения, материалы и расчеты, обосновывающие контингент и доли поступающих в бюджет доходов или суммы бюджетного финансирования.

    Формирование  перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

    Одновременно  с проектом бюджета на очередной  финансовый год составляются4:

  • прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории;
  • адресная инвестиционная программа;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики;
  • расчет объема и структуры государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета;
  • программа предоставления государственных или муниципальных гарантий;
  • оценка результатов ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
  • другие документы, материалы, расчеты по анализу и обоснованию доходов и расходов бюджета, их структуры и динамики.

    Исполнительные  органы власти субъектов Федерации  доводят до представительных и исполнительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации представляют федеральным исполнительным органам власти отчеты об исполнении бюджетов за прошлый финансовый год, а также утвержденные бюджеты на текущий финансовый год. Местные администрации представляют подробную информацию исполнительным органам власти субъектов Федерации.

    Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов и планов развития регионов, а также целевых программ. На основании  этих расчетов исполнительный орган власти вносит предложения о доходах и расходах бюджета (проект бюджета) соответствующему законодательному (представительному) органу власти. Одновременно представляется информация о прогнозируемом бюджете и минимальных бюджетах нижестоящего уровня. Сроки внесения документов в законодательный (представительный) орган власти устанавливаются этим законодательным (представительным) органом власти. Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности по бюджетам территории исполнительный орган вправе составить сводный финансовый баланс. По запросам исполнительных органов власти, включая налоговые службы и органы статистики, все предприятия обязаны безвозмездно представлять им сведения, необходимые для составления этих балансов5.

1.2. Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов

    Рассмотрение  и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах: в Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления.

    Правительство РФ выносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года одновременно с указанными ранее документами. Этот проект федерального закона представляется Президенту РФ. Совет Государственной Думы в течение суток после его получения направляет все материалы в Комитет по бюджету для подготовки заключения. На основании заключения данного Комитета решается вопрос о принятии проекта федерального закона о бюджете к рассмотрению в Государственной Думе либо к возвращению в Правительство РФ на доработку.

    Доработанный  законопроект со всеми необходимыми документами должен быть вновь представлен в Государственную Думу в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы, после чего направлен в Совет Федерации и комитеты Думы, ответственные за отдельные разделы и подразделы федерального бюджета для внесения замечаний и предложений. Результаты анализа с точки зрения целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможности соответствующих статей федерального бюджета и заключения по каждому комитету направляются в Комитет по бюджету, который составляет сводное заключение по законопроекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную Думу6.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях.

    При рассмотрении законопроекта о федеральном  бюджете в первом чтении, которое длится 30 дней со дня его вынесения на обсуждение в Государственную Думу, обсуждаются концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год, к которым относятся (ст. 199 Бюджетного кодекса РФ):

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источники его покрытия;
  • общий объем расходов федерального бюджета на предстоящий год.

    При рассмотрении в первом чтении проекта  федерального бюджета Госдума заслушивает доклад Правительства РФ и содоклады Комитета по бюджету и профильных комитетов, а также доклад Счетной палаты РФ и выносит решение о принятии указанного законопроекта.

    В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может7:

  • передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

    Согласительная  комиссия в течение десяти дней разрабатывает  новый вариант федерального бюджета и выносит его на рассмотрение в Государственную Думу в первом чтении. Прежняя процедура повторяется и заканчивается принятием решения о федеральном бюджете в первом чтении.

    Во  втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Второе чтение длится 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

    В целях нормализации бюджетного процесса в субъектах РФ Государственная Дума направляет в органы исполнительной власти субъектов РФ сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его между бюджетами субъектов.

    Государственная Дума в третьем чтении утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, а также расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета. Рассмотрение в третьем чтении продолжается 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Информация о работе Получатели и распорядители бюджетных средств