Плата за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание

из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»[1]). Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета

Работа состоит из  1 файл

прир.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

- Постановление КМ РТ от 24 апреля 1995 г. №242 "Об упорядочении взимания единовременной платы за предоставляемые земельные участки для целей жилищного строительства"; и др.

Выделим ряд ведомственных нормативных  актов:

- Приказ  МНС РФ от 6 марта 2000 г. N АП-3-04/90 "Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изм. и доп. от 15 октября 2001 г.);

- Письмо  МНС РФ от 27 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/351 О Разъяснениях по отдельным  вопросам, связанным с исчислением и уплатой земельного налога;

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 6 августа  1998 г. N ВП-6-04/502 "Об изменении порядка  перечисления в федеральный бюджет  средств, поступающих от взимания  платы за землю";

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 31 октября 1997 г. N 04-3-04/161 О льготах по уплате земельного налога за участки, используемые для расположения объектов мобилизационного назначения;

- Письмо  Госкомзема РФ, Госналогслужбы РФ  от 10, 13 февраля 1997 г. NN 1-16/277, ВЗ-6-04/133 "О повышении собираемости платы за землю в федеральный бюджет"; и др.

Плата за пользование недрами установлена  Законом о недрах от 19 февраля 1992 г. (новая редакция от 8 февраля 1995 г.)[8] и конкретнее (размеры, порядок распределения  и взыскания) - Положением о плате  за недропользование, утвержденным Правительством Российской Федерации 28 октября 1992 г. Определена плата за поиск, разведку и добычу полезных ископаемых и на восстановление минеральных ресурсов.

Среди иных законодательных актов необходимо выделить:

- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г.)[9]

- Закон  РТ от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти  и газе"[10]

- Закон  РТ от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII "О  недрах" (с изм. от 6 декабря 1999 г., 21 ноября 2001 г.)[11]

Обозначим также подзаконные и ведомственные  нормативные акты:

- Положение  "О плате за пользование  недрами в Республике Татарстан", утверждено Постановлением КМ  РТ от 28 августа 1992 г. N 495 (с изм.  от 28 марта 1995 г., 13 ноября 1996 г.);

- Положение  "О порядке лицензирования  пользования недрами в Республике  Татарстан", утверждено Постановлением КМ РТ от 28 августа 1992 г. N 495 (с изм. от 20 июля 1998 г.);

- Инструкция  Минфина РФ от 4 февраля 1993 г. N 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 г. N 17 и Федерального горного  и промышленного надзора РФ  от 4 февраля 1993 г. N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами";

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 6 апреля 1998 г. N 04-2-08/1 О плате за пользование  недрами предприятиями железнодорожного  транспорта;

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 24 февраля 1997 г. N ВЗ-4-04/4н, Минфина РФ от 4 февраля 1997 г. N 9 "О распределении платежей за добычу подземных вод" и др.

Лесным  кодексом Российской Федерации[12] (Глава 13. Платежи за пользование лесным фондом) введены лесные подати за различные  виды лесопользования, арендная плата. Раньше существовала плата на восстановление, охрану и защиту лесов; с 1995 года она отменена Законом о бюджете на 1995 год. В нашей республике также действует Лесной кодекс Республики Татарстан от 20 июля 1994 г. N 2194-XII[13].

Наряду  с ЛК РФ и ЛК РФ, действуют ряд  подзаконных нормативных актов  регламентирующих платежи за лесные природные ресурсы. Так можно  выделить:

- Постановление  Правительства РФ от 19 февраля  2001 г. N 127 "О минимальных ставках  платы за древесину, отпускаемую на корню"[14];

- Постановление  Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска  древесины на корню в лесах  Российской Федерации"[15];

- Постановление  КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900 "Об  утверждении Типовых правил пользования лесным фондом Республики Татарстан в культурно-оздоровительных целях и нормативов платы за пользование участками лесного фонда".

Действует множество ведомственных нормативных  актов о платежах за пользование  природо-лесными ресурсами:

- Инструкция  Госналогслужбы РФ от 19 апреля 1994 г. N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (с изм. и доп. от 8 мая 1996 г.);

- Порядок  сбора и передачи информации  о ценах на древесину, отпускаемую  на корню (утв. приказом МПР  РФ от 23 февраля 2001 г. N 168);

- Приказ  Рослесхоза и Госналогслужбы  РФ от 5 января 1998 г. N 3, АП-3-04/2 "О  порядке взимания платы за  древесину, отпускаемую на корню,  с учетом применения минимальных  ставок платы, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1199 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню";

- Письмо  Госналогслужбы РФ, Минфина РФ  и Рослесхоза от 14 декабря 1993 г. NN НП-4-02/199н, 148, 7 "Основные положения  о порядке и условиях взимания  лесных податей";

- Письмо  Госналогслужбы РФ и Минфина  РФ от 22 июня 1993 г. №№НП-4-02/91н, 77 "О  порядке взимания платы за  древесину, отпускаемую на корню,  с учетом применения к таксам  коэффициента 1,7, установленного Законом  РФ от 14.05.93 г. N 4966-I "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 г.".

Различные формы платы устанавливаются  за пользование растительным и животным миром (сбор грибов, ягод, охота, рыболовство) в соответствующих нормативных  актах.

Вкупе с нормативными актами специального характера направленных на установление конкретных видов платежей за каждый вид природопользования действуют акты общего характера, устанавливающие общие правила оплаты природопользования.

