Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:08, реферат

Описание

Вышеназванные экономико-правовые аспекты финансового контроля позволяют рассматривать его в широком и узком смысле. В широком смысле государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

Содержание

1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы
2. Система органов, осуществляющих государственный финансовый контроль

Работа состоит из  1 файл

Финансовый контроль в Республике Беларусь.docx

— 31.83 Кб (Скачать документ)

Финансовый контроль в Республике Беларусь

План

государственный финансовый контроль

1. Понятие финансового  контроля: его цели, задачи и принципы

2. Система органов, осуществляющих  государственный финансовый контроль

1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и  осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и  использования фондов денежных средств.

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.

Финансовый контроль, как  правило, рассматривается в двух аспектах:

- правовом - то есть как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

- финансово-экономическом - то есть как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба данных аспекта финансового  контроля взаимосвязаны, но различаются  целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором - внимание акцентируется  на аналитической стороне финансового  контроля.

Вышеназванные экономико-правовые аспекты финансового контроля позволяют  рассматривать его в широком  и узком смысле. В широком смысле государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях  осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных  интересов в процессе публичной  финансовой деятельности. В узком  смысле государственный контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью  и целесообразностью действий в  процессе образования, распределения  и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль компетентных государственных органов  за законностью, правильностью и  экономической целесообразностью  деятельности участников финансовых отношений  по образованию, распределению и  использованию государственных  денежных средств.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с  постановки цели. Главной же целью  финансового контроля признается обеспечение  эффективного и целевого использования  финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики.

Достижение поставленной цели требует реализации определенных задач финансового контроля, каковыми являются:

- обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом и внебюджетными фондами  всеми субъектами финансовых  правоотношений;

- содействие эффективному  и целевому использованию средств  централизованных и децентрализованных  денежных фондов, а также рациональному  расходованию материальных ценностей  на предприятиях, в учреждениях  и организациях;

- обеспечение правильности  ведения бухгалтерского учета  и достоверности отчетности;

- выявление резервов роста  финансовых ресурсов, прибыли и  рентабельности предприятий и  организаций всех форм собственности;

- пресечение и предупреждение  правонарушений в финансовой  сфере.

Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового  законодательства.

На основе многолетнего опыта  мировое сообщество разработало  и активно использует основные принципы государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство, а именно:

- законность (неуклонное  и точное соблюдение норм и  правил, установленных действующим  законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль  и их должностными лицами);

- независимость (органы  финансового контроля независимы  в части осуществления контрольно-ревизионной  деятельности от иных органов  государственной власти);

- объективность (осуществление  финансового контроля высококвалифицированными  и компетентными специалистами  с использованием фактических  документальных данных в установленном  законодательством порядке, путем  применения методов, обеспечивающих  получение полной и достоверной  информации);

- ответственность (к правонарушителям  финансового законодательства применяются  соответствующие меры юридической  ответственности);

- гласность (открытость  и доступность для общества, средств  массовой информации, граждан сведений  о результатах контрольно-ревизионных  и экспертно-аналитических мероприятий,  проводимых в рамках финансового  контроля, за исключением случаев,  когда данные сведения являются  предметом государственной, коммерческой  или иной охраняемой законом  тайны);

- системность (единство  правовых основ контрольно-ревизионной  документации и экспертно-аналитической  деятельности, осуществляемой в  рамках финансового контроля, нормативно  закрепленная организация взаимодействия  органов, осуществляющих финансовый  контроль, нормативно установленная  периодичность его осуществления).

Объектом финансового  контроля выступают не только денежные средства, но и материальные трудовые и иные ресурсы.

Осуществление финансового  контроля как важнейшей функции  государства регламентируется нормами  финансового права, совокупность которых  образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.

Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансового  права, который относят или к  общей, или к особенной части  финансового права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реально осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических  его видах, осуществляемых различными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитования, страхования  и т.д.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь; местных бюджетов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге  он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и  методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов.

Таким образом, значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

2. Система органов,  осуществляющих государственный  финансовый контроль

Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы органов финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. Были упразднены Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового  контроля: в 1994 г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997 г. - Комитет государственного контроля и др. Перестроена структура Министерства финансов Беларуси, изменились его  функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций  вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны  коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий - клиентов и за деятельностью  самих коммерческих банков со стороны  Национального банка Беларуси, так  и за деятельностью самого Национального  банка Беларуси со стороны законодательных  органов.

Принцип разделения властей, закрепленный в ст.6 Конституции  Республики Беларусь предусматривает  контроль финансовой деятельности органов  исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении  проектов нижестоящих бюджетов, государственных  и местных внебюджетных фондов, а  также при утверждении отчетов  об их исполнении.

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который выделяется среди других контролирующих органов  своей ролью и правовым статусом.

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет  государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные  органы - комитеты государственного контроля областей и г.Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который  назначается на должность и освобождается  от должности Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля несет персональную ответственность  за выполнение на Комитет государственного контроля и его территориальные  органы задач. Первый заместитель и  заместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются  на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

Ст. 129 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный  контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Дальнейшая конкретизация  деятельности Комитета государственного контроля отражена в Законе Республики Беларусь от 9 февраля 2000г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Комитет государственного контроля обладает широчайшей компетенций  в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления  его деятельности. Так в соответствии со ст. 2 Закона Комитет государственного контроля и его территориальные  органы в пределах своей компетенции  осуществляют государственный контроль за:

- исполнением республиканского  бюджета, соблюдением законодательства  в области финансовых и налоговых  отношений в системе местных  бюджетов и государственных целевых  бюджетных и внебюджетных фондов;

- расходованием средств  республиканского и местных бюджетов  на содержание государственных  органов, сохранностью и использованием  государственного имущества;

- исполнением актов законодательства  по вопросам аренды, а также  разгосударствления, приватизации  и иного отчуждения объектов  государственной собственности;

- соблюдением государственными  органами, иными юридическими лицами  актов законодательства в области  инвестиционной деятельности;

- законностью использования  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями государственных  ресурсов;

- соблюдением государственными  органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных  и валютных средств;

- состоянием контрольно-ревизионной  работы в государственных органах,  а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей;

- финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  органов, представительств и учреждений  Республики Беларусь, действующих  за рубежом и финансируемых  за счет средств республиканского  бюджета;

- соблюдением законодательства  в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных  металлов и драгоценных камней  во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей  их лома и отходов в государственный  фонд драгоценных металлов и  драгоценных камней Республики  Беларусь;

- исполнением Национальным  банком Республики Беларусь и  иными банками, страховыми и  небанковскими финансовыми организациями  законодательства, регулирующего отношения  государственной собственности,  хозяйственные, финансовые и налоговые  отношения;

- исполнением государственными  органами, иными юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями  законодательства, регулирующего порядок  осуществления внешнеэкономической  деятельности, а также за законностью  использования государственных  средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь