Налоговое право как подотрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятия налогового права и изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности предмета налогового права и его источники; охарактеризовать метод налогового права; раскрыть его систему; определить состав и структуру налогового правоотношения; дать определение субъекта налоговых правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика налогового права…………………… 5
§1.Понятие, предмет, метод, система и источник налогового
права…………………………………………………………………….. 5
§2.Принципы налогового права………………………………………. 10
§3.Соотношение налогового права с другими отраслями
права……………………………………………………………………. 14
Глава 2. Налоговые правоотношения……………………………… …18
§1. Понятие и структура налоговых правоотношений……………….18
§2. Субъекты налоговых правоотношений……………………………21
Заключение……………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

- установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

- осуществления налогового контроля;

- применения мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

- обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

§ 1. Понятие и структура налоговых правоотношений

 

   Налоговые правоотношения - это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек­тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.                                                            

   В литературе налоговые правоотношения, как правило, опреде­ляются как вид финансовых правоотношений, урегулирован­ных нормами налогового права, представляющих собой сово­купность следующих правовых отношений: по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ; возникающих в процессе исполнения соответствующими ли­цами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов; возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ; возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе об­жалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров; возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями: это общественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права; правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения; социально значимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права; представляет собой юридическую связь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит правоуполномоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий; основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве. Под составом конкретного налогового правоотношения понима­ется совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным под­ходом права и обязанности указанных субъектов (налогопла­тельщиков и др.) в составе налогового правоотношения вы­ступают в качестве их юридических свойств.

     Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента: субъекты правоотношения; содержание правоотношения; объект правоотношения.

    Субъектами налоговых правоотношений, или их участниками, являются: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители), Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения. Федеральная таможенная служба и её территориальные подразделения. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.

Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).Содержанием налоговых правоотношений выступают субъективные права и субъективные обязанности их участников.

    Кроме того, Налоговым кодексом РФ устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков[3], возможность обеспечения и защиты их прав[4], права и обязанности налоговых органов (ст. 31 и ст. 32 соответственно), обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33) и ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц (ст. 35).

    В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций. «Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение у гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда». [5]

« Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда». [6]

 

§ 2. Субъекты налоговых правоотношений

 

      Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъ­ектов - участников рассматриваемых общественных отноше­ний. При этом материальное содержание налоговых правоот­ношений представляет собой поведение сторон действие (бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

   Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь.

   В качестве объекта пра­воотношений выступают разнообразные материальные и нема­териальные блага. В процессе налогообложения структура налогового правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реали­зации прав и обязанностей (фактическая структура). При пра­вомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законо­дательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.

    Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России; Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения; государственные органы исполнительной власти и исполнитель­ные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

• Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

• органы государственных внебюджетных фондов. 

Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:

• органы, осуществляющие регистрацию организаций и индиви­дуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);                                                                                                

• органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогово­го контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели);

• кредитные организации (банки).

Субъектом той или иной отрасли права принято считать физических и юридических лиц, обладающих правосубъектностью, т.е. наделенных совокупностью прав и обязанностей. Проще говоря, это абстрактная юридическая категория, указывающая на потенциального участника правоотношений, которым признается физическое или юридическое лицо, вступившее в правоотношение, реализующее свои субъективные права и выполняющее обязанности, возложенные на него законом, а в гражданских правоотношениях еще и договором.

   Субъектами налогового права признаются физические лица и организации  в том числе и иностранные. Возможность того или иного субъекта быть участником налоговых правоотношений определяется его специальной налоговой правосубъектностью, которую можно определить как совокупность налоговых правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, которая возникает при наличии у физических лиц налоговой обязанности.

    Налоговая правоспособность- это свойство (признак) субъектов налогового права, которая проявляется в их способности иметь субъективные права в налоговых правоотношениях. Причем ее особенностью является возложение налоговой обязанности на граждан Конституцией РФ и налоговым законодательством.

   Дееспособность физических лиц, понимаемая как их способность реализовывать права и обязанности своими действиями в налоговом праве, имеет ту особенность, что она может быть в соответствии с законом адресована иным лицам (опекунам, попечителям, родителям и д.р.), которые обязаны платить налоги с доходов (имущества), недееспособного налогоплательщика (малолетнего, страдающего психическими заболеваниями, признанного ограниченно дееспособным и т.д.) подобное переложение обязанности происходит при получении наследства, реорганизации юридических лиц, когда уплатить налоги обязан наследник или правопреемник при ликвидации организации эта обязанность возлагается на ликвидационную комиссию[7]. Налоговая деликтоспособность - это способность нести юридическую ответственность за нарушение налогового законодательства для физических лиц она наступает с 16 лет (ст.107 НК РФ).

Государственные органы как субъекты налогового права правосубъектностью наделяются законодательством, причем совокупность их прав и обязанностей ограничена решаемыми ими задачами, выполняемыми функциями и уровнем (местом), которые они занимают в системе управления то же можно сказать и о их должностных лицах к примеру, объем полномочий руководителя органа значительно шире, чем его подчиненных.

    Систему субъектов налоговых правоотношений образуют: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, лица, содействующие налоговым органам в их деятельности, государственные органы налогового администрирования. Всех субъектов налогового права можно разделить на две группы: индивидуальные субъекты - физические лица; коллективные субъекты - организации, в том числе органы власти по характеру обязанностей, возложенных на них законом субъекты налогового права подразделяются на налогоплательщиков и иных обязанных лиц и государственные (муниципальные) органы-носители властных полномочий.
   Налоговые агенты - одна из наиболее многочисленных групп субъектов налогового права налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности, по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.  Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за небольшими исключениями.

Налоговые агенты обязаны:

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3. Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с правовыми нормами глав 15 - 17 НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.

   В зависимости от характера и содержания обязанностей, налоговых агентов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с законодательством (ст.226 НК РФ).

Информация о работе Налоговое право как подотрасль финансового права