Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:08, реферат

Описание

Вышеназванные экономико-правовые аспекты финансового контроля позволяют рассматривать его в широком и узком смысле. В широком смысле государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

Содержание

1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы
2. Система органов, осуществляющих государственный финансовый контроль

Работа состоит из  1 файл

Финансовый контроль в Республике Беларусь.docx

— 31.83 Кб (Скачать документ)

- соблюдением законодательства  при осуществлении валютных операций  на территории Республики Беларусь, а так же некоторые другие  задачи, прямо или косвенно связанные  с финансовыми отношениями.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее -- Департамент), который является отдельным структурным подразделением Комитета государственного контроля.

В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований  по областям и г.Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г.Минску (территориальные органы финансовых расследований).

Департамент возглавляет  заместитель Председателя Комитета государственного контроля -- директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008г. «Об органах финансовых расследований  Комитета государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которым  основными задачами органов финансовых расследований являются:

- предупреждение, выявление  и пресечение правонарушений  в сферах предпринимательства  и налогообложения;

- производство дознания  и предварительного следствия  по делам, отнесенным законом  к ведению органов финансовых  расследований;

- разработка и осуществление  в пределах своей компетенции  мер по предотвращению и пресечению  коррупции в налоговых органах;

- взаимодействие с правоохранительными  органами республики и других  государств, ведущими борьбу с  преступностью.

Помимо этого, в целях  совершенствования системы мер  по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003г. №408 (в ред. Указа от 12 мая 2009г.) «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» в структуре Комитета государственного контроля образован Департамент финансового мониторинга, который является самостоятельным структурным подразделением с правами юридического лица. Основными задачами данного Департамента являются:

- принятие эффективных  мер по предотвращению легализации  доходов, полученных незаконным  путем, и финансирования террористической  деятельности;

- создание и обеспечение  функционирования автоматизированной  системы учета, обработки и  анализа информации о финансовых  операциях, подлежащих особому  контролю;

- осуществление международного  сотрудничества по вопросам предотвращения  легализации доходов, незаконным  путем, и финансирования террористической  деятельности.

Важное место в системе  органов государственного финансового  контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании  Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь». Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

В соответствии с п.3 Положения  о Министерстве финансов его основными  задачами являются:

- проведение государственной  политики, осуществление регулирования  и управления в финансовой  сфере деятельности и координация  финансовой деятельности в этой  сфере других республиканских  органов государственного управления;

- обеспечение активного  использования финансов в целях  повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания  и развития прогрессивных рыночных  форм и структур;

- разработка предложений  по совершенствованию форм финансовых  взаимоотношений организаций и  граждан с государством и по  обеспечению роста финансовых  ресурсов;

- эффективное проведение  бюджетно-финансовой и налоговой  политики;

- участие в организации  инвестиционного сотрудничества  республики и регулирования внешней  государственной задолженности;

- контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

- государственное регулирование  и контроль в сфере деятельности  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями, создание  в республике запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней;

- формирование и реализация  единой государственной политики  в области разработки и производства  защищенных бумаг и специальных  материалов;

- проведение государственной  политики в области страховой  деятельности, государственный надзор  за страховой деятельностью на  территории Республики Беларусь;

- осуществление лицензирования  и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;

- государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности;

- государственное регулирование  аудиторской деятельности.

В структуре Министерства финансов созданы департаменты, которые  осуществляют государственное регулирование  в отдельных сферах экономической  жизни:

- департамент государственных  знаков (с правом юридического  лица);

- департамент драгоценных  металлов и драгоценных камней;

- департамент страхового  надзора;

- департамент бюджетной  политики;

- департамент налоговой  политики и доходов бюджета;

- департамент финансирования  непроизводственной сферы и социальной  защиты;

- департамент финансов  производственной сферы и коммуникаций;

- департамент рынка ценных  бумаг и денежно-кредитной политики;

- департамент финансов  внешнеэкономических связей и  внешнего долга.

Структурным подразделением Министерства финансов является Главное  контрольно-ревизионное управление, основными задачами которого являются:

- осуществление контроля  за соблюдением министерствами  и другими органами государственного  управления, предприятиями, организациями,  учреждениями и исполнительными  комитетами всех уровней финансово-бюджетного  законодательства, целевым и эффективным  использованием ими средств, в  том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем  направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также  за законностью совершаемых ими  финансово-хозяйственных операций;

- проверка работы финансовых  органов республики по организации  составления и исполнения бюджета,  проведение ревизий финансово-хозяйственной  деятельности, исполнения смет на  содержание финансовых органов,  учреждений и организаций системы  Министерства финансов;

- разработка методологии,  отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах управления;

- проведение ревизий и  проверок финансово-хозяйственной  деятельности по постановлениям  органов предварительного следствия,  определениям (постановлениям) судов  (судей) субъектов хозяйствования;

- анализ действующей в  республике системы ведомственного  контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов и подготовка предложений по ее совершенствованию.

В целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения  оперативного финансирования государственных  программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств  республиканского бюджета, государственных  внебюджетных фондов в Республике Беларусь создана система органов государственного казначейства, включающая Главное государственное  казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и его представительства  в областных центрах и г.Минске, городах областного подчинения, районных центрах (территориальные органы казначейства).

На счетах Главного государственного казначейства и его территориальных  органов аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов  государственной власти, министерств, ведомств (включая внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций  и учреждений.

Основными задачами Главного государственного казначейства являются:

- организация исполнения  республиканского бюджета и управление  государственными финансовыми ресурсами,  находящимися на счетах казначейства;

- осуществление учета  и проведение бюджетно-финансовых  операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета,  распределение бюджетных потоков.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике, стало необходимым выделение налоговых органов в особую централизованную систему, возглавляемую Министерством по налогам и сборам.

Компетенция налоговых органов  на территории Республики Беларусь закреплена в достаточно большом количестве нормативных правовых актов, основными  из которых являются Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1592 «Вопросы Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь».

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь является органом специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование  и управление в сфере налогообложения, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских  органов государственного управления. В структуру Министерства по налогам и сборам входят: департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий, управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску, районам, городам, районах в городах.

Главной задачей налоговых  органов является осуществление  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с п.4 Положения  о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь задачами Министерства по налогам и сборам являются:

- осуществление контроля  в пределах своей компетенции  за соблюдением законодательства  о налогах и предпринимательстве,  декларированием физическими лицами  доходов, имущества и источников  денежных средств, обеспечением  правильного исчисления, полной  и своевременной уплаты налогов,  сборов и иных обязательных  платежей в бюджет, государственные  целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

- осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

- учет исчисленных и  уплаченных (взысканных) налогов в  бюджет;

- разработка предложений  по совершенствованию налогового  законодательства и организации  работы налоговых органов;

- осуществление функций  агентов валютного контроля в  пределах своей компетенции;

- предупреждение, выявление  и пресечение нарушений в сфере  законодательства о налогах и  предпринимательстве в пределах  своей компетенции;

- подготовка налоговых  соглашений с другими государствами,  осуществление связей с их  налоговыми службами, изучение опыта  их работы;

- принятие нормативных  правовых актов о порядке исчисления  и уплаты (взыскания) налогов в  бюджет.

Контроль финансов со стороны  Президента Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов; назначения и освобождения от должности  министра финансов Республики Беларусь, с согласия Совета Республики назначает  на должность Председателя и членов Правления Национального банка. С ежегодными посланиями о положении  в государстве, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент  Республики Беларусь обращается к Парламенту.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых. Так согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь Правительство разрабатывает и  представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики и осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Помимо рассмотренных  выше органов финансового контроля, в Беларуси существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например кредитование или страхование.

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь