Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ правового статуса Центрального Банка РФ как органа финансового контроля.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой так­же применялись исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы.

Содержание

Введение………………………………… …….……………………………………3

I. Финансовый контроль в России……………………………………………….5

II. Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля……………………………………………………………………………..9

2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции……………………………………………………………………………9
2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России..12
2.2. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ……..15

Заключение…………….………………………………….……………………….23
Библиография……………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Центральный банк как орган финан. контроля (курсовая для НКЭП).doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Характеристика Центрального  банка РФ как органа финансового контроля

 

2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции

 

 

Центральный банк Российской Федерации - Банк России возглавляет отечественную банковскую систему. Его правовой статус регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[5] (далее Закон о Центральном банке РФ).

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), федеральные банки (а, следовательно, и Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении Российской Федерации. В части 1 статьи 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ; а в части 2 данной статьи определяется основная функция Банка России защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Согласно ст. 83 (п. «г») Конституции РФ, Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка и ставит перед ней вопрос об освобождении названного должностного лица от занимаемой должности. Собственно же его назначение и смещение с должности входят в компетенцию нижней палаты парламента (п. «в» ст. 103 Конституции РФ).

Центральный банк тесно связан с государством. Он подотчетен нижней палате парламента - Государственной Думе (ст. 5 Закона о Центральном банке РФ). В качестве банкира правительства Банк России выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств.

Вместе с тем "главный банк страны" независим в своей деятельности. Ни один орган государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в реализацию его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Законодатель наделил Центральный банк правомочием контролировать публичную власть путем обращения в судебные инстанции с исками о признании недействительными соответствующих правовых актов, включив его тем самым в государственный механизм в "активном" качестве. Таким образом, Банк России является составной частью "системы сдержек и противовесов", действующей на уровне государственной власти.

Наиболее подробно статус, задачи, функции Банка России раскрываются в Законе о  Центральном банке РФ.

Кроме того, вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируются законом о банках и банковской деятельности.

С точки зрения собственности на капитал Банк России - государственный банк, так как его капитал принадлежит государству.

"Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью... Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России..." - гласит ст. 2 Закона о Центральном банке РФ.

Основные цели деятельности Банка России перечислены в ст. 3 Закона о  Центральном банке РФ.

1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Во исполнение этой цели "главный российский банк" осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и т. д.

2. Развитие и укрепление банковской системы РФ. Центральный банк является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Центральный банк координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления национальной банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов Центральный банк РФ выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами (ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).

Данный перечень неисчерпывающий. Федеральный законодатель имеет право включать в него дополнительные элементы.

Высшим орган Центрального банка является Совет директоров, функционирующий на началах коллегиальности. Он осуществляет руководство и управление банком. В Совет директоров входят Председатель Банка России (назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на четыре года) и 12 членов, назначаемых на свои должности и освобождаемые от них Государственной Думой по собственному усмотрению тоже на четырехлетний срок.

 

 

2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России

 

 

Согласно Закону о Центральном банке РФ Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Как подчеркивает Н.В. Щербак, главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковско­го надзора, решение о создании данного органа принимается Сове­том директоров[6].

Центральный банк Российской Федерации осуществляет воз­действие на банки по трем направлениям:

1) создание общих законодательных, исполнительных, су­дебных условий, позволяющих банкам реализовывать спои эконо­мические интересы;

2) проведение мер денежно-кредитного регулирования, ока­зывающих влияние на объем и структуру денежной массы в обра­щении, через изменение ресурсов банков, которые могут быть ис­пользованы для кредитных вложений в экономику;

3) установление экономических нормативов и надзор за соблюдением с целью обеспечения ликвидационно-банковских ба­лансов.

Воздействие Центрального банка на деятельность банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономиче­ский (косвенный), так и административный (прямой) характер, например, установление лимитов, сроков кредитования, процентных ставок по отдельным видам ссуд и т. д.

В пределах своей компетенции Центральный банк издает обязательные акты. Согласно статье 7 Закона о Центральном банке РФ нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании банка "Вестнике Банка России" - и подчиняются правилу ретроактивности (то есть не имеют обратной силы). Акты, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязан­ности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции, наконец, они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В процессе осуществления надзора Центральный банк может назначать проверки деятельности кредитных учреждений. Если в результате этих проверок будут выявлены нарушения бан­ковского законодательства Банк России вправе дать им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных на­рушений. Банк России вправе требовать от банков предоставления отчетности, балансов, справок и другой документации, необходи­мой для выполнения им контрольных полномочий в порядке, уста­новленном законодательством.

В случаях нарушения законодательства, несоблюдения установленных Банком России экономических нормативов, в результате которых был нанесен ущерб другим банкам и клиентуре, непредставления отчетности или представления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вклад­чиков и кредиторов, выявления иных систематических нарушений в банковской деятельности, неисполнения предписаний Банка Рос­сии об устранении выявленных им ранее нарушений. Центральный банк России вправе потребовать от учредителей банка, допустив­шего нарушения, осуществления мероприятии по финансовому оз­доровлению банка, замены руководителей банка, ликвидации бан­ка.

Для осуществления своих функций в области банков­ского надзора и регулирования Банк России проводит проверки не только банков, но и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятель­ности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Провер­ки могут осуществляться Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами.

Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями, союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложе­ния по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с банками Банк России имеет право создавать с привлечением представителей банков действующие на обществен­ных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

Таким образом, выполнение практически всех админи­стративных полномочий по управлению и надзору за кредитной системой законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Однако многие авторы, такие как Л.Г. Ефимова, О.И. Лаврушин, Э. Василишен  считают, что сосре­доточение всей власти внутри одного ведомства приведет к излиш­ней бюрократизации и, в конечном счете, к потере эффективности всей системы контроли­руемых органов. Кроме того, при таком устройстве кредитной системы возможны разного рода злоупотребления. Наиболее совершенная система ор­ганов управления кредитными организациями имеется во Франции. В соответствии с законом Франции от 24 января 1984 года № 84-6 "О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учрежде­ний" органами управления кредитной системы являются министр экономики и финансов, управляющий Банк де Франс, Комитет по банковской регламентации. Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия. Система управления и надзора за кредитны­ми учреждениями построена так, чтобы обеспечивалось своеобраз­ное разделение властей, где Банк де Франс отведена роль исполни­тельного органа. Таким образом, считает Л.Г. Ефимова, "представляется целесообразным создать в России несколько органов управ­ления кредитной системой, компетенция которых основывалась бы на принципе разделения властей, системе "сдержек и противове­сов". Для этого можно с успехом использовать опыт Французской Республики"[7].

Информация о работе Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля