XVII век. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание

Задачи данной курсовой:
1) рассмотреть процесс образования боярства как сословия, а также процесс формирования Боярской думы.
2) проанализировать, какого было значение Боярской думы в XV-XVI вв.
3) рассмотреть роль боярства в политической жизни во времена Смуты.
4) выявить закономерности постепенного ослабления роли Боярской думы в условиях становления абсолютийских тенденций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Формирование боярства. Боярская дума в XIV-XVI вв.
Княжеская дума и формирование боярства на Руси
Боярская дума в XIV начале XVI в. Система местничества.
Состав и функции Боярской думы в XVI в. Положение бояр во времена правления Ивана Грозного.

Боярская дума в эпоху Смуты.
Начало Смуты. Её причины. Изменение в положении боярства.
Боярство в Смутное время.
Итоги Смуты.

XVII век. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. БОЯРСКАЯ ДУМА 1..docx

— 83.15 Кб (Скачать документ)

По-видимому, бояре сами не осознавали, как круто переламывали они старый порядок, превращая отношение исторически-привычное в отношение юридически-обязательное. Наверное, именно поэтому новая мысль не была новым началом в устройстве Московского государства.49 Так, боярская дума, которая на протяжении всей смуты пыталась расширить свою компетенцию, в итоге уступила свои полномочия Земскому собору, который, стал играть огромную роль в начале правлении Михаила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. XVII век. Переход от  сословно-представительной монархии  к абсолютизму.

В XVII в. с утверждением новой династии в России начала восстанавливаться и сословно-представительная монархия. Михаил Фёдорович Романов вступил на трон совсем молодым, в 16 лет. Ему, разумеется, требовалась поддержка. Сначала её он находит в лице своей матери, Марфы, и родственников по материнской линии – боярах Салтыковых. Но в 1619 г. из польского плена возвращается отец царя, Филарет, провозглашённый  патриархом Московским и всея Руси, став фактическим соправителем Михаила.

При новом царе, как и  в смутное время, бояре пытались всячески ограничить государеву власть. Поэтому Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остаётся верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь регулярно советовался с ней. Но состав Думы значительно изменился. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. В 1613 г. она включала 29 человек, в 1675 г. – 66, в 1682 г. – 131.Среди членов Думы были бояре, думные дворяне и думные дьяки. Главная роль принадлежала боярам.  По сути дела, боярство, объединившись в Москве в Боярской думе, чувствовало себя владетелями Русской земли. А все существенные дела решались «по боярскому приговору и указу государя».50

Вместе с тем, наряду с  «большой» Боярской думой появилась  Дума малая, «ближняя», «тайная», «комнатная» -  группа из наиболее доверенных лиц  царя. Вместе с думцами в ней могли участвовать лица, не входившие в состав «большой» Думы; всё зависело от воли государя. Постепенно роль её возрастала; «большой» же Думы, наоборот, падала51.  Во многом это было вызвано и её большим составом. Так, если раньше Дума могла собираться каждый день и вполне оперативно, то теперь это сделать было затруднительно. Она стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям. Действительные функции Думы стали осуществляться только «ближней» думой, которая со времён Алексея становится учреждением постоянным, состоявшим из определённого количества лиц и действующим от «всех бояр».

В начале правления Михаила  огромную роль играли Земские соборы, которые созывались чуть ли не ежегодно.  Поначалу они выражали волю «всей земли», но позднее, когда из польского плена вернулся отец Михаила, образовалось постоянное правительство и роль соборных депутатов свелось к возбуждению ходатайств перед верховной властью52. Со второй половины XVII в. созыв Земских соборов и вовсе прекращается. В 1651 и 1653 гг. они созываются последний раз в полном составе. Далее они превращаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам.

Так,  в правлении Алексея  Михайловича (1645-1676) чётко обозначается новая тенденция развития политического  строя страны – переход от сословно представительной монархии к монархии абсолютной.

Абсолютизм – форма  феодального государства, при которой  монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь.

В январе 1649 г. на Земском  соборе было принято Соборное уложение, которое состояло из 25 глав и 967 статей. Главное внимание в нём уделялось судопроизводству и уголовному праву. В соответствии со второй главой Уложения «О государственной чести, и как его государственное здоровье оберегать», содержащей 22 статьи, предусматривалась смертная казнь даже за преступный умысел против монарха53. Также в Уложении было зафиксировано положение различных сословий в государстве, порядок несения военной и государственной службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Таким образом, был сделан серьёзный шаг в направлении движения к абсолютизму. После принятия Уложения в законодательной практике Российского государства появились правовые акты, изданные от имени монарха, в которых Боярская дума участия не принимала. 