Так, например, можно выделить:

- Налоговый  кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"[16]

- Постановление  КМ РТ от 10 декабря 1999 г. N 814 "О  дальнейшем совершенствовании экономического  механизма природопользования в  Республике Татарстан" (с изм.  от 14 августа 2000 г., 28 августа, 19 ноября 2001 г.)[17] и др.

Важно отметить, что с момента введения в действие нового Налогового кодекса  Российской Федерации ранее существующая система платежей за природопользование отменяется, а вместо нее вводятся ресурсные налоги и сборы, такие как: налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, земельный налог, лесной налог, водный налог, экологический налог.

Несмотря  на наличие сравнительно большого количества ресурсных налогов, предусмотренных  новым Налоговым кодексом РФ, поступления  от них в бюджеты будут составлять менее 5 % от общих средств. Анализ показывает, что при таком уровне налогов будут отсутствовать стимулы ресурсосбережения и уменьшения уровня загрязнения окружающей природной среды. Проблематичным становится финансирование природоохранных мероприятий и работ по охране и воспроизводству природных ресурсов. 

[1] Постановление СМ РСФСР от 9 января 1991 г. N 13 "Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения" // СП РСФСР. – 1991. - №9. - Ст. 117.

[2] Данная редакция  закона утратила силу.

[3] Конституция Российской Федерации // 25 декабря 1993 года.

[4] Инструкция  Госналогслужбы РФ от 12 августа  1998 г. N 46 "О порядке исчисления  и внесения в бюджет платы  за пользование водными объектами" // Экспресс-Закон. - июнь 1999 г. - №23.

[5] Земельный  кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г. - N 44. - Ст. 4147.

[6] Закон РСФСР  от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате  за землю" // Российская газета. - 30 октября 1991 г.

[7] Закон РТ  от 30 сентября 1992 г. N 1767-XII "О плате  за землю" // Ведомости Верховного  Совета Татарстана. - №3. - 1993 год.  – с.38.

[8] Федеральный  закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений  в Закон Российской Федерации  "О недрах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 г. - №10. - Ст.823.

[9] Федеральный  закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О  континентальном шельфе Российской  Федерации" // Собрание законодательства  Российской Федерации. - 4 декабря  1995 г. - N 49. - Ст. 4694.

[10] Закон РТ  от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и  газе" // Республика Татарстан. - №136-137. - 8 июля 1997 г.

[11] Закон РТ  от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII "О недрах" // Ведомости Верховного Совета  Татарстана. - №11-12. - 1992 г.

[12]

[13] Лесной кодекс РТ от 20 июля 1994 г. N 2194-XII // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - N 7. - 1994г.

[14] Постановление  Правительства РФ от 19 февраля  2001 г. N 127 "О минимальных ставках  платы за древесину, отпускаемую  на корню" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 марта 2001 г. - №10. - Ст. 958.

[15] Постановление  Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска  древесины на корню в лесах  Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 8 июня 1998 г. – №23. - Ст.2553.

[16] Федеральный  закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2002 год" // Российская газета. - 31 декабря  2001 г. N 256.

[17] Постановление  КМ РТ от 10 декабря 1999 г. N 814 "О  дальнейшем совершенствовании экономического механизма природопользования в Республике Татарстан" // Нормативные акты Республики Татарстан. - №1. - январь 2000 г.

Глава 2. Анализ действующей системы налогооблажения  по платежам за природные ресурсы

2.1 Динамика  поступлений платежей за природные ресурсы

 Анализ  платежей за природные ресурсы,  имеющих в основном рентное  происхождение, показывает, что наиболее  крупные поступления в федеральный  бюджет осуществляются в виде  платежей за пользование природными  ресурсами и акцизов на природный газ, нефть и нефтепродукты .Если исключить из этого перечня акцизы как часть прежней системы изъятия доли чистого дохода предприятий добывающих отраслей, то именно платежи за природные ресурсы идентичны фиксированным рентным, приблизительно отражающим величину абсолютной ренты, реализуемой собственником природных ресурсов. Отметим также, что большая доля абсолютной ренты реализуется в ходе внешней торговли продукцией топливной промышленности, причем лишь меньшая ее часть поступает в бюджет в виде доходов от внешнеэкономической. Причем эти доходы совсем не обязательно используются в целях развития минерально-сырьевой базы и отраслей добывающей промышленности[1].

Платежи за пользование природными ресурсами - это основной блок доходов в  федеральный бюджет от использования природных ресурсов. В 2003 году на его долю будет приходиться 7,6% от общих доходов федерального бюджета. По сравнению с аналогичным показателем текущего года (установленного законом) абсолютный уровень поступлений по платежам за пользование природными ресурсами останется на прежнем уровне (с учетом инфляции он даже снизится на 10-12%). В то же время, ожидаемое в 2002 году поступление по платежам за пользование природными ресурсами составит 195,5 млрд. руб., что на 6,4% выше установленного законом уровня. 

В структуре  поступлений в федеральный бюджет за пользование природными ресурсами  будут продолжаться изменения, связанные  с повышением роли налога на добычу полезных ископаемых (на фоне постепенного сокращения платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и полного прекращения поступлений за счет земельного налога).

Как отмечают эксперты, привязка к внешним экономическим  факторам с высокой степенью неопределенности их динамики, может привести к существенным потерям поступлений в федеральный бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых. В результате федеральный бюджет может лишиться дополнительных резервов для увеличения финансирования природно-ресурсного комплекса. 

[1] Ивановский  С. Проблемы реализации рентных отношений в современной России // Экономика и жизнь. - №3. – 1999.

Информация о работе Плата за природные ресурсы