Языческие верования древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание

Нет более туманного и неопределенного термина, чем «язычество»; возникнув в церковной среде, он первоначально означал все дохристианское и нехристианское; им покрывалась и ведическая гимнография Индии, и литературно обработанная мифология классической Греции, и годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, и шаманство сибирских охотников. Ученые никак не могут разделять такого обособления и вычленения христианства из общей системы древних религиозных представлений и считать, что христианство с его верой в загробный мир, его магией молитв и обрядов, архаичным календарным циклом является антитезой язычества. Резкое противопоставление язычества христианству ведет к церковной проповеднической литературе и не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наукой о религии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………3
Анимистические культы……………………………………..……………4
Полидемонизм: берегини и демоны………………………..…………….6
Тотемизм………………………………………………………..………….6
Появление антропоморфных богов. Род и Рожаницы…………..………8
Политеизм……………………………………………..…………………..10
Переход к супремотеизму…………………………………………….….13
Заключение…………………………………………..………………………….14
Список использованной литературы………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Языческие верования древних славян.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, у славян на протяжении многих веков  складывался своеобразный пантеон  демонов, или низших божеств. Образы их не были статичными, с течением времени  на их первоначальные функции наслаивались новые. Демонические верования приближали славян к следующему этапу развития языческой религии – политеизму, то есть вере в богов.

  1. Политеизм

В VIII – X веках  происходит возвышение культа Перуна и оформление ликов и функций других антропоморфных богов. Само слово бог по происхождению индоевропейское. М.М.Маковский выделяет такие значения у индоевропейского корня *bhag-: «дерево, дуб», «радоваться», «судьба», «распределять, наделять (судьбу)».  У славян, вероятно, изначально этот корень тесно соотносился с понятием доли, что отразилось в таких словах, как богатый, богатство (наделенный чем-либо), убогий (лишенный чего-либо). Боги славянского пантеона тоже чем-либо наделяют людей, а, прогневавшись на них за что-то, лишают [3].

Наиболее полно  сведения о славянском пантеоне богов  представлены в восточнославянских источниках, описывающих время правления  в Киевской Руси князя Владимира  Святославовича, или Владимира - Красно Солнышко.  Языческие верования при нем превратились в единую государственную религию.

Как полагают такие  исследователи, как Е.В.Аничков, Я.Е.Боровский, Б.А. Рыбаков и др., каждый из богов  пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун – полян, Хорс – древлян, Даждьбог – северян, Стрибог – новгородских словен, Симаргл – дреговичей, Мокошь – кривичей. На страницах летописи упоминаются и другие славянские божества: Сварог, Ярила, Велес, Купала, Радогост и др.

Пантеон антропоморфных богов складывается у славян достаточно длительное время. Об этом свидетельствует наличие общеславянских божеств: Перун (Перкунос),  Сварог, Святовит,  Велес – и божеств, характерных только для южных (Ю), восточных (В), северных (С; новгородцы) или западных (З) славян: Белобог (В, З), Вий (В, С), Волх, Волхов (С),  Дана (З, Ю), Девана (З), Дунай (З, Ю), Кукер (Ю), Марена, Морана, Мара (В,З), Радогост (С), Ситиврат (З), Триглав (В, С) и др.[1]

Сварог выступает как верховный бог славян – одна из ипостасей Рода, Дыя. Он управляет светом, огнем и эфиром. Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей. Считают, что он научил обрабатывать славян металлы. Завершив создание земли и людей, Сварог отошел от дел, передав власть своим потомкам, поэтому славяне никогда не посвящали ему храмов, но в храмах его супруги – Божуни (у поляков она известна под именем Подага, Погода), богини неба – находились его изображения.

Перун выступает у славян как бог грозы, молнии и грома, в процессе развития общественных отношений ему становятся присущи и военные функции, к IX –X вв. он занимает господствующее положение в пантеоне богов. Символами Перуна считались дуб, гора, четверг, конь, петух, шестилучевая звезда.

С принятием  христианства культ Перуна преобразовался в культ св. Ильи. Его день (2 августа) отмечался со всеми признаками языческого культа. Славяне считали, что Илья-пророк разъезжает во время грозы по небу и истребляет молниями чертей (змеев).