Важным шагом в ограничении  особого положения боярства стал акт об отмене местничества в 1682г. Так, аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.). Ключевский пишет, что «отмена местничества в 1682 году отметила довольно точно исторический час смерти его, как правительственного класса»54. Также Ключевский замечает, что в XVII в. боярство, достигшее уже после потрясений значительных успехов в своей экономической работе, исчезало как политическая власть, потерявшись в обществе при новом складе понятий и классов, растворившись в служилой дворянской массе.

 Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) написал, что «…его величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь, по своей воле и благомнению управлять»55.

Уже к началу XVIII века, по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления, Дума прекращает действовать как орган представительной власти боярства. В 1699 г. при Боярской думе учреждается Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция её расширяется. В итоге она становится местом заседания всё более сокращавшейся Боярской думы. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало, как правило, 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. На её заседаниях обсуждались различные вопросы управления государством. Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем.

Н.М.Карамзин комментирует перемены, которые были осуществлены во время  правления Петра: «В течение веков народ обвык чтить бояр, как мужей, ознаменованных величием, - поклонялся им с истинным уничижением, когда они со своими благородными дружинами, с азиатскою пышностью, при звуке бубнов являлись на стогнах, шествуя в храм Божий или на совет к государю. Петр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были министры, канцлеры, президенты! Вместо древней славной Думы явился Сенат, вместо приказов — коллегии, вместо дьяков — секретари и проч. Та же бессмысленная для россиян перемена в воинском чиноначалии: генералы, капитаны, лейтенанты изгнали из нашей рати воевод, сотников, пятидесятников и проч. Честью и достоинством россиян сделалось подражание»56.

Таким образом, к 1710 г. Боярская дума сама собою превратилась в довольно тесный совет министров (министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени)57. Но после образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) прекратили свое существование. Так, закончилась многовековая история существования Боярской думы, а вместе с тем в стране окончательно утверждается абсолютная власть монарха.

 

 

 

 

 

Заключение.

Боярская дума пережила длительную многовековую историю: от Княжеской думы времён Владимира Святого до Консилии министров в правление Петра I.

Столетие за столетием  изменялись и государственный аппарат, и объём княжеской власти, и  территория государства. Вместе с тем  менялись  функции, состав и положение Боярской думы.

Первые упоминания о Княжеской  думе, которая являлась постоянным советом при князе, куда входили ближайшие его соратники, мы встречаем с первых страниц древнерусской летописи, продолжающиеся в течение всего удельно-вечевого периода.

К началу XIV в. и особенно с конца XV в., о боярах уже можно говорить как о высших государственных чиновниках. В XVI в. слово «боярин» преобразует своё значение, и теперь это, в первую очередь, член совета при великом князе, которому боярский чин «сказывался» официально.

Особый характер развития политической системы Московского  государства был предопределен его "вотчинными" особенностями. Вся полнота власти сосредоточилась в руках самодержавного монарха, который целенаправленно и неуклонно выстраивал ее по строгой вертикали. Распределение должностей в органах государственного управления осуществлялось на основе своеобразной системы - "местничества".

Вместе с тем, в XVI вв. по мере складывания единого централизованного государства и, соответственно, государственного имущества, политические права бояр ограничиваются; происходят изменения и в социальном составе бояр. Великокняжеская власть, а в последствие царская, настойчиво подавляла выступления тех бояр, которые сопротивлялись ее политике централизации. В эпоху Ивана Грозного царь, движимый идеей укрепления центральной власти, установил на Руси опричнину, которая не привела в итоге к ожидаемым результатам. Но тем ни менее, это сильно ослабило боярство и их власть.

В начале XVII в., в период Смуты, бояре реабилитируются. Они играют огромную роль в политической жизни страны, именно их голос становится решающим по отношению ко всем важнейшим вопросам. В то же время возрастает значение Земского собора, в деятельности которого народ видит источник правосудия и справедливости.  Так, в январе 1613 г. Земским собором был избран новый царь - Михаил Фёдорович Романов. При новом царе, как и в смутное время, бояре пытались всячески ограничить государеву власть. Поэтому Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остаётся верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда.

