Финансовое право как отрасль российского права. Бюджетное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:56, курс лекций

Описание

1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РФ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
3. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА.
4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ.
7 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ, МИНИМАЛЬНЫЕ, ИХ ВИДЫ.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 444.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Вторым  элементом бюджетного устройства РФ являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы.

Ст. 28 БК - Перечень принципов бюджетной системы РФ:

  • единства бюджетной системы - обеспечивается единство правовой базы, едиными бюджетными классификациями на всей территории РФ, единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной), предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Распределение доходов и расходов в бюджетной  системе должно быть подчинено решению:

Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и орган местного самоуправления таким объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций.

Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.

Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

1)  централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

2)  максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

3)  подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д.

4)  территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов, т.е. предприятия функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории;

5)  самостоятельности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов - российское законодательство определяя виды доходов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, оставляет за органами представительной власти субъектов РФ право определять порядок распределения отдельных видов доходов между своим бюджетом и нижестоящим бюджетом.

Распределение доходов в бюджетной системе  РФ осуществляется, во-первых, в порядке закрепления определенных видов доходов за бюджетами разного уровня на постоянной или долговременной основе; во-вторых, в порядке бюджетного регулирования.

Закрепление доходов за бюджетами является основным порядком в распределении доходов между бюджетами.

Субвенция - это бюджетные средства, выделяемые из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, на безвозмездной и безвозвратной основе. Она в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок, в противном случае субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу.

СУБСИДИЯ - это бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.

Законодательство  РФ предусматривает возможность перераспределения бюджетных средств посредством бюджетных ссуд - это бюджетные средства предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

6. СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ  БЮДЖЕТА: ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ОБОРОТНАЯ КАССОВАЯ НАЛИЧНОСТЬ. 
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ. 
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ, ЦЕЛЕВЫХ ДОХОДОВ. 
КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ. 
РАСХОДЫ ТЕКУЩИЕ, РАЗВИТИЯ, ЗАЩИЩЕННЫЕ СТАТЬИ РАСХОДА. 
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ РФ, ИХ ПЕРЕЧЕНЬ.

Раздел II Бюджетного Кодекса - Доходы бюджетов.

Глава 6 - Общие положения о доходах бюджетов - определяет в ст. 39 формирование доходов бюджетов - формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Ст. 41 - Виды доходов бюджетов.

1. Доходы бюджетов  образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов,  а также за счет безвозмездных  перечислений. В доходы текущего  года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

3. К неналоговым относятся доходы:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг; оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов самоуправления; средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • иные налоговые доходы.

В ст. 42 , 43, 44, 45, 46 описывается подробно о сути этих доходов.

В ст. 47 определено - Собственные доходы бюджетов.

1. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

2. К собственным  доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • неналоговые доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг; оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов самоуправления; средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • иные налоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

3. Финансовая  помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

В ст. 48 определены - Регулирующие доходы бюджетов.

Регулирующие  доходы бюджетов - федеральные и  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете  того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении  налоговых доходов по уровням  бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Далее глава 7 определяет доходы федерального бюджета статьи 49-54.

Глава 8 определяет доходы бюджетов субъектов РФ и глава 9 доходы местных бюджетов.

Доходы поступающие в бюджеты разного уровня, можно классифицировать по социально-экономическому признаку, порядку и условиям зачисления, юридическим формам.

По  социально-экономическому признаку делятся на доходы от хозяйственной деятельности, доходы от внешнеэкономической деятельности; акцизы; доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг организациям; пошлинные доходы; доходы банковской и страховой деятельности; доходы от приватизации; ресурсные платежи; доходы от граждан и прочие доходы.

Необходимость деления доходов вызывается существенными  различиями самих источников этих доходов.

По порядку  и условиям зачисления доходы можно  классифицировать на закрепленные, регулирующие, дотации и субвенции, собственные  и заемные.

Закрепленные  доходы - которые в полном объеме или в твердо фиксированном размере (в процентах) на постоянной или долговременной основе зачисляются в соответствующие бюджеты.

Регулирующие  доходы - по которым производятся отчисления в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых ими при утверждении своих бюджетов. Регулирующие доходы - ежегодно распределяемые, этим они отличаются от закрепленных.

Кроме собственных  источников доходов в бюджет каждого уровня могут иметь место и заемные средства. Особенностью заемных средств является то, что в отличие от собственных они используются соответствующими органами исполнительной власти на покрытие бюджетных расходов на условиях их возвратности, а в предусмотренных законом случаях - и платности.

По юридическим  формам доходы бюджетной системы  делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые в большей степени отвечают рыночной экономике, поэтому формирование доходной части бюджетов в основном ориентировано на налоговые доходы.

РАСХОДЫ.

Расходы находятся  в тесной связи с доходами. Основные направления расходов бюджетной  системы РФ:

1)  расходы на финансирование народного хозяйства;

2)  расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;

3)  расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;

4)  расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;

5)  расходы на оборону;

6)  расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права. Бюджетное право РФ