Методы финансового контроля, их правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:38, реферат

Описание

Цель данной работы – сформулировать понятие государственного финансового контроля, рассмотреть его методы, и пути реализации финансового контроля в Российской Федерации.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

сформулировать понятие государственного финансового контроля
рассмотреть и проанализировать методы финансового контроля

Содержание

Введение. 3

1. Понятие государственного финансового контроля. 4

2. Методы государственного финансового контроля. 6

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль. 7

4. Финансовый контроль со стороны представительной власти, его правовое регулирование. 9

Заключение. 15

Библиография. 16

Работа состоит из  1 файл

Методы финансового контроля.docx

— 55.15 Кб (Скачать документ)
    • Организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
    • Подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
    • Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
    • Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
    • Финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
    • Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

      Счётная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего  и внешнего долга РФ, а также  деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией  финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным организациям.

      Основные  методы контроля, проводимого Счётной  палатой, - тематические проверки и  ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению  к ответственности, в том числе  к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и  бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в нём срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений  Счётной палаты она имеет право  давать предписания, обязательные для  исполнения. В случае если предписания  не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной  Думой может принять решение  о приостановлении финансовых, платёжных  и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

      По  закону деятельность Счётной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

      Контроль  финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных  законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

      Определённые  функции финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 года. Как структурное  подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно  Президенту РФ, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

      Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

      Органы  исполнительной власти всех уровней  осуществляют финансовый контроль непосредственно  в пределах своих полномочий, а  также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

      Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве Финансов» (на основании Постановления от 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 года). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

      Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.

      По  результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий  и организации при наличии  у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

      Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

      Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность  за формирование и использование  своих бюджетов и внебюджетных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

     Я считаю, что для осуществления  более эффективной деятельности органов государственного контроля необходимо ужесточить меры проведения контроля, увеличить частоту проверок, а также разработать систему  мотивации органов государственного контроля, и ликвидировать общность интересов. Данные меры могут быть достигнуты при условии, что все органы государственного контроля будут подчинены Федеральному Собранию. В придачу к этому, представляется необходимым создание ревизионных  комиссий, в полномочия которых будет  входить контроль за выполнением органами государственного финансового контроля своих функций. По моему мнению, создание подобных комиссий позволит сократить уровень коррупции среди проверяющих органов. Также необходимо усовершенствовать существующую систему проверок, создать необременительные условия уплаты налогов для бизнеса, усовершенствовать налоговый контроль, совершенствовать правовое регулирование методов финансового контроля. Успешная реализация данных мер приведет к улучшению качества проверок и государственного финансового контроля в целом, что позволит эффективнее управлять финансовыми ресурсами государства, не опасаясь ошибочного перерасхода и растраты средств бюджета.

     В целом, в России система государственного контроля находится на этапе развития, и при грамотной доработке  и совершенствовании, система государственного контроля РФ может стать одним  из эталонов государственного финансового  контроля для зарубежных государств. 
 

Библиография.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ
  2. Гришин Е.Ю. Финансовый контроль. – М.: Камерон, 2002
  3. Г. Н. Василенко. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе. – М.: Юнити-Дана, 2010
  4. Комментарий к Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации" – М.: Финансовый контроль, 2002
  5. Бирюков А.И. Теория и практика финансового контроля – М.: Бюджетный учет, 2007, № 5
  6. Финансовое право: Учебник/Под. Ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И. Аудит эффективности в рыночной экономике. – М: КноРУС, 2007.
  8. Финансы: учеб. -2-е изд. под ред. В.В. Ковалева – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
  9. О Счетной Палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.95 г. № 4-ФЗ. [КонсультантПлюс: ВерсияПроф].
  10. Об утверждении положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: Приказ Минфина РФ от 11.07.05 г. № 89н (ред. от 20.09.05 г.). [КонсультантПлюс: ВерсияПроф].
  11. Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РФ от 15.06.04 г. №278 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф].
  12. Конституция РФ. © "Гарант-Интернет" , юридическая обработка: НПП "Гарант-Сервис" , 2001 г.

     

Информация о работе Методы финансового контроля, их правовое регулирование