Бухгалтерский учет материалов и расчетов с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 08:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления заготовления и отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве.
Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, а также предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету.

Содержание

Введение………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы бухгалтерского учета материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………….7
1.1 Понятие, классификация и оценка материалов. Проблемы оценки материалов в условиях инфляции……………………………………………7
1.2 Документальное оформление поступления и использования материалов……………………………………………………………………..10
1.3 Учет материалов на складах и в бухгалтерии……………………..12
1.4 Синтетический учет поступления, заготовления и использования материалов……………………………………………………………………….15
1.5 Инвентаризация материалов………………………………………..17
1.6 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками………………..18
1.7 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками…24
2 Особенности организации бухгалтерского учета заготовления и приобретения материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»…………………………………………………………………………31
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Сигма-сервис»………………………………………………………………………….31
2.2 Характеристика документального и синтетического учета заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»………………………………………………………………...35
2.3 Налоговый учет заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»………………………….37
3 Пути совершенствования бухгалтерского учета заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в условиях автоматизации учетного процесса…………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………....46
Список использованных источников…………………………………...48
Приложения……………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

буз.docx

— 220.58 Кб (Скачать документ)

Их особенность состоит  в том, что, участвуя в процессе производства, материалы полностью потребляются на каждом его цикле и полностью  переносят свою стоимость на вновь  созданную продукцию (работы, услуги).

В зависимости от той роли, которую играют производственные запасы в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, их подразделяют на следующие группы:

  1. Сырье и основные материалы;
  2. Вспомогательные материалы;
  3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
  4. Возвратные материалы;
  5. Топливо;
  6. Тара и тарные материалы;
  7. Запасные части.
  8. Инвентарь, инструмент и хозяйственные принадлежности.

Классификация материалов удобно использовать для построения синтетического и аналитического учета, составления  статистических отчетов, информации о  поступлении и расходе материалов в производственно – хозяйственной  деятельности организации, для определения  остатков.

Готовая продукция – часть МПЗ предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработка (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям документов в случаях, установленных законодательством.

Товары – эта та часть МПЗ организации, которая приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи без дополнительной обработки.

Материально - производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации  на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально - производственных запасов относятся:

- суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые  организациям за информационные  и консультационные услуги, связанные  с приобретением материально  - производственных запасов;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые  в связи с приобретением единицы  материально - производственных  запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации, через  которую приобретены материально  - производственные запасы;

- затраты по заготовке  и доставке материально - производственных  запасов до места их использования,  включая расходы по страхованию;

- затраты по доведению  материально - производственных  запасов до состояния, в котором  они пригодны к использованию  в запланированных целях;

- иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением материально  - производственных запасов.

При изготовлении различных  видов материальных запасов собственными силами организации фактическая  себестоимость определяется в сумме  фактических затрат на производство соответствующего вида продукции согласно действующему порядку формирования себестоимости.

Фактическая себестоимость  запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной с учредителями.

При безвозмездном получении  МПЗ в порядке дарения фактическая  себестоимость определяется по рыночной стоимости на дату принятия на учет организацией – получателем. При  приобретении материалов в обмен  на другое имущество (кроме денежных средств) их фактическая себестоимость  определяется исходя из стоимости обмениваемого  имущества по балансу организации  на момент обмена.

Материальные ресурсы, не принадлежащие данной организации, но временно находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником (давальческое сырье), показываются на забалансовых счетах в оценке по договору. При  приобретении запасов на иностранную  валюту их стоимость пересчитывается  в рубли по курсу ЦБ России на дату принятия ценностей к бух. учету  организацией – получателем в  соответствии с договором.

При отпуске материально - производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии  их оценка производится одним из следующих  способов:

- по себестоимости каждой  единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых  по времени приобретения материально  - производственных запасов (способ  ФИФО).

Применение одного из указанных  способов по группе (виду) материально - производственных запасов производится исходя из допущения последовательности  применения учетной политики.

