Великое поселение народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание

Великое переселение народов — это многочисленные передвижения племен в I тыс. н. э. (II— VI вв.), начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и одной группы племен хунну с территории Юго-Восточного Казахстана. Причиной их движения могло быть осушение степей.

Работа состоит из  1 файл

Великое переселение народов.docx

— 24.33 Кб (Скачать документ)

Великое переселение народов

Великое переселение  народов — это многочисленные передвижения племен в I тыс. н. э. (II— VI вв.), начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и  одной группы племен хунну с территории Юго-Восточного Казахстана. Причиной их движения могло быть осушение степей.

Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов и с III в. известны под названием гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р. Караганки на Южном Урале. Захороненные в Большекараганском могильнике, гунны относились к европеоидному населению (среднеазиатского, иранского типов). Только в одном богатом погребении была найдена девочка 14—15 лет с монголоидными чертами лица. Гунны сражались против аланов, готов и Римской империи, а по степным просторам вслед за ними прокатились авары, савыры, печенеги, огузы и др. племена. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и даже лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано и формирование башкирского народа, определение прародины венгров, распространение тюркского языка на Южном Урале. С V в. н. э. известно племя тюркютов на Алтае и Саянах, которые в борьбе с другими племенами объединились в тюркскую конфедерацию и начали походы в Среднюю Азию, Закавказье, Иран. В конце VI в. Великий тюркский каганат разделился на Восточный и Западный, а спустя еще век на множество объединений хазар, башкир, кимаков и других племен, говорящих на тюркском языке.

Многие специалисты  считают, что походы тюркского каганата послужили причиной переселения  народов из Зауралья на запад. Южное  Зауралье и Приуралье могло быть прародиной венгров «Magna Hungaria — Великая Венгрия». 
Hungaria — так назвал эту землю отправившийся на ее поиски венгерский монах Юлиан (VIII в.). В конце IX в. мадьяры (венгры), обойдя с юга Волжскую Булгарию (государство Среднего Поволжья), переплывают р. Итиль (р. Волга) и двигаются на р. Дунай. Язык венгров и зауральских угров сходен.

       Только  к XII—XIII вв. приходит некоторое успокоение в евразийские степи. Кочевое  население становится относительно однородным по составу и уровню культуры.

       Судя  по  археологическим  источникам,  этнический  состав  населения III—V вв. лесных районов Урала не изменился. В среднем Прикамье продолжает развиваться культура населения, генетически связанная с гляденовской. Таежные племена Зауралья (тумаыская культура) также были местными по происхождению.

       По  характеру находок (фигурно-штампованная орнаментация сосудов) они принадлежали к нижнеобскому, возможно, угро-самодийскому кругу населения. Процесс взаимной ассимиляции населения пограничья леса и лесостепи Зауралья прослеживается по материалам Козловского курганного могильника. В нем часть погребенных сопровождала посуда, орнаментированная фигурными штампами и украшениями, выполненными в зооморфном стиле — черты культуры таежного населения. В ряде погребений были помещены сосуды, украшенные резными узорами — традиция лесостепной гороховской культуры. Археологические материалы не позволяют расчленить и детализировать процесс вторжения многочисленных новых групп населения на территорию Урала. Можно лишь констатировать, что, начавшись па рубеже IV—V вв., эти вторжения происходили очевидно в дальнейшем неоднократно. По своему этническому составу пришлые группы населения были чрезвычайно разнообразны: угорские, тюркские, самодийские, палеосибирские. В южных районах Урала — в бассейне р.

       Белой и на нижней Каме, на территории лесостепного Зауралья — пришлые группы, очевидно, появились несколько раньше и были более многочисленны, чем на севере. Отдельные волны инородных групп проникали далеко на север. Об этом свидетельствуют многочисленные курганные могильники на севере Пермской области (Харинский, Агафоновский I, Аверинский и др.) и известные даже в Коми АССР (Веслянский I). Пришельцы продвигались в основном по речным долинам: значительная волна прошла по р. Белой на нижнюю и среднюю Каму, другая — из Зауралья по рекам Сылве и Чусовой в верхнее Прикамье, третья — на север Зауралья по долинам Тобола, Туры и Тавды.

       В условиях массовых переселений крупных  этнических групп особое значение в  жизни населения приобретало  военное дело. В связи с этим резко увеличилось количество предметов вооружения в могильниках, появились и развиваются новые виды как защитных (шлемы, кольчуги, различные доспехи), так и наступательных средств: мечи, топоры, кинжалы, стрелы и т. д. В частности, в погребении Азелинского и Суворовского могильников было найдено 12 топоров, 3 кольчуги, 4 меча, 3 шлема, 6 наконечников копий. При освоении новых территорий, столкновения с местными племенами неизбежно появлялась возможность насильственного отчуждения прибавочного продукта и основных средств производства (пахотных земель, пастбищ и т.д.), активной перекройки этнической карты — одни племена передвигались, другие объединялись и ассимилировались, третьи гибли.

       Наиболее  многочисленные инородные группы проникли на территорию Южного Приуралья. Письменные источники сообщают, что по степям в V—VII вв. прошли сарагуры, савары, авары и другие племена, часть которых, возможно, осела в Приуралье. Но ни одно из названных племен пока не удалось связать с каким-либо археологическим комплексом. Можно утверждать лишь, что пришельцы были разпоэтничны и гораздо более многочисленны, чем местные мазунинские и позднесарматские племена. Это были группы самодийского (куштерякский и кара-якуповскнй типы), смешанного тюрко-угорского (романовский, турбаслинскнй) и возможно, палеосибирского (чандарский тип) происхождения. На археологических памятниках центральной и северной Башкирии V—VII вв. встречаются находки (прежде всего остатки сосудов), относящиеся к различным культурам, а захоронения одного и того же времени отличаются погребальным обрядом (могильники Бирский, Новотурбаслинскийт Кушнаренковский и др.). Это отражает определенный исторический процесс: сосуществование различных по происхождению групп населения и начало этнической интеграции. Памятники бассейна р. Белой, где наблюдается особенно сильная смешанность, принадлежали, по-видимому, предкам современного населения Башкирии, изучение которого по этнографическим, антропологическим и языковым данным показало также значительную пестроту, отражавшую, несомненно, различия в происхождении.

