«Земля и воля» 70-х гг. XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:29, реферат

Описание

В 60-х гг. ХIX в. началась эпоха Великих реформ. Перемены – неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие – по-разному воспринимались людьми. Одни отвергали их, другие относились к происходящему в стране с опаской и недоверием, третьи – прежде всего молодежь – торопили события, страстно мечтая о том, чтобы уже завтра в России наступила эра свободы, равенства, братства. Революционные настроения чрезвычайно распространились в стране.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………….3
2.Основная часть
2.1. Причины подъема общественного движения……………………..4
2.2.Возникновение народничества. Образование «Земли и воли»(1876-1879)…………………………………………………………………………….5
2.3.Программа «Земли и воли».Май 1878.Устав…………………..10
2.4.Деятельность «Земли и воли»………………………………….. 16
3.Заключение………………………………………………………………………...23
4.Список использованной литературы. ………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТккк.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

    Программа «Земли и воли».Май 1878.Устав

     Конечный  политический и экономический идеал организации— анархия и коллективизм.

     Требования  «Земли и воли» сводились к четырем главнейшим пунктам:

          1. Правовые народные воззрения  признают  несправедливым  тот порядок,  при котором земля находится во владении тех, которые ее не обрабатывают.  По народному понятию,  «земля божья»  и каждый земледелец  имеет  право  на  землю в том количестве,  которое он своим  трудом может обработать.  Поэтому они (землевольцы)  должны  требовать перехода  всей   земли  в  руки  сельского  рабочего  сословия  и равномерного ее распределения. (Землевольцы убеждены, что две трети России будут владеть землею на общинном начале).

          2. Что касается политического идеала,  то они признавали, что в русском  народе  существует   стремление   к   полному   мирскому самоуправлению,   хотя   относительно   междуобщинных  и  внешних отношений вряд ли существуют  в  народе  одинаковые  определенные воззрения.  По  их  мнению,  каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций  он  отдаст  тому  правительству, которое каждая из них образует для себя. Обязанность землевольцев только стараться уменьшить возможно более эту долю.

          3. В  области  религиозной   в  народе   русском   замечались веротерпимость и вообще стремление к религиозной свободе; поэтому они должны добиваться полнейшей свободы исповеданий.

          4. В  состав  Российской  империи   входили  такие местности  и даже национальности,  которые при первой возможности готовы были отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр.  Поэтому общество «Земля и воля» считала своей обязанностью — содействовать разделению Российской империи на части соответственно  местным желаниям.

     Из  предыдущего вытекают  две  главные  общие  задачи,  на которые    должно    быть   устремлено   все   внимание   русской социально-революционной партии:

         1) помочь организоваться элементам  недовольства в  народе  и слиться    с    существующими в то время    уже    народными   организациями революционного  характера,  агитацией  же  усилить  интенсивность этого недовольства, и 

       2) ослабить,    расшатать,    т.е.    дезорганизовать   силу государства, без чего,  не будет обеспечен успех никакого,  даже  самого  широкого  и  хорошо  задуманного,  плана восстания.

     Отсюда  таковы ближайшие практические задачи

     А. Часть организаторская

     а) Тесная и стройная организация уже  готовых революционеров, согласных  действовать  в  духе   программы «Земля и воля»,  как  из среды интеллигенции,  так и из среды  находившихся  в  непосредственном соприкосновении с нею рабочих.

     б) Сближение  и  даже  слияние  с  враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера,  каковы, например, бегуны, неплательщики, штунда и пр.

     в) Заведение  возможно  более  широких  и  прочных  связей в местностях,  где недовольство наиболее  заострено,  и  устройство прочных  поселений  и притонов среди крестьянского населения этих районов.

     г) Привлечение на свою сторону по  временам , появляющихся  разных местах, разбойничьих шаек.

     д) Заведение   сношений   и   связей   в центрах скоплении промышленных рабочих — заводских и фабричных.

     Деятельность  людей,  взявшихся  за исполнение этих пунктов, должна  заключаться  в  видах  заострения  и  обобщения  народных стремлений,  в  агитации  в  самом  широком  смысле  этого слова, начиная с легального протеста  против  местных  властей  и кончая вооруженным восстанием, т.е. бунтом. В личных  знакомствах  как с рабочими,  так  и  с крестьянами (в особенности  с раскольниками) агитаторы,  конечно,  не могут  отрицать  важности  обмена идей и пропаганды.

     е) Пропаганда  и  агитация  в  университетских центрах сред интеллигенции,  которая   в   первое   время   является   главным контингентом  для  пополнения  рядов   организации и отчасти источником средств.

     ж) Заведение связей с либералами с  целью их  эксплуатации  в свою пользу.

     з) Пропаганда  идей агитация литературою:  издание собственного  органа  и  распространение  листков  зажигательного характера в возможно большем количестве.

     Б. Часть дезорганизаторская

     а) Заведение связей и своей организации в войсках, и главным образом среди офицерства.

     б) Привлечение на свою  сторону  лиц,  служащих  в  тех  или других правительственных учреждениях.

     в) Систематическое    истребление   наиболее   вредных   или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный им порядок.

     Устав.

     Полный  текст устава можно прочесть в  приложении 1.Здесь я постаралась  выделить более характерные черты  данной организации. 

     А. Основные принципы организации

     § 3. Безусловное принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, средств, связей, симпатий и антипатий и даже своей жизни.

     § 4. Согласие каждого члена с общею  программою практической деятельности и обязательство действовать  в ее духе.

     § 6. Соблюдение полнейшей тайны относительно всех внутренних дел организации.

     § 7. Подчинение меньшинства большинству  и члена кружку .

     § 8. Так как организация имеет  в виду сплочение всех полезных делу русских революционных сил, то во всех делах организации по возможности исключаются личные 3 симпатии и антипатии к людям, как непременное условие совместной деятельности.

