Ответственность за недобросовестную конкуренцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:33, реферат

Описание

Целью данной работ является изучение недобросовестной конкуренции. Для достижения поставленной цели необходимо изучить функции конкуренции, определить способы ведения конкурентной борьбы, выявить ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Правовое значение и формы недобросовестной конкуренци…………………..4
2. Ответственность за недобросовестную конкуренцию………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………………… 16

Работа состоит из  1 файл

Фин право.docx

— 53.18 Кб (Скачать документ)

       Министерство  образования и науки Украины

       Севастопольский национальный технический университет

       Факультет Экономики и менеджмента

       Кафедра Учета и Аудита 
 
 
 
 
 
 
 

       Реферат

       на  тему:  Ответственность за недобросовестную конкуренцию 
 
 
 
 

                                                                                                      Выполнила: студентка

                                                                                              группы АУ 51з

                                                                                           Платонова Д.Ю.                                                                                                                                                                                    Проверил:  

                                                                                                            «__» __________2011г. 
 
 
 
 

       Севастополь

       2011 г. 
 
 
 
 
 
 

 СОДЕРЖАНИЕ 
 

 Введение…………………………………………………………………………….. 3

 1. Правовое значение и формы недобросовестной конкуренци…………………..4

 2. Ответственность  за недобросовестную конкуренцию………………………….13

 Заключение……………………………………………………………………………15

 Список использованной литературы……………………………………………… 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

   Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

   По  определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое  производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

   Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

   В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

   Но  в ходе своей деятельности некоторые  компании прибегают к недобросовестной конкуренции.

   Целью данной работ является изучение недобросовестной конкуренции. Для достижения поставленной цели необходимо изучить функции конкуренции, определить способы ведения конкурентной борьбы, выявить ответственность за недобросовестную конкуренцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1 Правовое  значение и формы недобросовестной  конкуренции 
 
 

            Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики, без нее не могут развиваться рыночные отношения. Легальное определение понятия <конкуренция> в Украине впервые было дано в Законе <Об ограничении монополизма...>. В соответствии с законодательным определением конкуренция - это состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

         Антиподом конкуренции является недобросовестная конкуренция. Понятие <недобросовестная конкуренция> определено в Законе Украины <О защите от недобросовестной конкуренции> как любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. В литературе дано научное определение недобросовестной конкуренции как нарушения правил поведения, которые сложились, широко применяются в предпринимательстве и признаются предпринимателями как обязательные деловые нормы, которое наносит вред отношениям добросовестной конкуренции и свободы в предпринимательской деятельности

              Правовое определение (генеральный деликт) понятия недобросовестной конкуренции как любых действий в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности, является важной нормой Закона Украины <О защите от недобросовестной конкуренции>. Использование указанного понятия дало импульс разработке и принятию предусмотренных ст. 33 Закона правил профессиональной этики в конкуренции для отраслей экономики и соответствующих сфер предпринимательской деятельности, содействовало утверждению в правосознании предпринимателей необходимости честного поведения в сфере предпринимательства.

        Анализируя законодательное определение недобросовестной конкуренции, необходимо отметить, что согласно действующему законодательству определенные действия могут быть признаны недобросовестной конкуренцией только в том случае, если они посягают на правоотношения в сфере предпринимательской деятельности.

       Сложность в определении недобросовестности действий субъекта хозяйствования, исходя из законодательного определения недобросовестной конкуренции, заключается в использовании в качестве оценочных критериев такого поведения правил, торговых и иных честных обычаев в предпринимательской деятельности. Действующее  законодательство не содержит нормативного определения понятий <правила>, <торговые и иные честные обычаи>. Поэтому определение противоправности поведения субъекта хозяйствования как противоречия указанным правилам и обычаям является прерогативой органов, уполномоченных применять законодательство о защите от недобросовестной конкуренции.              

            Недобросовестной конкуренцией являются, в частности, действия, определенные главами 2-4 Закона. В Законе указано три вида правонарушений:

- неправомерное  использование деловой репутации субъекта хозяйствования;

- создание  препятствий субъектам хозяйствования  в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции;

- неправомерный  сбор, разглашение и использование коммерческой тайны.

    Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования в конкуренции является одним из видов недобросовестной конкуренции. Поэтому этому виду правонарушений присущи все те признаки, которые свойственны недобросовестной конкуренции в целом. Вместе с тем неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других видов действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией.

  Прежде  всего такой особенностью является нарушение одним субъектом хозяйствования неимущественного права другого субъекта хозяйствования на деловую репутацию в виде ее неправомерного использования.

    Право на деловую репутацию  является субъективным правом, сущность  которого заключается в праве  каждого субъекта хозяйствования  на неприкосновенность его деловой  репутации и в возможности  требовать от всех других физических  и юридических лиц воздержаний  от нарушения этого права.

   Право на деловую репутацию  является абсолютным субъективным  правом ввиду того, что субъективному  праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от посягательств на деловую репутацию. Украинское государство охраняет деловую репутацию субъектов хозяйствования установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на это благо и предоставлением возможности защиты в случаях его нарушения. Это право является одним из прав, выполняющих роль правового средства обеспечения личной (индивидуальной) сферы субъектов от постороннего вмешательства. Оно предоставляет управомоченному лицу возможность требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права; прибегнуть в случае такого нарушения к установленным законом способам защиты.

    Для определения того, нарушает ли данное правонарушение субъективные права субъекта хозяйствования, необходимо установить, есть ли конкурентные отношения между правонарушителем и лицом, права которого нарушены, Вместе с тем существование таких конкурентных отношений не является обязательным, ведь недобросовестная конкуренция может иметь негативные последствия и для лиц, не являющихся участниками конкурентных отношений (например, потребителей).  Следовательно, не обязательно должны существовать конкурентные отношения между правонарушителем и тем лицом, которому причинен вред, поскольку последним (потерпевшим) может быть лицо, не состоящее в конкурентных отношениях с правонарушителем.

     Вред выражается в снижении  деловой репутации субъекта хозяйствования, что может повлиять на определенную  имущественную стоимость, заключенную  в деловой репутации, а именно: стоимость затрат, осуществленных  на создание имиджа, поднятие  рейтинга, престижности самого субъекта  хозяйствования и его продукции  (затраты на проведение рекламы,  организацию выставок, презентаций,  спонсорские затраты и др.); стоимость  деловых связей субъекта, денежная  оценка <неимущественного> капитала, престижа торговой марки, опыта  квалификации менеджеров, стабильности  клиентуры, репутации в предпринимательском окружении; стоимость будущих неполученных доходов.

     Некоторые правонарушения в виде  неправомерного использования деловой  репутации объекта хозяйствования  в конкуренции могут не влечь  причинение имущественного вреда  другим субъектам хозяйствования  или потребителям. Однако то, что  они не вызывают отрицательных  имущественных последствий, не  означает, что они не причиняют  никакого вреда. Вредный их  характер заключается в том,  что они приводят к нежелательным  изменениям хозяйственных отношений,  причиняют вред правопорядку, нарушают  субъективные права субъектов  хозяйствования и потребителей.  Ущерб может проявляться в  снижении доходности или авторитета  фирмы, уменьшении продуктивности, возникновении напряженной атмосферы  в трудовом коллективе и др.

        Поскольку противоправное поведение,  нарушающее законодательство о  защите от недобросовестной конкуренции,  всегда влечет вредный результат,  вред является непременным элементом  состава анализируемого правонарушения. Таким образом, неправомерное  использование деловой репутации  субъекта хозяйствования в конкуренции  – это противоправное вредоносное  поведение субъекта хозяйствования, наносящее вред конкурентным  предпринимательским отношениям, нарушающее  законодательство о защите от  недобросовестной конкуренции, права на свободную, честную конкуренцию, деловую репутацию и правопорядок в целом.

      Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования включает три состава правонарушений:

- неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки;

Информация о работе Ответственность за недобросовестную конкуренцию