Волос (Велес) - бог скота, торговли и богатства. Согласно исследованиям Рыбакова, культ Велеса возник в эпоху охотничьего хозяйства и был связан с культом медведя (Велес изображался у западных славян человеком с головой медведя, а у восточных – медведем, в руках у него был рог тура – своеобразный рог изобилия).

Дажбог (Даждьбог) в летописи отождествляется  с солнцем. Метафорически его называют «огонь Сварожич», то есть Дажьбог – сын Сварога, бога неба.

Хорс появляется в пантеоне под воздействием племен салтовомаяцкой культуры, локализируемой археологами в Предкавказье и на Дону. Хорс – тоже бог солнца, поэтому некоторые исследователи считали, что Хорс и Дажбог – две ипостаси одного и того же солнечного божества: Дажбог – бог-даритель, бог счастья, наделяющий благами; Хорс – карающий бог, приносящий засуху.

Стрибог (Стрибо, Стриба) – бог-отец, стрый, старый бог, бог ветра, бури, вихря, вьюги. Имя Стрибога означает «свистящий, воющий». Глинка описывает его как божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний во всем мире. Он также истребитель всего видимого. Его мести предавались заслужившие проклятия [6]. Он вечно воюет с Зарей-Заряницей и Авсенем, препятствует выходу на небосвод бога Святовита.

Мокошь (Макошь, Мокощ, Мокуша) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия. Мокошь связана с урожаем и имеет двенадцать годовых праздников. Изображается она с четырьмя рогами, обильно обросшей шерстью.

Наконец, Семаргл – единственное зооморфное существо пантеона. Это священный крылатый пёс, возможно, иранского происхождения. Семаргл является божеством низшего порядка, которое охраняет семена и посевы. Обращает на себя внимание тот факт, что в летописях и поучениях против язычества он ставится рядом с Мокошью – «матерью урожая» [6].

Таков далеко не полный перечень славянских божеств. Здесь приведены только наиболее часто упоминаемых в летописях, тех, которые вошли в пантеон князя Владимира. Всего же в источниках упоминается более четырехсот сверхъестественных существ. Впрочем, многие из них божественным статусом не обладали, а были отнесены к божествам в поздних текстах.

  1. Переход к супремотеизму

К концу первого  тысячелетия нашей эры славяне уже готовы к переходу к следующей стадии политеизма – супремотеизму, когда один из богов политеистического пантеона возвышается над другими и подчиняет их себе. Позднее подчиненные боги исчезают совсем, и на смену супремотеизму приходит монотеизм, то есть единобожие.

О начале перехода к супремотеизму у славян свидетельствуют  не только политические факторы, но и  положение внутри пантеона. Сразу  бросается в глаза, что некоторые  боги выполняют одни и те же функции: покровительствуют урожаю, ремеслам, заботятся об удачах в военных походах и т.п.; в то же время один и тот же бог выполняет несколько функций. К X веку главенствующее положение в пантеоне начинает занимать Перун, но он еще не выделился как бог единый [3].

 

Заключение

Итак, в ходе работы, было выяснено, что языческие верования активно развивались и трансформировались во времени. На рубеже первого и второго тысячелетий религия славян находилась на грани нового этапа своего существования.  Однако насильственная христианизация не позволила славянскому язычеству пройти до конца естественный путь развития.

Тем не менее, языческое мировоззрение, продолжало ещё долго сосуществовать с христианским, воплощаясь в феномене двоеверия.

Подобное сочетание  старого и нового, наслоение разных исторических этапов становится с этого времени постоянной, типической чертой русской культуры. В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днём почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых. Культ Рожаниц слился с Богородничным, образ Даждьбога — с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвящённых Макоши. Языческая традиция нашла своё применение в прикладном искусстве и в фольклоре.

Языческое наследие и высокая культура стран христианства — два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

 
 
 

Список использованной литературы

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М.: Индрик, 2003.
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов, Том 1 и 2. - М.: Современный писатель, 1995.
  3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов.  Мифы древних славян. - М., 2001.
  4. Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Велесова книга. - М., 1993.
  5. История России с древнейших времен до конца ХХ века. - М.,1996.
  6. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. - Л., 1988.
  7. Рыбаков Б.А Язычество древних славян. – М., 1981
  8. Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. - М., 1989.

 

 

 


Информация о работе Языческие верования древних славян