При методе ФИФО приход и  списание материальных запасов осуществляется в порядке их поступления в  организацию, т.е. сначала списывается  остаток запасов на начало месяца, затем списываются запасы по цене первой закупленной партии, затем  — по цене второй партии и так  далее в порядке очередности, пока не будет получен общий расход запасов за месяц. Указанный порядок сохраняется и в том случае, если списываются запасы, приобретенные в более поздний период времени. Использование метода ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость готовой продукции за счет ценового фактора по материальным ресурсам, и стоимость запасов на конец отчетного периода будет близка к текущим ценам, что обеспечивает реальность их оценки.

Материально - производственные запасы, используемые организацией в  особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или  запасы, которые не могут обычным  образом заменять друг друга, могут  оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка МПЗ по средней  себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления  общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и  количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение  данного месяца.

где Сфс – средняя фактическая себестоимость;

Со – фактич. с/с материалов на начало месяца;

Сз – фактич. с/с материалов, заготовленных в отчетном периоде;

Ко – количество материалов на начало месяца;

Кз – количество материалов, заготовленных за месяц.

Организация выбирает один из методов, записывает в учетной  политике и применяет из года в  год.

Большинство предприятий  ведут текущий учет материалов по твердым учетным ценам(средняя  покупательная цена, плановая себестоимость). Он в этом случае отклонение фактической  от учетных цен учитываются на отдельных аналитических счетах, открытых к счету 10 или на счете 16.

Материально - производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая  рыночная стоимость, стоимость продажи  которых снизилась, отражаются в  бухгалтерском балансе на конец  отчетного года за вычетом резерва  под снижение стоимости материальных ценностей.

Материально - производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются  в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с  последующим уточнением фактической  себестоимости.

 

 

 

1.2 Документальное  оформление поступления и использования  материалов

 

Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности  должны оформлять унифицированными первичными документами по учету  материалов, разработанным Госкомстатом России. Первичные документы на получение  и отпуск материалов должны быть правильно  оформлены, иметь соответствующие  подписи и быть заранее пронумерованы.

Документы по учету материально-производственных запасов:

  1. Доверенность (форма № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней.
  2. Товарно-транспортная накладная (форма № М-5) – применяется в случае доставки материалов автотранспортом, выписывается в четырех экземплярах:

а) покупателю – для оприходования  материалов вместо приходного ордера;

б) поставщику – для списания ценностей;

в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта;

г) для предъявления в  банк на оплату.

3.  Приходный ордер (форма № М-7) – применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а так же при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках).Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой – в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.

4. Лимитно-заборная карта (форма № М-8) – нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах – на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению – потребителю материалов, другой – складу.

5. Требование – накладная (форма № М-11) – применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов. Накладная составляется в двух экземплярах материально- ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей, второй – для оприходования ценностей принимающей сторон.

6. Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) – используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй – получателю.

7. Карточка учета материалов (форма № М-17) – служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

8.  Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) – применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.

Схема документооборота по учёту материально- производственных запасов представлена на рисунке 2.

1.3 Учет материалов  на складах и в бухгалтерии

 

Материальные ценности поступают  в организации от поставщиков  на основании заключенных договоров  поставки. Поставщики материальных ценностей  одновременно с отгрузкой продукции  направляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные  и др.) Полученные ценности сдаются  на склад уполномоченным лицом или  представителем отдела снабжения (маркетинга) под расписку заведующего складом  на сопроводительных документах. С  заведующим складом (кладовщиком) обязательно  должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. При  отсутствии должности заведующего  складом его обязанности могут  быть возложены на любого работника  организации с его согласия и  с обязательным заключением договора о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик  может быть освобожден только после  проведения сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту.

При поступлении материалов от поставщиков  заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений  нет, то заведующий складом выписывает приходные ордера  на все количество поступивших материальных ценностей  в одном экземпляре на каждый вид  материалов в день их поступления.

Информация о работе Бухгалтерский учет материалов и расчетов с поставщиками