Формы недобросовестной конкуренции ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 02:10, реферат

Описание

Требования по обеспечению добросовестной конкуренции на товарном рынке, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности содержатся в Законе РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Закон определяет организационные и правовые основы ограничении, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направленность на создание условий для развития конкуренции в целях эффективного функционирования товарных рынков и зашиты прав потребителей РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......………...3

Глава 1. Недобросовестная конкуренция……………………………………........4

1.1. Формы недобросовестной конкуренции………………………...….….…9

Глава 2. Ответственность за недобросовестную конкуренцию…….......….14

Заключение……………………………………………………………………………………………………..……….19

Список использованных источников........................................................................20

Работа состоит из  1 файл

ответственность.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)
 

 

Формы недобросовестной конкуренции  ответственность                                                             

Реферат                    

 Студентки 4 курса, 1 группы

дневного  отделения

Герасимович Катерины Александровны  
 

Старший преподаватель  –

Бодяк Н.Е.  
  
  
 

Гродно, 2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......………...3

Глава 1.  Недобросовестная конкуренция……………………………………........4       

1.1. Формы недобросовестной конкуренции………………………...….….…9

Глава 2. Ответственность  за недобросовестную конкуренцию…….......….14

Заключение……………………………………………………………………………………………………..……….19

Список  использованных источников........................................................................20  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

Введение     

Требования  по обеспечению добросовестной конкуренции  на товарном рынке, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности содержатся в Законе РБ «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции». Закон определяет организационные  и правовые основы ограничении, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности и направленность на создание условий для развития конкуренции  в целях эффективного функционирования товарных рынков и зашиты прав потребителей РБ. Антимонопольное законодательство определяет следующим образом конкуренцию. Конкуренция - состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия ограничивают возможности  каждого воздействовать на общие  условия обращения товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.   
  
  
  
  
  
  
  
  
      

Глава 1. Недобросовестная конкуренция     

Категория «недобросовестная конкуренция» является предметом исследования многих ученых-правоведов, в частности Б. Г. Бадмаева [1], А. П. Белова [2], Н. Н. Брюховецкого [4], А. Н. Варламовой [5], В. И. Еременко [7], А. Н. Козырина, Р. А. Шепенко [8], С. А. Паращука [13], К. Ю. Тотьева [15] и др. Вместе с тем вопросам, сравнительно-правового анализа содержания термина «недобросовестная конкуренция» и действий, которые прямо не определены в белорусском законодательстве в качестве ее форм, должного внимания в научной литературе не уделяется.     

Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими отношения  недобросовестной конкуренции, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь [6], законы «О мерах по защите экономических  интересов Республики Беларусь при  осуществлении внешней торговли товарами» [10] и «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [11].     

В соответствии с пунктами 1—3 статьи 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь недобросовестной конкуренцией признаются:     

1) все действия, способные каким  бы то ни было способом вызвать  смешение в отношении юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской  деятельности конкурентов;     

2) ложные утверждения при осуществлении  предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое  лицо, индивидуального предпринимателя,  товары, работы, услуги или предпринимательскую  деятельность конкурента;     

3) указания или утверждения, использование  которых при осуществлении предпринимательской  деятельности может ввести в  заблуждение относительно характера,  свойств, пригодности к применению  или количества товаров, работ,  услуг конкурента.     

Из  пункта 4 указанной статьи следует, что данный перечень является открытым, поскольку установлено, что к  недобросовестной конкуренции также  относятся и другие действия, противоречащие требованиям названного Кодекса  и иных актов законодательства Республики Беларусь о конкуренции, при осуществлении  предпринимательской деятельности.     

Согласно  статье 1 Закона «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» (далее –  Закон), под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и  разумности и могут причинить  или причинили убытки другим хозяйствующим  субъектам-конкурентам либо нанести  ущерб их деловой репутации.     

Статьей 14Закона («Недопущение недобросовестной конкуренции») предусмотрено, что любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, не допускаются.     

Статья 14Закона, содержащая аналогичный, но более детализированный, чем предусмотренный статьей 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь, примерный перечень форм недобросовестной конкуренции, также позволяет относить к ней и иные, не перечисленные в данной статье Закона, действия, противоречащие требованиям Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности [6].     

Таким образом, для квалификации каких-либо действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо одновременное  наличие у них следующих признаков.     

1. Недобросовестной конкуренцией  является исключительно активное поведение, т. е. бездействие недобросовестной конкуренцией признаваться не может. Действия, представляющие собой недобросовестную конкуренцию, могут быть по своему характеру любыми.      

2. Указанные действия могут совершаться  только хозяйствующими субъектами, т. е., согласно статье 1 Закона, физическими или юридическими лицами, иными субъектами гражданского права, осуществляющими предпринимательскую деятельность или имеющими право ее осуществлять. Это означает, что под понятие «недобросовестной конкуренции» подпадают и действия лиц, которые осуществляют экономическую деятельность, не являющуюся предпринимательской.     

