Методы финансового контроля, их правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:38, реферат

Описание

Цель данной работы – сформулировать понятие государственного финансового контроля, рассмотреть его методы, и пути реализации финансового контроля в Российской Федерации.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

сформулировать понятие государственного финансового контроля
рассмотреть и проанализировать методы финансового контроля

Содержание

Введение. 3

1. Понятие государственного финансового контроля. 4

2. Методы государственного финансового контроля. 6

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль. 7

4. Финансовый контроль со стороны представительной власти, его правовое регулирование. 9

Заключение. 15

Библиография. 16

Работа состоит из  1 файл

Методы финансового контроля.docx

— 55.15 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования  

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  
 
 

Факультет «Налоги и налогообложение» 
 
 
 

Кафедра «Финансовое право» 

Реферат

по  дисциплине «Финансовое право»

на  тему:

«Методы финансового контроля, их правовое регулирование» 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент группы Н3-2

                  Артамонов П.П. 

                  Научный руководитель:  

                                                                     доц. Артамонов В.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 г. 

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие государственного финансового контроля. 4

2. Методы государственного финансового контроля. 6

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль. 7

4.     Финансовый контроль со стороны представительной власти, его правовое регулирование. 9

Заключение. 15

Библиография. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Одна  из немаловажных функций любого современного государства – контроль над финансами. Ведь отлаженная бюджетная система  любого государства – опора его  экономики и гарант его стабильности и мощи. Поэтому каждое государство  в первую очередь заинтересовано в  ее эффективном функционировании.

     Финансовый  контроль на государственном уровне за счет систематической сверки плановых и фактических показателей позволяет  принимать правильные управленческие решения. Такой вид контроля помогает избежать многих ошибок в финансово-экономической  сфере, а так же является гарантом успешной реализации различных государственных  программ, направленных на улучшение  социальной сферы и выполнения различных  национальных проектов.

     Актуальность  данной темы вызвана, прежде всего, тем, что отлаженная система государственного финансового контроля в наше время  является нерушимым гарантом своевременного пополнения государственного бюджета  и предотвращает бездумную растрату средств, позволяя эффективно выполнять  различные государственные программы, а также служит индикатором высокого профессионализма властей.

     Цель  данной работы – сформулировать понятие  государственного финансового контроля, рассмотреть его методы, и пути реализации финансового контроля в  Российской Федерации.

     Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:

    • сформулировать понятие государственного финансового контроля
    • рассмотреть и проанализировать методы финансового контроля

   При написании данной работы использовалась различная научная литература, таких  авторов как Г. Н. Василенко и  Бирюков А.И.  а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и США.

  1. Понятие государственного финансового  контроля.
 

   Государственный финансовый контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной  власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти установленных норм права с целью  обеспечения законности, целесообразности, эффетивности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

   Согласно  Лимской декларации руководящих принципов контроля, государственный контроль можно определить как неотъемлимую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

   Также контроль осуществляется за организацией денежного обращения и рынка  ценных бумаг, обоснованностью и  правомерностью действий кредитных  организаций по привлечению и  использованию средств юридических и физических лиц, также проверке подлежит состояние внутреннего  и внешнего долга государства, оценка новых законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с финансами и имеющих влияние на формирование и использование государственных средств.

   Таким образом, финансовый контроль - это  контроль за финансовой деятельностью  всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и  исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов  и способов действий контролеров, позволяющий  им решить поставленные задачи.

Финансовый  контроль можно рассматривать в  двух аспектах:

     1) как строго регламентированную  деятельность специальных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

     2) как неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками для обеспечения  целесообразности и эффективности  финансовых операций.

     Объектом финансового  контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. 

     Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права  как государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов. Любые финансовые нарушения  влекут за собой санкции и штрафы.

     Финансовый контроль можно разделить (как это и  практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль.

     Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относится и Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразделениями и органами.

  1. Методы  государственного финансового  контроля.
 

Общенаучные методы государственного контроля представляют собой такие методы как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия и моделирование и другие. Однако методы, которые используются непосредственно  при проведении государственного финансового  контроля, являются ни чем иным как  совокупностью различных приемов  контроля, выработанных на практике, которые  формируются в зависимости от цели контроля. Эти методы базируются в основном на методиках таких  наук как бухгалтерский учет, статистика, экономический анализ и других.

   По  информационному обеспечению выделяются два метода финансового контроля – документальный и фактический.

   Документальный  контроль является обыкновенной проверкой  документов, источниками для него служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, данные бухгалтерской  и статистической отчетности, плановая, нормативная и прочая документация.

   Фактический контроль представляет собой проверку и определение действительного  состояния объекта учета с  помощью проведения арифметического  пересчета показателей, формальной проверки документов (на наличие реквизитов и т.д.), юридической проверки документов (на соответствие законодательству и  т.д.). 

   Наиболее  используемыми методами государственного контроля являются:

    • проверки;
    • обследования;
    • надзор;
    • анализ финансового состояния;
    • мониторинг;
    • ревизии;
 

     Использование всей совокупности  методов финансового контроля  позволяет государству не только  сделать объективные выводы о  финансовом состоянии проверяемого  объекта, но и разработать комплекс  мер по улучшению и стабилизации  его функционирования.

На государственном  уровне финансовый контроль осуществляется Министерством Финансов РФ и его  структурными подразделениями.

  1. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
 

Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и  т.д. Существует также классификация  финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

    1. президентский;
    2. представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
    3. исполнительных органов власти;
    4. финансово-кредитных органов;
    5. ведомственный и внутрихозяйственный;
    6. общественный;
    7. аудиторский.

Схема государственного финансового контроля представлена на рис. 1

 

     Принцип разделения власти, закреплённый в  Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает  контроль финансовой деятельности органов  представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных  и местных внебюджетных фондов, а  также при утверждении отчётов  об их исполнении.

4.Финансовый контроль со стороны представительной власти, его правовое регулирование.

 

      Особое  место в системе финансового  контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи:

Информация о работе Методы финансового контроля, их правовое регулирование