Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:14, контрольная работа

Описание

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Работа состоит из  1 файл

Современная кредитная система.docx

— 49.21 Кб (Скачать документ)

    Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

    3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:                           

    1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

    2)  охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

    3)  осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.

    В основном контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Государственный  долг, как часть  государственного  кредита. 
 
 
 

     Общее понятие государственного долга  Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в  главе 14 Бюджетного кодекса РФ.

     Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

     В зависимости от заемщика публичный  долг подразделяется на государственный  долг Российской Федерации, государственный  долг субъекта РФ и муниципальный  долг.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
    • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет

     Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные  им, в экономически развитых странах  являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных  ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США —70, в Великобритании — 90%.

     Мировой рынок государственных ценных бумаг  достаточно разнообразен и  включает облигации, казначейские векселя  и  т. п.

     Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам  наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата  процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства  муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства  которых они эмитировались,—  эстакад, мостов, жилых домов и  т. п. Для инвесторов это более  привлекательный финансовый инструмент.

     Особое  место в системе государственных  займов занимают ценные бумаги, гарантированные  федеральным правительством. Эмитентом  в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут  быть облигации системы фермерского  кредита и облигации федеральных  банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты  и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского  акционерного общества «Высокоскоростные  магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

     От  имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг  субъекта Российской Федерации и  муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

     В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный  банк, который, в свою очередь, может  уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить  официальными дилерами конкретного  выпуска государственных бумаг.

     Функции по проведению государственной политики РФ в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

     Оживлению государственных и муниципальных  заимствований может способствовать  ряд особенностей современного российского  финансового рынка. С одной стороны, это возросшая ликвидность банковской системы, которая нуждается в  новых инструментах и объектах для  инвестирования. С другой стороны, снижение процентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодными для эмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям на срок до 3—5 лет против сроков вложений до одного года в докризисный период).

     Государственные гарантии и поручительства выступают  особой формой заимствований по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной  гарантией в Бюджетном кодексе  РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное  образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — получателем  гарантии — своих обязательств перед  третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные  образования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения (обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

     Переоформление  долговых обязательств третьих лиц  в государственный долг Российской Федерации — еще одна форма  долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ. Так, в  2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ переоформляют принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банку РФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. и причитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г., в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2019 по 2023 г. с выплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Важным  условием эффективности в области  управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является ее увязка с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной  частью. В то же время мониторинг экономической политики России со стороны  МВФ будет продолжаться. Согласно правилам МВФ он обязателен для тех  стран, задолженность которых Фонду  превышает 100% их квоты в МВФ; к  их числу относится и Россия. Консультации страны с экспертами Фонда должны проводиться не реже одного раза в  шесть месяцев

(до  сих пор они проходили ежеквартально). При сокращении внешних заимствований  Россия приняла ориентацию на  выплату внешних долгов.

     Стратегическое  развитие государственного кредита, как  обособленной части финансовой системы, по мнению российских экономистов и  политологов, рекомендуется вести  в направлении создания единой системы  управления государственным долгом на основе использования известных  в международной практике рыночных механизмов для улучшения его  структуры. Единая система управления долгом должна включать всеобъемлющую  и унифицированную систему учета  государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии  управления государственным долгом. Она должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и  его структуры экономическим  возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств; привлечение заемных средств  на максимально выгодных для страны условиях. При этом отмечается, что  программа внешних заимствований, принимаемая в составе федерального бюджета, нуждается в существенной корректировке. В частности, предполагается отказаться от доказавшей свою неэффективность  практики привлечения под государственные  гарантии иностранных связанных  кредитов, от кредитов международных  финансовых организаций на оказание консультативных услуг.

     Таким образом, в данной работе были раскрыты основные направления и проблемы изученной темы.

Список  использованных источников: 
 

1.Гражданский кодекс.

2.Бюджетный кодекс.

3.О.Е.Янин. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.2006.

4.М.В.Романовский, Г.Н.Белоглазова. Финансы и кредит: Учебник.2005.

5.А.П.Ковалёв. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие.2001.

6. Деменцев В.В. «Внешний долг России в системе международной задолженности». ж. «Финансы» №12 – 2003г. стр.18. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный кредит