3. Соответствующие действия должны  иметь в качестве конечной цели приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Иначе говоря, хозяйствующий субъект стремится к освоению части рынка, занятой его конкурентом (конкурентами), с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйствующих субъектов из общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющих возможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников [4]. Для квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве недобросовестной конкуренции руководящие ими мотивызначения не имеют.     

4. Действия хозяйствующих субъектов  должны противоречить Гражданскому кодексу Республики Беларусь, либо Закону, либо иным актам законодательства о конкуренции, либо требованиям добросовестности и разумности. Что касается категорий «добросовестности» и «разумности», то, по мнению М. И. Брагинского, в обоих случаях должна идти речь об использовании критерия «средний человек», т. е. для оценки действий конкретного лица должно иметь исходное значение отклонение от того, как действовал бы такой «средний человек» [3, с. 101]. Вместе с тем, можно согласиться с точкой зрения А. А. Малиновского, который считает, что любые используемые в законодательстве оценочные понятия зачастую приводят к разногласиям в толковании и затрудняют правовую оценку того, когда субъект злоупотребляет правом [9, с. 87].     

5. Действия совершаются при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом в законодательстве Республики Беларусь не оговаривается, кем осуществляется данная предпринимательская деятельность: хозяйствующим субъектом, совершающим соответствующие действия, либо лицом, права которого нарушены, либо ими обоими.     

6. Возможность причинения соответствующими действиями или причинение убытков другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесения ущерба их деловой репутации. Субъективной стороной недобросовестной конкуренции могут являться как умысел, так и неосторожность. Для пресечения недобросовестной конкуренции фактически причиненный вред не обязателен, он важен только в том случае, когда конкурент требует возмещения убытков [14, с. 166].     

Сопоставляя содержащееся в статье 1 Закона понятие  недобросовестной конкуренции с  положениями статьи 14Закона, можно увидеть определенную правовую коллизию в определении субъектов, имеющих право на защиту от недобросовестной конкуренции (в статье 1 Закона идет речь лишь о хозяйствующих субъектах-конкурентах, т. е. о хозяйствующих субъектах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке, а в статье 14Закона — обо всех хозяйствующих субъектах, право которых на свободную конкуренцию ограничено, и о потребителях, права и законные интересы которых нарушены).      

Закон Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней  торговли товарами» определяет основания  применения антидемпинговых, компенсационных  и специальных защитных мер, порядок  введения, применения, пересмотра и  отмены таких мер. Исходя из положений  указанного Закона, можно выделить следующие основания для возможного применения мер по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами.     

1. Для антидемпинговых мер —  демпинговый импорт товара в  Республику Беларусь, т. е. импорт  товара по экспортной цене  ниже его нормальной цены, причиняющий  материальный ущерб отрасли белорусской  экономики, производящей аналогичный  товар, или создающий угрозу  его причинения.     

2. Для компенсационных мер —  субсидируемый импорт товара  в Республику Беларусь, т. е. импорт на таможенную территорию Республики Беларусь товара, при производстве и (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств), причиняющий материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создающий угрозу его причинения.      

3. Для специальных защитных мер  — возросший импорт товара  в Республику Беларусь, т. е. импорт товара, осуществляемый в таком возросшем количестве (в абсолютном и относительном выражении к общему объему производства или потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь) и на таких условиях, которые причиняют серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или создают угрозу его причинения.      

В самом Законе «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней  торговли товарами» нет ни прямых, ни косвенных указаний на то, что  перечисленные основания (или отдельные  из них) применения соответствующих  мер являются формами недобросовестной конкуренцией. Вместе с тем, ряд авторов  придерживаются противоположного мнения. Так, А. Н. Козырин и Р. А. Шепенко  считают, что в международной  лексике слово «демпинг» является синонимом нечестной конкуренции [8, с. 24], А. Н. Варламова полагает, что демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции [5, с. 361]. А. П. Белов относит к недобросовестной конкуренции во внешнеэкономической сфере как демпинг, так и государственное субсидирование импорта [2]. Однако ни один из указанных исследователей не приводит аргументации для обоснования своей позиции.      

При обращении к содержанию оснований  применения антидемпинговых, компенсационных  и специальных защитных мер очевидно, что они отвечают ряду конститутивных элементов определения термина  «недобросовестная конкуренция».      

1. Демпинговый импорт, субсидируемый  импорт и возросший импорт  представляют собой действия.     

2. Данные действия осуществляются  хозяйствующими субъектами в смысле Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Следует отметить, что закрепленное в указанном Законе определение термина «хозяйствующий субъект» не исключает возможности его распространения на иностранных производителей и экспортеров соответствующего товара.     

3. Демпинговый импорт, субсидируемый  импорт и возросший импорт  влекут материальный или серьезный  ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или аналогичный и непосредственно конкурирующий товар, либо создают угрозу его причинения (в зависимости от вида основания применения соответствующих мер).     

Информация о работе Формы недобросовестной конкуренции ответственность