Таким образом, в XVI-XVII вв. государь без Думы и Дума без государя с точки зрения людей того времени были одинаково ненормальными явлениями. Уложение 1649 г. законодательными источниками признаёт боярские приговоры наравне с государственными указами. Неразделённость царя и Думы отразилась и в общей законодательной формуле «царь указал и бояре приговорили».58

Но уже со второй половины XVII в. чётко обозначается новая тенденция развития политического строя страны – переход от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. Так, перестают созываться Земские соборы, деятельность которых во время правления Михаила была практически беспрерывной, а Боярская дума, расширяясь в своём составе, получала всё меньше возможности собираться на заседания. В итоге формируется Ближняя дума, которая со времён Алексея становится учреждением постоянным, состоявшим из определённого количества лиц и действующим от «всех бояр».

С принятием Соборного  уложения в 1649г., делается серьёзный  шаг в направлении движения к абсолютизму. После принятия Уложения в законодательной практике Российского государства появляются правовые акты, изданные от имени монарха, в которых Боярская дума участия не принимала. 

Важным шагом в ограничении  особого положения боярства стал акт об отмене местничества в 1682г. Так, аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты.

Уже к началу XVIII века, по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления, Дума прекращает действовать как орган представительной власти боярства. Вместе с тем, окончательно оформляется абсолютизм.

В 1699 г. при Боярской думе учреждается Ближняя канцелярия, которая в итоге становится местом заседания всё более сокращавшейся Боярской думы. Далее деятельность Ближней канцелярии превращается в постоянные заседания Консилии министров, в составе 8 человек. Но после образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) прекратили свое существование, вместе многовековой историей существования Боярской думы.

По мнению ряда учёных, Боярская дума играла настолько существенную роль в управлении, что русскую  государственность московского  периода можно назвать олигархической.59 Тем ни менее, новая эпоха требовала коренных преобразований. Таким образом, ранняя форма абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией, оказалась недостаточно приспособленной к решению возникших внутриполитических и особенно внешнеполитических задач. И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми, мощной идеологической системой в виде Церкви, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата, оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы.

 

1 24 –(на странице 49) см. Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. – С. 44-51, Пресняков А.Е. Указ. соч. – Т. II. – С. 371-504.

2 Колесников, В.Н. Народное правительство и парламент. – Спб.: изд.-во СЗАГС, 2006. – С. 86

3 Там же, С. 87

4 Владимирский-Буданов, М.Ф. Указ. соч. С. 177-180

5 Российское законодательство X-XX веков… Т.2: Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства. С.120

6 История государства и права России. Курс лекций - Белковец Л. П., Белковец В. В. http://vuzlib.net/beta3/html/1/11137/

7 Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Книга III. 1463—1584 http://www.litru.ru/?book=25441&description=1

8 Загоскин Н.П. История права Московского государства. История центрального управления в Московском государстве. По изданию 1879 года (Известия и ученые записки Казанского университета) // Allpravo.Ru – 2004 г. http://www.allpravo.ru/library/doc313p0/instrum2850/print2851.html

9 Еремин стр. 16

10 В.О.Ключевский. Боярская Дума Древней Руси http://www.sedmitza.ru/text/438814.html

11 Терминология русской истории. Василий Ключевский http://vivatfomenko.narod.ru/lib/terminologiya.html

12 В памятниках XI, XII вв. составные части дружины обозначаются такими терминами, как «бояре» и «гридь». Словом «бояре» обозначалась старшая дружина, следовательно, младшая состояла из «гриди», или так называемых "отроков" и "детских". Таким образом, «гридь» - древнейший термин, обозначавший младшую дружину

13 Терминология русской истории. Василий Ключевский http://vivatfomenko.narod.ru/lib/terminologiya.html

14 http://www.sedmitza.ru/text/438817.html В.О.Ключевский. Боярская Дума Древней Руси (глава 2)

15 Еремян , стр.16

16 Там же, стр. 17

17 Вернадский Г., стр. 51

18 статья БОРЬБА С СУДЕБНЫМ ПРОИЗВОЛОМ ЧИНОВНИКОВ В МОСКОВСКОЙ РУСИ (XVI-XVII вв.)Автор: Т. Ю. АМПЛЕЕВа

Информация о работе XVII век. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму