Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:14, контрольная работа

Описание

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Работа состоит из  1 файл

Современная кредитная система.docx

— 49.21 Кб (Скачать документ)

    - индексационные  займы - доход по ним выплачивается  посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором бумаг.

    7.По  обязанности заемщика соблюдать  сроки погашения займа, эмитированные  им обязательства можно разделить  на обязательства без погашения  с правом досрочного погашения.  Выпуск обязательств с правом  досрочного погашения означает  наличие у заемщика прав на  досрочный выкуп своих долговых  обязательств. Такое право может  быть выгодно эмитенту при  значительном снижении стоимости  заемных ресурсов на рынке  ссудного капитала. В этом случае  он имеет возможность разместить  новый заем, обслуживание которого  будет более дешевым, и за  счет полученных средств выкупить  ранее эмитированные обязательства.  В случае, если обязательства  были выпущены без права досрочного  погашения, то при снижении  рыночной цены заимствований  эмитент не имеет возможности  выкупа своих долговых обязательств, и несет в связи с этим  обязательством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную  выгоду.

    8. По методу размещения займы подразделяют на:

       а) добровольные займы;

       б) займы размещенные по подписке;

       в) принудительные займы.

    Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую  ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

    9.По способу погашения задолженности займы разделяют на 2 категории:

    • Займы, подлежащие оплате единовременно;                                         
    • Займы, подлежащие оплате частями.   

При условии  того, что эмитированный заем подлежит оплате частями, то заемное соглашение может предусматривать следующие  три варианта его погашения:

      - погашение равными долями на  протяжении оговоренного срока;

      - погашение увеличивающимися долями  на протяжении оговоренного срока.  Подобная форма наиболее удобна, если привлеченные   средства  направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации  идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;

      - погашение уменьшающимися долями  на протяжении оговоренного срока.

10.По направлениям  использования заемных средств  займы могут делиться на целевые  и нецелевые. Средства, привлеченные  по целевым займам, должны быть  использованы только для финансирования  отдельных конкретных программ, для реализации которых они  и размещаются. Средства, полученные  от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие  текущих бюджетных расходов, рефинансирование  текущей задолженности  или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

                                                             

    В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение  части вкладов населения в  государственные займы. В отличие  от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические  лица покупают ценные бумаги за счет собственных  временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют  кредит государству за счет заемных  денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и  предоставление займа последними государству  за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения  в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного  учета сумм на счетах соответствующих  учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких  займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой  право выкупа займа и обязуется  выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент  по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации  сберегательного дела начисляемый  процент должен превышать этот уровень  в целях обеспечения получения  вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается  на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

    Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

    Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и  управления за счет бюджетных средств  на условиях возвратности, срочности  и платности. В настоящее время  в нашей стране эта форма активно  не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности  сопровождаемой разгосударствлением  и приватизацией хозяйственных  структур, государство не может нести  ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций  вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные  органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в  стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.  

По гарантированным  займам правительство реально несет  финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия  для возрождения гарантированных  займов в связи с предоставлением  местным органам власти, а так  же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Функции государственного  кредита. 
 
 

    Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

    1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

    Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

    Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

    Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

    При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

    Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

    2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

    Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

    Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

    Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

    До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

    Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Информация о работе Государственный кредит