Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:04, курс лекций

Описание

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации . В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

Источниками финансового права.docx

— 137.75 Кб (Скачать документ)

Помимо детального плана привлечения  средств из зарубежных источников, законодательному утверждению подлежит программа займов внутри страны. Программа государственных внутренних заимствований – это перечень внутренних займов соответствующего бюджета на очередной финансовый год по формам и видам заимствований. Проект программы составляется исполнительной властью и передается на рассмотрение парламента одновременно с проектом бюджета, и далее она утверждается как приложение к закону о бюджете.

В программе внутренних заимствований  отражаются соглашения о займах, которые  будут заключены в очередном  году, а также все действующие  договоры предыдущих лет. Программа  содержит следующие основные разделы:

  • государственные ценные бумаги (привлечение средств и погашение основной суммы задолженности)
  • погашение иных долговых обязательств (векселей Министерства финансов, государственных долговых товарных обязательств, компенсация сбережений, исполнение государственных гарантий).
  • отдельно показывается предоставление государственных гарантий, которое отражает объем неявных обязательств бюджета.

Чистые внутренние заимствования  рассчитываются как разница между  суммой привлеченных средств и погашенных обязательств (основной суммы задолженности  по ценным бумагам и иных долговых обязательств). Они характеризуют  дополнительный объем средств, проступивший в бюджет за счет выпуска займов.

Государственные и муниципальные гарантии

Государственная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, при котором государство-гарант дает обязательство полностью или частично отвечать за исполнение лицом, которому предоставляется гарантия, обязательства перед третьими лицами. Гарантия должна выдаваться в письменной форме, в противном случае она является недействительной. Государство несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Его обязательство перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. При этом государство вправе потребовать от получателя гарантии полного возмещения той суммы, которая была уплачена третьему лицу.

Гарантии предоставляются, как  правило, на конкурсной основе. При  этом обязательным условием является проверка финансового состояния  получателя.

Примеры из экономической истории  России и других стран (в том числе, Латинской Америки) показывают, что  чрезмерные объемы выданных гарантий несут серьезную угрозу для бюджетной системы. Поэтому с принятием российского Бюджетного кодекса процедура их предоставления и учета была существенно упорядочена. Общая сумма гарантий учитывается в составе государственного долга как отдельный вид обязательств. Эти обязательства учитываются в особом порядке и не рассматривают как источник финансирования дефицита бюджета. Предельные объемы государственных гарантий (отдельно в национальной и иностранной валюте) утверждаются в составе закона о бюджете.

Законодательство требует ведения  подробного учета выданных гарантий, их целей, сумм и сроков. В России эту функцию выполняет Министерство финансов. На основе такого учета Государственной  Думе представляется подробный отчет  о выданных гарантиях по всем получателям, исполнении получателями своих обязательств и платежах государства по гарантиям. Гарантии, предоставляемые в национальной валюте, учитываются в составе  программы внутренних заимствований. Предоставление гарантий для обеспечения  обязательств в иностранной валюте утверждается в программе внешних заимствований.

Гарантии могут предоставляться  не только федеральным правительством, но и нижестоящими уровнями государственной  власти. Верхний предел гарантий, выдаваемых субъектом федерации и муниципальным  образованием, должен утверждаться в  соответствующем законе (или решении) о бюджете. В нем также должен содержаться перечень гарантий, предоставляемых на сумму более 0,01% расходов бюджета. Общая сумма выданных гарантий учитывается в составе долга субъектов федерации и муниципального долга.

Долг иностранных государств перед  Российской Федерацией

       Помимо регулирования внешней и внутренней задолженности государства перед другими лицами, важным элементом долговой политики является управление так называемыми внешними активами – государственными кредитами, предоставленными иностранным государствам, их юридическим лицам международным организациям.

Сведения о размерах и структуре  долга зарубежных государств перед  Россией (по видам обязательств и  заемщикам) представляются Правительством в Государственную Думу в одновременно с проектом закона о бюджете на очередной год. Законодатели рассматривают и утверждают Программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета, которая содержат перечень выдаваемых кредитов, их цели, наименование получателей, общий объем кредитов и сумму, которую планируется выделить в очередном году.

Программа предоставления государственных кредитов на 2003 год вошла в состав закона о федеральном бюджете в виде Приложения 27. В соответствии с ней плановый объем кредитов другим странам составил 800,5 млн. долларов США. Большинство из них являются долгосрочными, то есть имеют срок погашения более 10 лет. Основное направление предоставления кредитов – развитие атомной энергетики; на эти цели было запланировано выделить 476,6 млн. долларов. Наиболее крупными заемщиками у России в 2003 году являются Китай (40% от общей суммы кредитов), Вьетнам (25%) и Индия (14%), далее следуют Югославия и Молдова (7 и 6% соответственно).

