Внутренняя политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:35, доклад

Описание

Кавказ и в целом кавказское стратегическое направление уже более двух десятилетий находятся на острие проблем внутренней и внешней безопасности Российской Федерации. Говоря о Кавказе, в географическом смысле мы имеем ввиду российский Северный Кавказ и Южный Кавказ (Закавказье) с расположенными здесь Азербайджаном, Арменией и Грузией.

Работа состоит из  1 файл

КАВКАЗ 2.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

 

Кавказ и в целом  кавказское стратегическое направление  уже более двух десятилетий находятся  на острие проблем внутренней и внешней  безопасности Российской Федерации. Говоря о Кавказе, в географическом смысле мы имеем ввиду российский Северный Кавказ и Южный Кавказ (Закавказье) с расположенными здесь Азербайджаном, Арменией и Грузией.

Однако в расширенном  геополитическом и стратегическом отношении Кавказ – это и те страны и организации, чья политика и деятельность в этом регионе  прямым или опосредованным образом угрожают национальным интересам и безопасности Российской Федерации. И в этом случае мы уже говорим о США, Евросоюзе и НАТО. Кроме того, это Турция, Иран и некоторые другие государства исламского мира.

На протяжении всего  этого периода политика России на Северном Кавказе и на Кавказе в целом сталкивается с рядом старых и новых проблем, вызовов и угроз, не совместимых с понятиями политической стабильности, социально-экономического благополучия и безопасности. Затяжной и масштабный характер негативных процессов на российском Северном Кавказе превратили его в зону повышенной активности исламских экстремистов, рассадник терроризма и бандитизма и «черную дыру» российской финансовой системы. Составляя по размеру территории (172 366 кв. км) и общей численности населения (9 254 940 чел.) около 1% от аналогичных показателей всей России, этот регион создает столько острых проблем, что с ними пока не может справиться вся страна. Это явный вызов и угроза национальным интересам и безопасности России.

После развала СССР, этого самого трагичного и тяжелейшего по своим последствиям события в истории российской государственности, отбросившего Россию к границам 16 века и перечеркнувшего огромные достижения и перспективы российской и советской цивилизации, нашей стране снова угрожают сценарием нового распада, на этот раз конкретно на северокавказском направлении. Россия не может допустить того, чтобы с ней произошло то же, что случилось с СССР. Мы обязаны говорить об этом прямо и открыто. И не только говорить, но и действовать. Причем действовать незамедлительно, масштабно и решительно. Этого требуют нарастающие на Кавказе новые террористические и военные угрозы для России, продолжающееся вмешательство во внутренние дела нашего государства со стороны ряда стран ближнего и дальнего зарубежья и появление потенциальных вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России, создаваемых нынешним острым военно-политического кризисом в исламском мире Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Одним из ответов на обозначенные выше вызовы и угрозы стало принятие президентом РФ решения о создании нового федерального округа со всеми вытекающими из этого последствиями. 19 января 2010 года указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Геннадьевич Хлопонин.

 

Концентрацией на северокавказском направлении необходимых административно-политических, материальных, интеллектуальных и силовых ресурсов руководство Российской Федерации намерено поставить заслон на пути сползания Северного Кавказа к ситуации перманентного военно-политического кризиса, войны всех против всех, острых межнациональных и межклановых противоречий и конфликтов. Кроме того, не меньшее значение придается блокированию и пресечению продолжающегося вмешательства во внутренние дела нашего государства из-за рубежа – в первую очередь со стороны стран Запада и их главного сателлита и стратегического подрядчика на Кавказе – Грузии. Актуальной стала и задача нейтрализации угрожающих национальным интересам и безопасности России деятельности на Кавказе экстремистских мусульманских движений ряда мусульманских государств Среднего и Ближнего Востока и созданной ими здесь диверсионно-террористической сети.

Свои стратегические притязания на этот край, называемый "солнечным  сплетением Евразии”, объявили многие страны, и, в первую очередь, США, Великобритания, Турция, Евросоюз и НАТО. В этот регион устремлены интересы ряда ведущих государств исламского мира и Китая. Деятельность враждебных российскому государству стран, группировок и сил на Северном Кавказе оказывает разрушительное воздействие на жизнь северокавказских народов, навязывает им ложные представления о возможности решить вопросы собственного благополучия за счет жизненных интересов других народов, лишает основную массу проживающих в северокавказском регионе российских мусульман возможностей и перспектив развития в составе свободной и демократической России.

