Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ правового статуса Центрального Банка РФ как органа финансового контроля.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой так­же применялись исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы.

Содержание

Введение………………………………… …….……………………………………3

I. Финансовый контроль в России……………………………………………….5

II. Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля……………………………………………………………………………..9

2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции……………………………………………………………………………9
2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России..12
2.2. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ……..15

Заключение…………….………………………………….……………………….23
Библиография……………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Центральный банк как орган финан. контроля (курсовая для НКЭП).doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Оглавление:

 

                                                                                                                                  стр.

 

 

Введение………………………………… …….……………………………………3

 

I. Финансовый контроль в России……………………………………………….5

 

II. Характеристика Центрального  банка РФ как органа финансового контроля……………………………………………………………………………..9

 

2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции……………………………………………………………………………9

2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России..12

2.2. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ……..15

 

Заключение…………….………………………………….……………………….23

Библиография……………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

Введение

 

 

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средствам обеспечения закон­ности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреж­дать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотребле­ний и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Банковский контроль — наиболее гибкая и всеобъемлющая форма де­нежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью, ко­торая осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, фи­нансированию и расчетам.

Этот вид финансового контроля нацелен прежде всего на повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платеж­ной дисциплины. Возвратность кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита.

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе про­ведения денежных операций через проверку представленных докумен­тов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателя­ми хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обес­печение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных орга­нов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредиту­емых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользо­вания кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяй­ствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соот­ветствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в уста­новленные сроки. Отказ, плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ, которому помимо прочего поручено осуществлять надзор за соблюдением банками и кредитными учреждениями действующего за­конодательства о банковской деятельности.

Цель исследования - анализ правового статуса Центрального Банка РФ как органа финансового контроля.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой так­же применялись исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Финансовый контроль в России

 

 

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский[1].

Обращая внимание на взаимообусловленность финансового контроля и финансовой деятельности, он правильно указывает на расширение внешних границ контрольной активности органов финансового контроля. Вывод о распространении финансового контроля не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, представляется правильным, соответствующим реальной действительности. Для подтверждения этого вывода достаточно сослаться на акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Однако признание данного положения вряд ли дает основания для переименования финансового контроля в финансово-хозяйственный[2].

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.

Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, его можно подразделить на следующие виды: — государственный; — муниципальный; — внутриведомственный; — независимый.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г.[3]

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная Палата Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление), Государственная налоговая служба РФ, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

В связи с передачей Министерству финансов Российской Федерации функций Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства финансов Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты[4].

Министерство финансов Российской Федерации, осуществляя государственный финансовый контроль, имеет право: — получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета; — ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также в случае непредставления отчетов по установленной форме об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или государственных (федеральных) внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением на них штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ; — осуществлять документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ; — проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, а также осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений.

Роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы. Взаимодействие правоохранительных органов с различными контрольными органами в процессе осуществления финансового контроля дает возможность не только выявить, но и предотвратить совершение правонарушений в финансовой сфере.

Информация о работе Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля