Финансовое право как отрасль российского права. Бюджетное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:56, курс лекций

Описание

1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РФ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
3. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА.
4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ.
7 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ, МИНИМАЛЬНЫЕ, ИХ ВИДЫ.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 444.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

В зависимости  от своего содержания могут быть материальными или процессуальными.

Материальные - закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков.

Процессуальные - устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы, конкретное условие на право совершения определенного действия - обязанность уплатить предприятию а государственный бюджет налог на прибыль, но если это предприятие расчетный счет и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.

Диспозиция - содержание самого правила поведения, предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

САНКЦИИ - определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства.

6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ,  ВИДЫ.

Финансовое  правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носителей юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Основная  особенность таких правоотношений - они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансовые отношения являются разновидностью имущественных, возникают по поводу денежных средств финансовых ресурсов государства.

Следующая особенность - одной из сторон в этих отношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления. Так как само государство осуществляет в интересах общества финансовую деятельность.

Финансовое  правоотношение - это государственно-властное имущественное (денежное) отношение.

Возникают при  определенных действиях - Действия - юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Такие факты - утверждение финансово-плановых актов. В этих планах выражены права и обязанности участников правоотношений.

Например, извещение  налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога.

События - это  обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение ребенка у гражданина, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношение по поводу налоговых платежей.

Можно применить  определенную классификацию правоотношений на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. Т.е. соответствующего звена финансовой системы:

  • бюджетные;
  • налоговые;
  • по поводу организации финансов государственного предприятия;
  • организации государственного страхования.

Финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.

В процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.

Субъекты  финансового права:

  • общественно-территориальные образования - РФ и ее субъекты, города, районы и т.п.;
  • коллективные субъекты - государственные и общественные организации, органы государственной власти и управления, предприятия, коммерческие организации;
  • индивидуальные субъекты - граждане.

Тема 2. Бюджетное право  РФ.

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА.  БЮДЖЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ,  КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ,  МИНИМАЛЬНЫЕ, ИХ  ВИДЫ.

Ст. 6 Бюджетного Кодекса определяет бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Из учебника - БЮДЖЕТ представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Бюджет как экономическая категория - система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

В материальном смысле бюджет - централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органам государственной и местной власти

Утвержденный  в установленном законом порядке  бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря. Однако в 90-ых годах составляются не только годовые, но и квартальные бюджеты - инфляционные процессы и кризисные явления вынуждают.

Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований.

На территории РФ ежегодно составляются консолидированные  бюджеты.

Ст. 6 БК РФ - Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней - бюджеты городов, районов, областей, краев и т.д.

Значение  такого бюджета - он используется для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.

В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в  РФ стали сводиться с дефицитом, разбалансированность расходов и доходов  свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно  растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию, сокращает реальные доходы населения, уменьшает платежеспособность.

Но, однако есть и дефициты в других странах - США, Япония, ФРГ. Поэтому задача государства - не составление бездефицитного бюджета, а контроль за этим дефицитом, установление его пределов, допустимых в условиях стабильной рыночной экономики.

В условиях кризиса  важно обеспечить хотя бы необходимый  бюджетный минимум, или минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета, бюджета города, района, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.

Бюджет - это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО  ПРАВА. ЕГО ИСТОЧНИКИ.

3. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ  И ВИДЫ БЮДЖЕТНЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Нормы права регулирующие возникающие при использовании бюджета отношения образуют один из разделов финансового права - бюджетное право РФ.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВА - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие  в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Эти отношения - предмет бюджетного права. Отношения, которые возникают:

  • с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
  • с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня;
  • с разграничением бюджетной компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
  • с организацией бюджетного процесса, т.е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов;
  • с организацией контроля за исполнением бюджетов.

Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями.

Ст. 1 БК РФ Правоотношения регулируемые Бюджетным Кодексом.

К бюджетным правоотношениям относятся:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Источниками являются - нормативные акты - Конституция РФ (ст. 71), Бюджетный Кодекс, Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», Указы Президента РФ.

Субъекты  бюджетных правоотношений делят на три группы:

1)  государство, национально-государственные и административные образования (РФ, ее субъекты);

2)  представительные и исполнительные органы государственной и местной власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.);

3)  государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения).

Не являются субъектами бюджетного права - негосударственные  организации и граждане

Особенность бюджетных правоотношений - длятся не более года, срок действия бюджета.

4. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА РФ, ЕГО  ЭЛЕМЕНТЫ.

5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.

Согласно ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»  бюджетным устройством является - организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Ст. 6 БК РФ.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства РФ, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов ст. 10 БК:

1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты  административно-территориальных образований.

Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение.

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права. Бюджетное право РФ