Стабилизация в кратчайшие сроки военно-политической обстановки на Северном Кавказе, превращение этого  неспокойного региона Российской Федерации  в зону мира, реальной безопасности, социально-экономического благополучия и развития являются на сегодня важнейшими задачами обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации, укрепления ее международного авторитета и внешнеполитических позиций. Необходимо совершенно четкое и ответственное понимание того, что от состояния безопасности на Северном Кавказе зависит будущее всей нашей страны, целостность ее территории и безопасность граждан, а также состояние отношений России с внешним миром.

В связи с этим неотложной интеллектуальной задачей сегодня  является глубокий и всесторонний анализ истории, движущих сил и мотивов сохранения и наращивания негативных общественно-политических и социально-экономических процессов на Кавказе хотя бы за последние три-четыре десятилетия. Без этого невозможно понять современное состояние и увидеть даже ближайшие перспективы развития военно-политической обстановки в Кавказском регионе и вокруг него.

Чрезвычайно важно классифицировать и оценить все факторы влияния  на общую ситуацию в регионе Северного  Кавказа, вскрыть их суть, истоки и  динамику, увидеть все вызовы и угрозы национальным интересам и безопасности страны. Только на базе таких знаний возможна разработка эффективных предложений по содержанию стратегии политики России на Кавказском направлении в целом и на Северном Кавказе, в частности. Только обладание такими знаниями даст нам в руки надежный инструмент для выбора путей вывода северокавказского региона из сложившейся кризисной ситуации.

Любые проблемы Северного  Кавказа должны рассматриваться  в общем стратегическом контексте  нынешнего состояния и перспектив развития обстановки во всем Кавказском регионе и вокруг него. Так, при всем том негативном влиянии на обстановку в регионе внутренних факторов, которые мы сегодня отмечаем на Северном Кавказе, главные угрозы национальным интересам и безопасности России на Кавказе все же исходят от США, Евросоюза и НАТО и их региональных союзников.

Справедливость этого  утверждения подтверждается хотя бы тем, что без политической, финансовой и военной поддержки Запада ни режим Саакашвили в Грузии, ни ряд  других стран, втянутых в поддержку антироссийских сил на Кавказе, не смогли бы долго находиться на своих нынешних военно-политических позициях и давно бы сдали их. Более того, на протяжении последних двух десятилетий военная политика США, Евросоюза и НАТО на Балканах, в странах Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на севере Африки и на Кавказе подтверждает, что одной из ее главных стратегических целей является создание своего рода дуги военного присутствия и контроля Западом стратегически важных районов и направлений, блокирующих Россию на всем протяжении ее южных границ и границ бывшего СССР от Черного моря и до Китая. Этой цели служат размещение на долговременной основе вооруженных сил США на Балканах (Косово) и на Аравийском полуострове (Катар), планы развертывания средств стратегической системы ПРО США в Румынии и в зоне Персидского залива, военное присутствие США и НАТО в Ираке и Афганистане, а также вся стратегия США в отношении Ирана, Сирии и других неугодных режимов в этой зоне мира.

Кавказу, непосредственно примыкающему к российской территории, в этой стратегии отводится особое место. Сегодня здесь наблюдается прямо-таки лихорадочная активность США, стран Евросоюза, Израиля и Турции по восстановлению и наращиванию военного потенциала Грузии, подготовке вооруженных сил Азербайджана. Не закрыта и тема включения в состав НАТО государств Южного Кавказа, в первую очередь Грузии.

Короче говоря, какие  бы приятные беседы ни велись между  российским руководством и западными  лидерами, как бы западные лидеры ни похлопывали «по-дружески» российских руководителей и политиков, какие бы инициативы «перезагрузки» российско-американских отношений ни выдвигались американской администрацией, на какие бы то ни было уступки Западу ни шла Россия, результат будет один и тот же: Запад будет действовать, исходя из собственных интересов и настойчиво пробиваться к своей цели.

Северный Кавказ - это сложная система отношений между народами и государствами. Происходящие здесь процессы тысячами невидимых нитей связывают регион со всем миром. Кавказ – это не только естественный географический рубеж между Европой, Азией и Ближневосточным регионом, составная часть древнейшей транспортной артерии (Малый шелковый путь, Дорога пряностей и благовоний), связывающей два континента, но и источник стратегических природных энергетических ресурсов – нефти и газа. И, наконец, Кавказ - это стык двух цивилизаций – западной (христианской) и восточной (мусульманской), двух мировых идеологий, декларирующих различные духовные ценности и свой миропорядок.

