Плата за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание

из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»[1]). Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета

Работа состоит из  1 файл

прир.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Платежи за природные  ресурсы 

Введение

       из основных принципов природопользования  и охраны окружающей среды  является платность природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей  среды»[1]). Однако данный принцип  сопровождает экономику нашей  страны не так давно, да и не совсем эффективно.Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета  

[1] Федеральный  закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об  охране окружающей среды" // Российская  газета. - 12 января 2002 г. - N 6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы

Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета

Государство в лице его полномочных органов  заинтересовано в том, чтобы природные  ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат рентные платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. В настоящее время это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.                                                                                  До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д.

Поэтому разрабатывались месторождения  с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли  представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади - все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о "даровых благах" природы.

Просчеты  в экономической политике последних  десятилетий привели к резкому  падению эффективности использования  природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней.

Итак, платежи  за пользование природными ресурсами  – являются важнейшим компонентом  экономического механизма природопользования. Действующим законодательством  сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Прежде  чем оценивать роль природоресурсных платежей в доходах бюджета, определим: что такое природные ресурсы.

Легального  определение дается в ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым, природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, понимается - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

Общая оценка влияния природно-ресурсного потенциала страны на формирование доходной части федерального бюджета такова: Россия обладает значительным природно-ресурсным  потенциалом. По оценкам российских ученых-экономистов (ЦЭМИ РАН) национальное богатство страны в расчете на душу населения составляет 400 тыс. долл. США, из них на потенциал природно-ресурсного комплекса приходится 160 тыс. долл. США или 40%, что в 10 раз выше соответствующего совокупного показателя США и Канады. В то же время доходы государства от использования данной части национального богатства явно недостаточны. Недополученный рентный доход государства от использования природных ресурсов ежегодно оценивается в 40-46 млрд. долл. США.

1.2 Нормативно-правовые  акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы

Впервые плата за природные ресурсы была введена правительственным постановлением №32 от 7 января 1988 г. Госкомприроды установил  порядок определения и внесения платы. Затем этот Порядок был  утвержден постановлением Правительства РСФСР от 9 января 1991 г. №13[1] для всех предприятий независимо от подчиненности и форм собственности.

Минэкологии РСФСР в 1991 году были разработаны  Общие принципы платного природопользования в условиях перехода РСФСР к рынку, а также проекты нормативно-правовых актов о введении платного природопользования на территории Российской Федерации. Позже платность использования природных ресурсов была закреплена в ст. 20 Закона «Об охране окружающей среды»[2]. Введенные нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов оказались удобными для практических расчетов с природопользователями, доказательны с точки зрения истца и ответчика при возникновении арбитражных дел.

Ранее действующая редакция ФЗ «Об охране окружающей среды» содержала отдельную статью 20 (Платность использования природных ресурсов), которая закрепляла:

1. Платность  природопользования включает плату  за природные ресурсы, за загрязнение  окружающей природной среды и  за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право  пользования природными ресурсами  в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное  и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство  и охрану природных ресурсов.

3. Плата  за загрязнение окружающей природной  среды и другие виды воздействия  взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения  в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения  сверх установленных лимитов.

Ныне  действующий закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года не содержит отдельной статьи, посвященной  урегулированию платы за природопользование, но это не означает, что из современных правоотношений исключена платность природопользования. Как мы уже отметили, платность природопользования - один из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»).

Данному принципу корреспондирует нормы  Закона Республики Татарстан «Об  охране окружающей среды» (ст.19 Платность  природопользования), в соответствии с которым, плата за природные  ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право  пользования природными ресурсами  в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное  и нерациональное использование  природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

В современной  России отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных  актов: Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104)[3], рядом федеральных законов и  законов субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов.

Плата за пользование конкретным природным  ресурсом установлена соответствующими природоресурсовыми законами и нормативными актами. Проанализирует этот комплекс законодательства, представив его четкую иерархию, при этом, систематизируем эти документы в зависимости от вида природных ресурсов.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации  устанавливается плата за водопользование, которая идет на восстановление и  охрану вод. Как устанавливает ст.122 ВК РФ (Платность водопользования), Пользование водными объектами является платным, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В республике Татарстан это положение отражено в нормах Водного кодекса РТ от 16 июня 1999 г. №2221 (с изм. от 21 ноября 2001 г.).

Наряду  с ВК РФ и ВК РТ действует специальный  Федеральный закон РФ от 6 мая 1998 г. №71-ФЗ "О плате за пользование  водными объектами" (с изменениями  от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г., 30 декабря 2001 г.).

Кроме того, нормы о платежах за водопользование содержатся в ряде подзаконных нормативных актах (Указах президента и Постановлениях Правительства). В частности необходимо выделить:

- Минимальные  и максимальные ставки платы  за пользование водными объектами  по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. N 826)

- Постановление  КМ РТ от 28 сентября 2001 г. N 699 "О  тарифах за откачку поверхностных  и дренажных вод с территорий  предприятий и организаций г.  Казани" и др.

Также необходимо выделить ряд ведомственных нормативных актов:

- Инструкция  Госналогслужбы РФ от 12 августа  1998 г. N 46 "О порядке исчисления  и внесения в бюджет платы  за пользование водными объектами" (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г.)[4];

- Методические рекомендации по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами (приложение к письму МНС РФ от 27 февраля 2001 г. N ВТ-6-04/168@)

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 26 мая 1998 г. N ВЗ-6-04/301 "О Федеральном законе "О плате за пользование водными объектами";

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 3 апреля 1998 г. N 04-2-08 О плате за воду;

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 24 февраля  1997 г. N ВЗ-4-04/4н, Минфина РФ от 4 февраля 1997 г. N 9 "О распределении платежей за добычу подземных вод";

- Письмо  Минфина РФ и Госналогслужбы  РФ от 8 августа 1996 г. NN 73, ВЗ-6-04/558 "О  платежах за пользование водными  ресурсами";

- Письмо  Госналогслужбы РФ от 19 января 1996 г. N НП-6-04/32 О тарифах за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; и др.

Основы  платы за землю установлены Земельным  кодексом РФ[5] и Законом "О плате  за землю"[6]. В республике Татарстан  действует Закон РТ от 30 сентября 1992 г. N 1767-XII "О плате за землю" (с изм. от 21 июля 1994 г., 10 июля 1997 г., 21 июля 1999 г., 20 сентября 2001 г.)[7]

Наряду  с законодательными актами, плата  за землю устанавливается в ряде подзаконных нормативных актах. Выделим лишь часть из них:

- Постановление  Правительства РФ от 15 марта 1997 г. №319 "О порядке определения нормативной цены земли";

- Постановление  Правительства РФ от 3 августа  1996 г. №926 "Об утверждении Положения  о порядке предоставления в  аренду земельных участков, природных  объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха";

- Указ  Президента РТ от 21 сентября 1994 г.  №УП-653 "Об освобождении аэропортов  местных воздушных линий от  уплаты налога на землю";

Информация о работе Плата за природные ресурсы