Основания отраслевого обособления коммерческого права. правовое регулирование биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:36, контрольная работа

Описание

По отношению к нормам гражданского права нормы торгового права считаются специальными. Это означает, что к коммерческим отношениям они подлежат применению в первую очередь, имеют приоритет в случаях противоречий с гражданско-правовыми нормами. Последние действуют субсидиарно, то есть применяются лишь при отсутствии надлежащих норм торгового права.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..3
1. Основания отраслевого обособления коммерческого права….…..4
2. Правовое регулирование биржевой торговли……………………..6
3. Решение задачи………………………………………………….…..13
Заключение……………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………….…15

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 35.62 Кб (Скачать документ)

              Оглавление 

     Ведение…………………………………………………………………..3

  1. Основания отраслевого обособления коммерческого права….…..4
  2. Правовое регулирование биржевой торговли……………………..6
  3. Решение задачи………………………………………………….…..13

     Заключение……………………………………………………………..14

      Список литературы………………………………………………….…15 

              Введение 

     В настоящее время в нашей стране бурно развивается коммерческое право.

     Коммерческое  право в содержательном отношении  представляет  собой  под отрасль  гражданского права, ведь торговый оборот — это часть  имущественного оборота, регулируемого гражданским правом.

     По  отношению  к  нормам  гражданского  права  нормы  торгового  права  считаются специальными. Это означает, что к коммерческим  отношениям  они подлежат применению в первую очередь, имеют приоритет   в   случаях противоречий с гражданско-правовыми  нормами. Последние действуют субсидиарно, то есть применяются лишь при  отсутствии  надлежащих  норм торгового права.

     Также в данной работе будет рассмотрен вопрос правового регулирования  биржевой торговли.

     Актуальность  данного вопроса неоспорима, поскольку биржи являются необходимым элементом в рыночной инфраструктуре любого государства, стимулируют развитие рынка и несовершенствование биржевого законодательства может «затормозить» развитие экономики.

     Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам  связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций. 

 

     

      1.Основания отраслевого обособления коммерческого права

     Некоторые ученые используют понятие «коммерческое право», понимая его как часть гражданского права, регулирующую отношения, участниками которых являются предприниматели. Согласно другому взгляду, коммерческое право регулирует торговую деятельность.

     Л.В. Андреева исходит из того, что коммерческое право регулирует отношения по организации и осуществлению деятельности на оптовом товарном рынке, отношения оптового оборота. При этом она считает, что коммерческое право является частью предпринимательского права. Нормы коммерческого права должны быть включены в будущий предпринимательский кодекс в качестве специального раздела.

     В.С. Белых также считает, что коммерческое право есть составная часть предпринимательского права, та часть (совокупность правовых норм), которая осуществляет регулирование коммерческого оборота.

     Вызывает  сомнение трактовка в качестве коммерческой только деятельности в сфере оборота. Скорее, термины «предпринимательская» и «коммерческая» деятельность являются синонимами. Соответственно, являются синонимами и термины «предпринимательское право» и «коммерческое право».

     Наиболее  адекватно отрасль права, регулирующая хозяйственную деятельность, обозначается термином «хозяйственное право». Этот термин широко использовался в нашей стране в период плановой экономики. Он применяется также на Западе, вытесняя традиционно используемый термин «торговое право» в связи с сочетанием в регулировании экономики частноправовых и публично-правовых начал.

     Термин  «коммерческое право» применяется в четырех различных значениях.

     Во-первых, коммерческое право можно понимать как отрасль права, т.е. совокупность юридических норм по регулированию осуществления и организации хозяйственной деятельности.

     Во-вторых, под коммерческим правом может пониматься отрасль законодательства, т.е. совокупность нормативных актов (законов, указов, постановлений), в которых содержатся нормы предпринимательского права.

     В-третьих, термин «коммерческое право» может обозначать научную дисциплину, исследующую правовое регулирование хозяйственных отношений.

     В-четвертых, под коммерческим правом может пониматься учебная дисциплина, в рамках которой изучается правовое регулирование предпринимательской деятельности.

     Изучение  коммерческого права имеет в  современных условиях важное теоретическое и практическое значение. Это дает возможность уяснить характерные черты и особенности данной отрасли права, постоянно развивающейся и изменяющейся в условиях рыночной экономики нашей страны. 

 

      2.Правовое  регулирование биржевой  торговли 

     Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностями развития как производства, так и торговли. При этом торговлю следует рассматривать  в качестве связующего звена между  производством и внешней средой.

     Деятельность  российских бирж детально регламентируется и строго контролируется государством. Существует специальное биржевое законодательство и специальные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль за биржевой деятельностью. Биржевая деятельность подлежит лицензированию.

     В зависимости от вида биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи.

     Товарные  биржи организуют торговлю материальными  ресурсами определенного рода (металл, лес, зерно и т.п.). Они могут  быть универсальными, т.е. оперировать  разными товарами, и специализированными  по отдельным видам товаров. Западные биржи являются преимущественно  специализированными, российские товарные биржи пока являются универсальными.

     Фондовые  биржи оперируют ценными бумагами: акциями, облигациями и некоторыми другими.

     На  валютных биржах осуществляется купля-продажа  иностранной валюты и определяется ее курс.

     Возможны  также смешанные биржи (например, товарно-фондовые), организующие биржевую торговлю материальными ресурсами, ценными бумагами и иностранной валютой. Однако при этом биржевая торговля каждым из видов биржевого товара проводится отдельно от других, в разных залах или в разное время.

     Деятельность  товарных бирж, а также их членов, биржевых посредников и других участников биржевой торговли является самостоятельной.

     В этой связи Закон о товарных биржах прямо предусматривает гарантии самоуправления товарных бирж (ст. 38). В  частности, не допускается вмешательство  органов государственной власти и управления в деятельность бирж за исключением случаев нарушения  ими законодательства. Незаконные решения  органов власти и управления могут  быть признаны судом недействительными, а причиненные ими убытки подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.

     В то же время деятельность товарных бирж в силу ее макроэкономического, организационного и регулирующего  характера может оказывать сильное  влияние на экономику. Противоправными  действиями биржевых служащих и биржевых посредников может быть вызвано  искусственное колебание цен  и связанные с этим экономические  потрясения, которые затрагивают  всех участников рынка и общество в целом. Все это обусловливает  необходимость определенного государственного регулирования и контроля биржевой деятельности.

     Государственное регулирование и контроль деятельности товарных бирж осуществляются Комиссией  по товарным биржам при Государственном  антимонопольном комитете РФ. В соответствии с Законом о товарных биржах и  Положением о Комиссии по товарным биржам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №152, в состав Комиссии входят представители  государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных объединений  предпринимателей, а также эксперты.

     На  Комиссию возложено исполнение следующих  функций: выдача лицензий на организацию  биржевой торговли: выдача и контроль за выдачей" лицензий биржевым посредникам  и биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в  биржевой торговле;

     контроль  соблюдения законодательства о товарных биржах; органи зация и изучение деятельности товарных бирж; разработка методических рекомендации по подготовке биржевых документов; организация рассмотрения жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения  законодательства в биржевой торговле; разработка предложений по совершенствованию  законодательства о товарных биржах.

     В соответствии с названными функциями  Комиссия обладает определенными полномочиями. Она вправе отказать товарной бирже  в выдаче лицензии на организацию  биржевой деятельности, аннулировать выданную лицензию или приостановить  ее действие в случае нарушения законодательства; направлять товарной бирже обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных  документов, правил биржевой торговли, решений органов управления биржи  или о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; направлять биржевому посреднику обязательные для исполнения предписания о  прекращении деятельности, которая  противоречит законодательству; назначать  государственного комиссара на товарную биржу; организовывать по согласованию с органами финансового контроля аудиторские проверки деятельности товарных бирж и биржевых посредников, требовать от товарных бирж, их расчетных  учреждений (клиринговых центров) и  биржевых посредников представления  учетной документации; применять  к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии; направлять в суд или арбитражный суд  материалы для применения предусмотренных  законом санкций к товарным биржам и их членам, нарушившим законодательство.

     Непосредственный  контроль за соблюдением биржей и  биржевыми посредниками законодательства возлагается на Государственного комиссара, назначаемого Комиссией по товарным биржам.

     В соответствии с Законом о товарных биржах и Положением о государственном  комиссаре на товарной бирже, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №152, государственный  комиссар вправе присутствовать на биржевых торгах и контролировать организацию  и проведение торгов: участвовать  с правом совещательного голоса в  общих собраниях членов биржи  и общих собраниях членов секций (отделов) биржи; знакомиться с информацией  о деятельности биржи и биржевых посредников и их документацией, в том числе конфиденциального  характера; осуществлять контроль за исполнением  решений Комиссии по товарным биржам. Закон о товарных биржах предусматривает  виды биржевых правонарушений и устанавливает  санкции за них, которые могут  быть применены только в судебном порядке. К биржевым правонарушениям, в частности, относятся: проведение биржевых торгов без лицензии;

     нарушение порядка информирования участников биржевых торгов о предстоящих и  предыдущих торгах; нарушение установленного биржей порядка контроля за механизмом ценообразования; незаконное использование  юридическими лицами в их наименовании и (или) рекламе слова “биржа” ; неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний Комиссии по товарным биржам.

     За  биржевые правонарушения Комиссия по товарным биржам вправе применять к  бирже и биржевым посредникам  санкции в виде приостановления  действия лицензии до трех месяцев; аннулирования  выданной лицензии: штрафа в различных  размерах в зависимости от вида правонарушения.

     Гарантированное законом широкое самоуправление фондовых бирж и их членов имеет  свои пределы, определяемые в конечном счете необходимостью защиты инвесторов от недобросовестных действии эмитентов  и профессиональных участников рынка  ценных бумаг. Это обстоятельство обусловливает  необходимость определенного государственного регулирования биржевой деятельности и контроля за ней.

     Кроме того, как уже отмечалось, биржа  может при определенных условиях (недобросовестные действия членов биржи  и ее служащих, направленные на искусственное  колебание курса ценных бумаг) оказывать  дестабилизирующее воздействие  на экономику и создавать угрозу не только участникам рынка ценных бумаг, но и безопасности всего общества.

Информация о работе Основания отраслевого обособления коммерческого права. правовое регулирование биржевой торговли