Помимо программы государственного кредитования, в законе о бюджете утверждаются следующие показатели:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • размер долга иностранных государств на конец года;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (государствам-участников СНГ);
  • предельный объем кредитов, предоставляемых государствам-участникам СНГ.

Если договор о предоставлении государственного кредита предполагает увеличения предельного объема кредитов, определенного в законе о бюджете, то он может быть заключен только после внесения изменений в данный закон.

Дефолт и способы его преодоления

Если экономическое положение  страны достаточно устойчиво, и программа  займов имеет четкое экономическое  обоснование, государственный долг не несет угрозы для стабильности бюджетной системы. Однако, в чрезвычайных ситуациях государство может столкнуться с дефолтом. Дефолт означает отказ правительства от своих долговых обязательств или нарушение графика выплат по ним в одностороннем порядке, без согласования с держателями этих обязательств. Целью его является снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащейся на государственный бюджет. Это явление схоже с банкротством фирм, но отличается от него отсутствием формализованных правил и процедур наложения взысканий, в том числе через судебную систему.

Дефолт имеет множество отрицательных  последствий, в первую очередь социальных и политических. Рейтинг страны как  заемщика резко падает, подрывается  доверие к политике правительства  как внутри страны, так и за рубежом. Серьезно ухудшается инвестиционный климат. Отказ правительства от обязательств, размещенных за рубежом, может привести к международной изоляции страны. Практически останавливается приток иностранного капитала, инвесторы стремятся  вывести свои активы за рубеж. Растет политическое давление на правительство  со стороны стран-кредиторов. Могут  предприниматься попытки наложить арест на имущество должника, расположенное  за границей. Эти и другие негативные последствия проявляются в течение  длительного времени, поэтому дефолт может рассматриваться лишь как  крайний вариант решения проблемы задолженности.

Чтобы предотвратить дефолт, правительство  может использовать более мягкий решения проблемы задолженности  – реструктуризацию долга. Реструктуризация долга означает изменение режима обслуживания и погашения долговых обязательств на основе соглашений, который государство заключает с их держателями. На практике могут применяться различные схемы реструктуризации, наиболее распространенная из которых – это схема "долг–долг". Она заключается в том, что государство обменивает один вид долговых обязательств на другой, для которого установлены иные условия обслуживания и сроки погашения. Примером может служить обмен краткосрочных обязательств на средне- или долгосрочные, который сопровождается рядом условий в пользу инвесторов. Это позволяет отсрочить выплату основной суммы долга и снизить текущую долговую нагрузку на бюджет.

В крайних случаях может использоваться такая мера, как списание долга. В отличие от дефолта, оно производится по соглашению с держателями долговых обязательств и поэтому может сопровождаться рядом экономических и политических условий в их пользу.

Договоры о реструктуризации задолженности  или списании задолженности иностранных  государств перед Россией должны быть ратифицированы Государственной  Думой. Это правило не распространяется на те случаи, когда проблема урегулирования долгов решается в рамках участия России в международных финансовых организациях или финансовых клубах на общих условиях для всех их участников.

ЛЕКЦИЯ 7 Налог

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (НК)

Налоговая система

налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля

и его  основные элементы

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как  “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.

В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП (см. таблицу 1). Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

Данная структура доходов утверждается в виде отдельного приложения к закону о федеральном бюджете на очередной год. Из приведенных данных видно, налоговые поступления составляют около 93% поступлений в федеральный бюджет РФ (без учета доходов целевых фондов и зачислений единого социального налога). Налоговые поступления превышают неналоговые доходы бюджета примерно в 13 раз. Таким образом, для осуществления необходимых программ расходов государство должно иметь эффективную налоговую систему, обеспечивающую требуемый уровень доходов даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Перераспределительная функция налогов связана с использованием как инструмента выравнивания доходов населения. Рыночный механизм обеспечивает рост эффективности производства, однако он безразличен к социальным последствиям принимаемых решений. Возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. В рамках рыночной системы часть людей по объективным причинам не может самостоятельно себе такой уровень доходов, который необходим для нормальной жизни. Речь идет о социально-уязвимых слоях населения, таких как инвалиды, пожилые граждане, многодетные семьи и др. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в данной области в послевоенные годы, низкий уровень жизни определенных слоев населения продолжает оставаться острой проблемой не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах.

Информация о работе Источники финансового права