       С VIII—IX вв. на территории западной и южной  Башкирии усиливается приток кочевых племен из степей Приаралья и Казахстана, связанный в значительной мере с передвижением известных этнополиэтнических объединений мадьяр, печенегов, торков (огузов), кипчаков (кимаков) и др.  Отдельные группы этих племен закрепились на Южном Урале и впоследствии вместе с оседло - скотоводческим населением низовьев р. Белой приняли участие в формировании башкирского народа.

       Нижнее  Прикамье с прилегающими районами Поволжья было занято в V—VII вв. населением именьковской культуры. Для нее характерны жилища в виде прямоугольных или квадратных полуземлянок площадью 20—50 кв. м с двускатным или четырехскатным перекрытием; захоронения по способу трупосожжения в виде кучки кальцинированных костей и сосудов с пищей (Рождественский могильник): грубые плоскодонные горшковидные скупо орнаментированные сосуды; глиняные изображения людей и животных. Территория именьковской культуры на правобережье Волги и Камы частично перекрывает азелинскую, однако археологические материалы не дают достоверных фактов об их смешении. По-видимому, в указанных районах именьковские племена вытеснили азелинские.

Памятники, отдаленно  сходные с именьковской, обнаружены на средней Каме (Тураевсшш могильник) и в Башкирии (романовский тип). Очевидно, население, принесшее на Урал плоскодонную посуду и обряд трупосожжения типа Рождественского могильника, принадлежало к древнетюркскому этническому пласту. Можно предполагать, что волго-камское население того времени стало известно в арабских источниках под именем буртасов.

       Большое влияние на формирование тюркоязычных пародов Урала (башкир, татар, чувашей) оказали булгарские племена, появившиеся в Волго-Камье в конце VII в. из районов Приазовья. Позднее, в X в., в устье Камы сложилось одно из ранних государственных объединении Восточной Европы — Волжская Булгария. Среди раннебулгарских памятников особое место занимает Болыне-Тархансшш могильник в Среднем Поволжье. Он имеет ряд своеобразных признаков: захоронения бескурганные, чаще совершены по способу трупоположения в позе вытянутого па спине, рядом с погребенными поставлены глиняные сосуды — кувшины и горшки, положены куски мяса, немногочисленные сопровождающие вещи. Антропологический облик населения, оставившего Болыпе-Тарханский могильник, неодинаков. Наряду с европеоидным типом, близким к типу среднеазиатского междуречья, встречаются индивиды с монголоидными особенностями.

       Вторая  волна переселенцев, судя по находкам в Перейминском могильнике и на Большом Бакальском городище, прошла по лесостепным районам Зауралья и оказала существенное влияние на формирование сылвенской культуры. В этнических процессах лесных районов Прпуралья ведущая роль принадлежала местному населению.

       Пришельцы с курганным обрядом захоронения  появились на средней Каме (Бродовский, Плехановский, Спасский могильники) и верхней Каме (Харинский, Бурковскнй могильники) в V—VI вв. и, по мнению антрополога М. С. Акимовой, были немногочисленны. Они вскоре влились в состав вновь образовавшихся объединений неволинской и ломоватовской культур. Основу объединений составляли местные позднегляденовские племена. Об этом можно судить по сохранению глядеповских традиций в ломоватовской культуре: функционирование костищ в раннеломоватовское время, сохранение трупосожжения наряду с трупоположением в погребальном обряде; в развитии глядеповской металлической пластики, а также форм и способов орнаментации сосудов. Многочисленные признаки сходства в археологическом и антропологическом материале свидетельствуют о несомненной связи населения ломоватовской культуры с последующим родановским и современными коми-пермяками. Формирование поломской культуры связано с заселением бассейна р. Чепцы, начавшемся в V—VI вв. Основная группа населения пришла сюда, скорее всего, из верхнего Прикамья, где в последние годы исследованы памятники, чрезвычайно близкие поломским (городище Шудьякар, Аверинский, Щукинский могильники). Судя по антропологическим данным и некоторым материальным остаткам, в сложении новой поломской культуры участвовало и азелинское население, переселившееся сюда со средней Вятки. В истории населения, жившего в то время па левом берегу р. Чепцы, определенную роль сыграли мазунипские племена, обитавшие в предшествующее время в районе южной Удмуртии. В VIII в. на р. Чепце появляются, по-видимому, угро-самодийские группы, возможно уже смешанные с пермским населением. Для них характерны культ коня в погребальном обряде, фигурно-штампованный орнамент на глиняной посуде, своеобразные костяные изделия (гладилки и ритуальные ложечки). В дальнейшем группа населения поломской культуры явилась основной в формировании северных удмуртов. Восточные группы позднеазелинского населения, обитавшие по правобережью Вятки и ее притокам — рекам Кильмези и Вале, участвовали в этногенезе южных удмуртов.

       Таким образом, этнический состав населения  Урала во второй половине I тысячелетия отличался сильной смешанностью, наряду с финно-пермскими группами и культурами были известны угорские группы, тюркские, самодийские и смешанные. Их последующее историческое развитие привело к формированию на уральской территории народов, различных по происхождению, этнической принадлежности, культуре, быту, языку, антропологическому облику. 

Информация о работе Великое поселение народов