     § 9. Цель оправдывает средства.

     Примечание. Исключая тех случаев, когда употребленные  средства могут подрывать авторитет  организации (§ 14).

     Б. Ближайшие задачи основного кружка

     § 11. Привлечение в организацию  возможно большего количества революционных  сил, средств и связей.

     § 12. Контроль за деятельностью всех групп  и каждого члена в отдельности.

     Примеч. Личная жизнь каждого настолько  подлежит общему контролю, насколько это может представиться важным в данном практическом случае.

     В. Обязанности и взаимные отношения членов основного кружка

     § 14. Каждый член основного кружка обязан всеми силами поддерживать честь  и влияние, как всей организации, так и отдельных членов ее.

     § 16. Члены основного кружка, с которыми связано общественное имущество или соединены какие-нибудь важные связи, должны беречь себя и по возможности не принимать участия в опасных предприятиях.

     § 17. Каждый член основного кружка избирает себе род деятельности или вступает в ту или другую группу по собственному влечению; в тех же случаях, когда для известной функции не находится желающих исполнять ее по собственному влечению, кружок может обязать принять на себя эту функцию всякого, на кого падет его выбор (большинством).

     § 18. Каждый член основного кружка, состоящий  в какой-либо группе или при какой-либо специальности, если пожелает оставить эту группу или эту специальность, должен заявить о своем намерении  основному кружку, по крайней мере, за два месяца, и до истечения этого срока он не вправе покидать свое место.

     Примечания. Понятно, это обязательно в том только случае, когда присутствие кого-либо из членов основного кружка на данном месте необходимо, и если член, намеревающийся покинуть это место, не может быть замещен другим тотчас по заявлении о своем намерении основному или болтает о них, то подобный член должен быть...

     § 19. Всякий член основного кружка имеет  право свободного выхода из него; но по выходе он обязан хранить в тайне все, что ему известно о делах и об организации кружка.

     § 20. Если же будет доказано, что вышедший из кружка член выдает кружковые тайны  или болтает о них, то подобный член должен быть… [далее зачеркнуто «непременно убит»]

     Г. Расширение основного кружка.

     § 21. Принятие нового члена в основной кружок требует очень строгой  оценки личности. Кроме требования, указанного в следующем §, необходимо, чтобы вновь принимаемый член был известен кружку со стороны опытности  и практичности в делах. В противном  случае он должен пробыть некоторое время на испытании.

     Д. Состав групп, их задачи и организация

     § 26. Количество и характер групп определяются общею программою кружка.

     § 27. Задачи групп — выполнение частей общей программы кружка и предприятий, которые ею предусматриваются.

§ 29. Внутренняя организация каждой группы может  быть своеобразна; но члены основного  кружка, входящие в состав местных  или специальных групп, сохраняя в тайне свое участие в основном кружке, стараются создать организацию  групп в духе и в интересах основного кружка.

     Примечание. Свои отношения к основному кружку они объясняют членам группы, как отношения 2-х групп, связуемых через их посредство.

     § 50. Следовать этому уставу обязательно  для каждого из членов основного  кружка.

     Деятельность  «Земли и воли»

     6 декабря 1876 г . «Земля и воля»  организовала демонстрацию перед  Казанским собором в Петербурге. Она замышлялась как смотр революционных сил столицы. Надеялись собрать несколько тысяч человек, развернуть красное знамя, произнести речи и даже пройти по городу. Но собралось всего 300—400 человек. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение демонстрантов. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали на поселение. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе. На этой демонстрации выступил с речью 20-летний Георгий Плеханов, будущий основатель русского марксизма, и было развернуто красное знамя. Красное знамя поднял подросток – ткач Яков Потапов. Яков Потапов был арестован сразу после демонстрации, выслеженный полицейскими агентами. Ему был вынесен на удивление мягкий приговор – 1 год покаяния в монастыре, однако из дальнейшей судьбы его хорошо видно, как обстояло дело с соблюдением законности в царской России. Вместо года он отсидел в монастыре на практически тюремном режиме больше трех лет, причем освобождать его никто и не думал. В конце концов, узнав об убийстве царя, он сказал «Таперича всем будет воля» и дал пощечину настоятелю. За это он получил новый приговор – пожизненную ссылку в Сибирь, причем сослали его в самое гиблое место ссылки – в Якутию. Умер он в 1919г. За поднятый красный флаг, за несколько минут свободы и силы жизнь Якова Потапова была сломана непоправимо…

     После неудачной демонстрации народники  вновь сосредоточили свои усилия в деревне. Отказавшись от «летучей пропаганды», землевольцы стали поселяться группами в наиболее беспокойных местах: в Поволжье, на Кубани и Дону. Им казалось, что именно там, где были живы традиции казачьей вольницы и предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.

     Больших успехов «оседлая» деятельность не принесла. Землевольцам не удалось  создать «революционную рать», о которой они мечтали. Они падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. В неравной борьбе гибли лучшие силы. К осени 1877 г . в деревне почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.

     Не  дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять  крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия.

     Летом 1877 г . петербургский градоначальник Ф.Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял шапку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов приказал его высечь. По закону Трепов не мог ни требовать, чтобы перед ним снимали шапку, ни наказывать розгами. Но он был уверен в своей безнаказанности.

     24 января 1878 г . молодая народница  Вера Засулич явилась к Трепову  на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга.

     Правительство, надеясь подогреть в обществе настроения против террора, направило  дело Засулич на суд присяжных заседателей.

     Суд состоялся 31 марта 1878 г . Сначала настроение публики было не в пользу обвиняемой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони вынес оправдательный приговор. Публика устроила овацию. При выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.

Информация о работе «Земля и воля» 70-х гг. XIX в