Контрольная работа по "Банковское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, контрольная работа

Описание

Полномочия занимают центральное место в правовом статусе любого субъекта, и Центральный банк РФ также не является исключением. Полномочия чаще всего рассматривают как систему прав и обязанностей. Права — это возможность выбора вида и меры поведения, а обязанности — это требования ответственного следования должному поведению.

Работа состоит из  1 файл

Банковское право.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО 

Юридический факультет 

Кафедра таможенного, административного и финансового права 

Контрольная работа 

Учебная дисциплина

Банковское  право 

Вариант 2.

                                  

              Выполнил:

              студент 3 курса, 332 группы

              заочного отделения, специальности  

                «Юриспруденция»

              Дёмин Андрей Александрович

                                                                       

              Проверил:  
               
               

Саратов – 2012

 

      Задание 1.

     Полномочия  занимают центральное место в  правовом статусе любого субъекта, и Центральный банк РФ также не является исключением. Полномочия чаще всего рассматривают как систему прав и обязанностей. Права — это возможность выбора вида и меры поведения, а обязанности — это требования ответственного следования должному поведению.

     Права и обязанности Банка России находятся  в тесной взаимосвязи и направлены на реализацию стоящих перед ним целей. Банк России должен наделяться такими правами, которые позволяли бы ему эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

     Согласно  п. «ж» ст. 71 Конституции РФ вопросы  финансового, валютного регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что полномочиями по регулированию этих вопросов обладают только органы федеральной власти, но не органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Данный пункт Конституции РФ в значительной степени производен от ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства и свободное перемещение финансовых средств. Передача Российской Федерации вопросов финансового, валютного регулирования и денежной эмиссии как предметов исключительного ведения связано с реализацией экономических основ конституционного строя и, прежде всего, принципа единства экономического пространства. Полномочия Банка России, наделенного полномочиями в области финансового, валютного регулирования и денежной эмиссии, также должны быть реализованы в свете единого экономического пространства и свободного перемещения финансовых средств.

     Согласно  ст. 1 Федерального закона о Центральном  банке РФ полномочия Банка России установлены только Конституцией РФ и федеральными законами, подзаконные нормативные акты не могут регулировать полномочия Банка России. Поэтому Президент РФ, Правительство РФ и Банк России не могут принимать нормативные акты, устанавливающие, изменяющие или прекращающие полномочия Банка России.

     Так как Конституция РФ носит учредительный  характер, она закрепляет лишь конституционные основы статуса Банка России и, в том числе, конституционные основы регулирования его полномочий, но подробное закрепление полномочия Банка России находят в федеральных законах.

     Полномочия  Центрального банка РФ вытекают из его правового статуса, во-первых, как органа государства, а во-вторых, как юридического лица. Как те, так и другие полномочия Банка России должны быть направлены на выполнение его функций.

     Публичные полномочия Банка России в области  банковского регулирования и надзора можно разделить на несколько частей:

     1. полномочия по регистрации и  лицензированию деятельности кредитных организаций;

     2. полномочия по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций;

     3. полномочия по надзору и применению  санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами;

     4. полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций;

     5. полномочия по ликвидации и  банкротству кредитных организаций.

     Регистрация кредитных организаций является совместной сферой деятельности Правительства РФ и Банка России. Банк России принимает решение о регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности в том случае, если кредитная организация соответствует всем требованиям, предъявляемым к ней Правительством РФ и Банком России. Банк России наделен правом принять решение о регистрации кредитной организации, но регистрацию осуществляет управление МНС РФ по субъекту Российской Федерации. Решение Банка России о регистрации кредитной организации оформляется сопроводительным письмом. Решение Банка России о выдаче лицензии сопровождается выдачей лицензии на осуществление банковской деятельности. Банк России, принимая решение о регистрации кредитной организации и о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности, не издает нормативного акта, несмотря на то, что данное решение, относится к компетенции Банка России. Согласно ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, решение должно быть оформлено нормативным актом. В ином случае оно не является обязательным для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

     Поэтому отсутствие нормативного акта по вопросам регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций может являться основанием для отказа в признании решения Банка России иными субъектами.

     Публичные полномочия Банка России по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций предусмотрены законом о Центральном банке РФ. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также устанавливает обязательные нормативы и обязывает предоставлять другую информацию, предусмотренную федеральными законами. Свои публичные полномочия по регулированию деятельности кредитных организаций Банк России реализует с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации а, следовательно, и для развития принципа единого экономического пространства, предусмотренного ст. 8 Конституции РФ.

     Полномочия  по надзору и применению санкций  за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами реализуются Банком России только в прямо указанных в федеральных законах случаях.  

     Банк  России осуществляет публичные полномочия банковского надзора не только в соответствии с национальным законодательством РФ, но и в соответствии с Базельскими принципами текущего надзора за деятельностью кредитных организаций. Публичные полномочия банковского надзора реализуются Банком России по двум основным направлениям: это финансовое состояние конкретной кредитной организации и банковской системы в целом. Основная цель применения полномочий Банка России в области банковского надзора – это выявление проблем в кредитных организациях и применение к ним мер надзорного реагирования.

     Методы, применяемые Банком России для осуществления  банковского надзора, предусмотрены федеральным законом и заключаются в предоставлении ему права требования от кредитных организаций информации и документов о ее деятельности, а также в проведении проверки кредитной организации.

 

      Задание 2.

     Гражданин В. в марте текущего года заключил с коммерческим банком  договор об открытии рублевого вклада сроком на один год в размере 18 процентов годовых. В августе текущего года банк без согласия гражданина произвел снижение процентной ставки до 15 процентов годовых, мотивируя это тем, что Центральный Банк РФ снизил ставку рефинансирования. Гражданин В. обратился с исковым заявлением в суд о неправомерности действий банка. Каким должно быть решение суда?

     Согласно  ч.3 ст.838 ГК РФ, а также ч.3. ст. 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» по договору срочного банковского вклада банком не может быть односторонне уменьшен размер процентов, если иное не предусмотрено законом. При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. №4-П положение ч. ст. 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" об изменении процентной ставки по срочным вкладам граждан, позволяющее банку в одностороннем порядке произвольно снижать ее исключительно на основе договора, без определения в федеральном законе оснований, обусловливающих такую возможность, признано не соответствующим Конституции РФ. Поскольку на момент внесение вклада законом не были предусмотрены какие-либо исключения из этого правила, то суд должен признать снижение процентной ставки неправомерным.

 

      Задание 3.

     Банк  России за систематическое нарушение  банковского законодательства назначил в коммерческом банке временную администрацию для оперативного управления сроком на 1,5 года. Бывшее правление коммерческого банка, посчитав решение Центрального банка РФ неправомерным, обжаловало его в арбитражный суд. Проанализируйте правомерность решения Банка России и действий правления коммерческого банка.

     Согласно  ч.5 ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также Инструкции Банка России N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия», в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, а также неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

     Так как временная администрация была установлена на 1,5 года, то, в соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. При этом обжалование решения Банка России о назначении временной администрации, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации.

 

      Список литературы:

     1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

     2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

     3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

     4. ГК РФ;

     5. Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. (http://www.law.isu.ru/ru/science/vestnik/20041/lungu.html).

Информация о работе Контрольная работа по "Банковское право"