Так как в новых  геополитических условиях XXI века основным мотивом реализуемого Западом передела мира является установление им контроля над природными ресурсами, стратегическими территориями, а также наземными и морскими коммуникациями и маршрутами, главной стратегической целью и задачей крупных мировых западных держав по-прежнему остается дальнейшее ослабление и расчленение России любыми доступными им средствами.

Внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государств и межгосударственных альянсов и групп, преследующих исключительно свои собственные политические и экономические интересы. Сегодня они пытаются, возбуждая и поддерживая сепаратистские настроения и движения в отдельных российских регионах, в том числе и на Северном Кавказе, не допустить возрождения России до уровня сверхдержавы или империи (не будем бояться этого статуса), окончательно подорвать ее влияние в бывших советских республиках, сузить ее геостратегическое пространство до рамок собственных границ. Общие задачи российских «друзей» и «стратегических партнеров» - так их часто называет российская сторона - уронить престиж России как сильного и самодостаточного государства, поколебать ее уверенность в собственных силах, нанести непоправимый ущерб ее имиджу в мировом сообществе, превратить Россию в сырьевой придаток развитых стран мира. Разумеется, что вся эта стратегия направлена на усиление собственного влияния на процессы, происходящие в регионе, и получение при этом экономических и политических дивидендов, а в итоге – серьезного стратегического превосходства над Россией.

Но всю нестабильность в северокавказском регионе не следует  списывать только на влияние внешних  факторов. Серьезное воздействие  на ситуацию как в России в целом, так и в этом регионе оказывают наши внутренние факторы, такие как социальная несправедливость, безразличие местных властей к нуждам простых людей, чудовищная коррупция в органах федеральной и региональной власти, отсутствие у многих людей видения перспектив развития и надежд на достойную жизнь. Нарастает острая конкуренция внутри северокавказских народов за доступ к жизненным ресурсам. Особую угрозу представляют политизация и идеологизация происходящих на Северном Кавказе общественных настроений и процессов, в которых исключительно большую роль стали играть представители и организации экстремистских направлений в современном исламе.

Кавказ с конца 80-х годов прошлого века и по настоящее время остается наиболее проблемным и уязвимым направлением во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В течение последних двух десятилетий здесь произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий. Это (в хронологическом порядке): армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.); первая грузино-южноосетинская война (1991-1992 гг.); осетино-ингушский конфликт 30 октября – 2 ноября 1992 г. из-за Пригородного района Владикавказа; вооруженное вторжение Грузии в Абхазию и война в этой стране (1992-1993 гг.); две чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.); грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г. Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих инициатив и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность Кавказского направления для нашего государства.

Все эти конфликты  следует рассматривать в контексте негативных последствий развала бывшего СССР, вслед за которым на постсоветском пространстве резко обострились межнациональные противоречия, усилились националистические и сепаратистские настроения, криминализация общества, неимоверно усложнились экономические проблемы как для самой России, так и для бывших советских республик. Одновременно приобрели широкие масштабы попытки ряда западных стран и государств исламского мира воспользоваться сложившейся на Кавказе и в целом на постсоветском пространстве сложной ситуацией для расширения своего влияния на кавказские народы и, соответственно, ослабления российских позиций в этом регионе, вплоть до полного отрыва всего Кавказа от российского государства.

Россия никогда и ни при каких условиях и обстоятельствах не должна поступаться целостностью своей территории. Это смертельно опасно для нее. Она обязана всеми доступными ей средствами, всей своей силой и решительностью защищать свои национальные интересы, территориальную целостность и обеспечивать безопасность государства и его граждан. Эти вопросы не подлежат никакой дискуссии. Авторитет и влияние любого политика в России всегда будет напрямую зависеть от того, насколько вся его деятельность отвечает этим задачам.

После разгрома в ходе контртеррористических операций на территории Чечни, Ингушетии и Дагестана незаконных вооруженных формирований чеченских сепаратистов и постепенной ликвидации наиболее одиозных фигур и главарей чеченского сепаратизма и экстремизма военно-политическая обстановка на Северном Кавказе, тем не менее, не стала более простой. Потерпев поражение в открытом сражении с российской армией, антиправительственные силы на Северном Кавказе и их зарубежные покровители перешли к использованию приемов и методов диверсий и террора против российских властей на местах, региональных органов и сил обеспечения правопорядка, важных объектов инфраструктуры, а также против федеральных сил и мирного населения.

Информация о работе Внутренняя политика России