Налоговое право как подотрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятия налогового права и изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности предмета налогового права и его источники; охарактеризовать метод налогового права; раскрыть его систему; определить состав и структуру налогового правоотношения; дать определение субъекта налоговых правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика налогового права…………………… 5
§1.Понятие, предмет, метод, система и источник налогового
права…………………………………………………………………….. 5
§2.Принципы налогового права………………………………………. 10
§3.Соотношение налогового права с другими отраслями
права……………………………………………………………………. 14
Глава 2. Налоговые правоотношения……………………………… …18
§1. Понятие и структура налоговых правоотношений……………….18
§2. Субъекты налоговых правоотношений……………………………21
Заключение……………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

   Вторую группу налоговых агентов составляют организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в виде дивидендов, процентов от реализации акций, недвижимости, полученные от использования имущества, интеллектуальной собственности, международных перевозок и т.д. иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в РФ не через постоянное представительство (ст.309 НК РФ). Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающая доход иностранной организации, обязаны удерживать сумму налогов из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. Налоговый агент обязан перечислить сумму удержанного налога в соответствующий бюджет в срок не позднее трех дней после дня выплаты доходов иностранной организации (п.2 ст.287 НК РФ).

    Третья группа включают в себя организации и индивидуальных предпринимателей, оплачивающие товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, которые обязаны исчислять, удерживать и перечислять в соответствующие бюджеты НДС.[8]

    В четвертую группу налоговых агентов входят организации, выплачивающие доходы по своим акциям, облигациям, иным ценным бумагам, а также доходы от долевого участия в них, которые обязаны удерживать налоги с сумм выплачиваемых доходов.[9]
    Особую группу субъектов налогового права образуют банки и иные кредитные учреждения (далее "банки") их участие в налоговых правоотношениях осуществляется посредством вступления в расчетные отношения с налогоплательщиками и различными бюджетными и внебюджетными фондами. Своеобразие роли этих субъектов проявляется в следующем: в соответствии с законодательством налогоплательщик считается исполнившим налоговую обязанность с момента предъявления требования к банку об осуществлении расчетного отношения между ним и соответствующим денежным фондом государства, если, конечно, на счете налогоплательщика есть достаточное количество денежных средств. С момента предъявления платежного поручения стороной налогового правоотношения становится банк, который обязан исполнить его своевременно и в полном объеме.

    Банки исполняют не только платежные поручения налогоплательщиков (налоговых агентов), но и выполняют ряд других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством:

- Приостанавливают операции по счетам налогоплательщиков (налоговых агентов) по решению налоговых органов;

- Сообщают сведения об открытии и закрытии счетов;

- Предоставляют информацию налоговым органам о наличии (отсутствии) денежных средств на счетах налогоплательщиков и налоговых агентов;

- Выполняют иные обязанности.

    Учитывая особо важное положение (роль) банков в системе бюджетно-налоговых отношений (сбои в этом звене крайне нежелательны), законодательством установлена более суровое налоговая ответственность банков за не исполнение или не надлежащее исполнение своих обязанностей (глава 18 НК РФ).

   Лица, содействующие уплате налогов и сборов.
К их числу налоговым законодательством отнесены физические лица и организации, на которых возложена обязанность способствовать налоговым органам в осуществлении их деятельности путем совершения определенных действии

   Этих субъектов налоговых правоотношений можно разграничить на 4 группы:

    В первую группу входят лица обязанные предоставлять в налоговые органы сведения о налогоплательщиках имеющих существенное значение для налогообложения. Среди них:

- регистрационные и лицензионные органы, обязанные предоставлять в органы МНС сведения о юридических фактах: выдаче лицензий частным нотариусом, охранникам, детективам и д.р.; регистрации рождения (смерти), местопребывания и жительства граждан, регистрации (перерегистрации, прекращения регистрации) организаций и физических лиц в качестве предпринимателей, о местонахождении недвижимого имущества и сделок с ним;

- органы опеки и попечительства и иные органы, обязанные предоставлять в налоговые органы о фактах установления опеки и попечительства над недееспособным гражданином и управления их имуществом;
    - иные органы, указанные в статье 85 НК РФ.
Вторую группу образуют органы и лица, обязанные контролировать уплату налога. В их числе судьи, регистрационно - лицензионные органы и другие органы, контролирующие уплату государственных (таможенных пошлин) лицензионных и регистрационных сборов, органы ГИБДД, контролирующие уплату налогов в дорожные фонды при осуществлении регистрации транспортных средств и их техническом осмотре и д.р.

Третью группу составляют сборщики налогов и (или) сборов. Прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов. Например, сельская администрация осуществляет сбор земельного налога.                                                                                         

      В четвертую группу можно включить лиц, содействующих административно - процессуальной и контрольной деятельности налоговых органов. Это - свидетели, понятые, эксперты, переводчики и специалисты, процессуальные обязанности и права которых будут рассмотрены в соответствующей теме курса лекций.

  В некоторых странах законодательно установлен институт налоговых консультантов, которые на профессиональной основе оказывают услуги физическим и юридическим лицам в области налогообложения проводят консультирование, экспертные исследования, оказывают помощь в составлении деклараций и других расчетно-отчетных документах, выступают в качестве представителей налогоплательщиков и т.д..

Представительство в налоговых правоотношениях.

   Институт представительства в налоговом праве установлен правовыми нормами главы 4 НК РФ, ст.26-29. Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя, причем, личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

    Законными представителями организации признаются их органы и (или) иные лица, уполномоченные представлять эти организации на основании законодательства и учредительных документов указанных организаций. Законными представителями физического лица признаются лица, которые осуществляют соответствующие полномочия на основании гражданского законодательства (родители, усыновители т.д.).

   Уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть лица, назначенные налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами, осуществляющими налоговый контроль, другими участниками налоговых правоотношений, судами в соответствии с подведомственностью рассмотрения дел. Законом введены ограничения на участие в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика в качестве должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль, судей, следователей или прокуроров. Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основе доверенности, выдаваемой налогоплательщиком, в которой указывается конкретный перечень его полномочий.

    Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

     Заканчивая рассмотрение вопроса необходимо пояснить, что как налогоплательщик, так и иной другой субъект могут быть участником нескольких правоотношений в разных лицах с различными правами и обязанностями. К примеру, все организации в одном лице являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, регистрационная палата выступает в трех лицах: налогоплательщика, налогового агента и лица, обязанного представлять сведения о недвижимости и сделках с ней и т.д.

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

   Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права) и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое право - это подотрасль Финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами, совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят много - аспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

    Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно.

В данной курсовой работе я рассмотрела все поставленные цели и задачи, выявив, что эта тема является актуальной и подлежит дальнейшему рассмотрению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.            КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (ред. от 18. 02. 2008) // РГ

2.            ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) от 30. 11. 1994 №51- ФЗ ( принят ГД ФС РФ 21. 10. 1994) ( ред. От 22. 07. 2008, с изм. От 24. 07. 2008) // Собрание законодательства РФ, от 05. 12.  1994.

3.            НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 31. 07. 1998 ( принят ГД ФС РФ 16. 07. 1998) (ред. от 30. 06. 2010).//

4.            "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

5.            КОСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАВЛЕНИЕ. 1997.//

6.            Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб. , 2003.

7.            Дымченко В. И. Гражданский процесс и налоговое законодательство РФ// Финансы. - 1997. - № 12;

8.            Налоги и налоговое право: Учебно-метод. пособ./Под ред. А. В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1997;

9.            Налоговое право: Учебник / Под ред. Грачёвой Е.Ю., Ивлиевой М.Ф., Соколовой Э.Д. М., 2005.

10.       Налоговое право: Учебник / Под ред. Землина А.И. М., 2005.

11.       Основы налогового права: Учебно-метод. пособ./Под ред. С. Г. Пепеляева. - М.: Инвест Фонд, 1995;

 

 



[1] Конституционный Суд РФ, Постановление,1997

[2] НК РФ ст.3

[3] НК РФ ст. 21,ст. 23.

[4] НК РФ ст.22

[5] УК РФ ст.198.

[6] УК РФ ст.199.

[7]  НК РФ ст.49, 50, 51.

[8] НК РФ ст.161.

[9] НК РФ ст.226.


Информация о работе Налоговое право как подотрасль финансового права