Бюджетное планирование и бюджетный процесс в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы будет рассмотрение бюджетного процесса как целостной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие и принципы бюджетного процесса…………………..4-9

1.1. Понятие бюджетного процесса и периода бюджетного

Процесса………………………………………………………………………4-5

1.2. Принципы бюджетной системы и их характеристика…………..5-9

Глава 2. Стадии бюджетного процесса и бюджетная классификация..9-35

2.1. Стадии бюджетного процесса и их характеристика……………….9-20

2.2. Бюджетная классификация, ее роль в бюджетном процессе……20-29

2.3. Проблемы и пробелы бюджетного процесса и пути их

Разрешения………………………………………………………………….29-35

Заключение………………………………………………………………….35-36

Практическая часть. Задача №5………………………………………….37-38

Список использованных источников…………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

бюджетный ольге.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

                       перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

                       распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

                       возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

                       учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.[9;c.202]

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

                       отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

                       отчетами  МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

                       отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

                       отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

                       сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

                       годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

                       реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

                       отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.[4;c.188]

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

Таким образом,  стадии процесса являются взаимосвязанными  процедурами, и исходя из этого, видно, что процессуальные стадии перетекают из одной в другую, что и является основой для правильного и точного функционирования такой сложной системы, как бюджетный процесс.

 

 

 

 

 

2.2. Бюджетная классификация, ее роль в бюджетном процессе

 

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субьектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию обьектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Ведомственная классификация бюджетов РФ утверждается законодательными (представительными органами субьектов РФ.

Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных системах РФ, определяющих источники их формирования.

Функциональная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов субьектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субьектов федерации.

Экономическая классификация бюджетов РФ - это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

•      контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

•      получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

•      формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

•      обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация позволяет обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. [12]

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех    уровней.    Группы    доходов    состоят    из    статей    доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.    Она    позволяет характеризовать    главную    цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.

Первый уровень названной классификации – разделы. Например:

      01 Государственное управление;

      06 Наука;

      14 Образование.

Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов.

На     четвертом     уровне направления     финансирования детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.

Экономическая    классификация    расходов    бюджетов    РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:

Текущие расходы :

      Закупки товаров и оплата услуг

      Оплата труда государственных служащих

      Оплата транспортных услуг

Капитальные расходы :

      Капитальные вложения в основные фонды

      Капитальное строительство

      Капитальный ремонт

      Создание государственных запасов и резервов

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных  фондов  и  от  бюджетов  других  уровней,  кредитов международных финансовых организаций , правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.

Информация о работе Бюджетное планирование и бюджетный процесс в России