Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.
Шелковый Путь способствовал бурному развитию науки, техники, технологии, межнациональных и межрегиональных отношений, обмену культурных ценностей.

Содержание

Введение……………………………………………...……………………..2




1. Формирование Великого шёлкового пути……………..………………….3

2. Исторические направления Великого шелкового пути……………….6

3. Программа «Шелковый путь»………..……………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Велик шелк путь готовая.DOC

— 167.50 Кб (Скачать документ)

                                               ПЛАН РАБОТЫ: 
 
 
 
 
 
 

      Введение……………………………………………...……………………..2 
 
 
 
 

    1. Формирование Великого шёлкового пути……………..………………….3  
 

    2. Исторические направления Великого шелкового пути……………….6 

       

    3. Программа «Шелковый путь»………..……………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение………………………………...………………………………..22 

      Список  литературы…………………….…………………………………..23 
 
 
 
 

      Введение

      В истории человеческой цивилизации  есть немало примеров длительного взаимовыгодного  культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.

      Издревле  развитие человеческой цивилизации  неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.

      Шелковый  Путь способствовал бурному развитию науки, техники, технологии, межнациональных и межрегиональных отношений, обмену культурных ценностей.

      Великий шелковый путь являлся самым значительным, широко известным в мире, он  протягивался от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье.

      Великий шелковый путь - это был не просто дорогой или даже системойдорог от океана до океана, это был сложнейший культурно-экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Формирование Великого шёлкового пути

        Великий шёлковый путь возник во II в. до н. э., однако термин «Великий шёлковый путь» был введён в историческую науку учёным XIX столетия в 1877 году, а именно немецким путешественником и историком К.Рихтгофеном.

      На территории Центральной Азии и Древнего Востока, задолго до образования Великого шёлкового пути, существовали пути, которые служили целям войны и мира и по которым продвигались большие армии и малые отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них города подвергались нападениям. В мирное время эти пути служили связующими нитями политической, торговой и культурной жизни.

      «Лазуритовый» путь - один из древнейших путей, сложился еще в 3-2 тысячелетиях до н.э., начинался в горах Памира и проходил через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) и Египет.

      Другой  путь - знаменитая «царская дорога» Ахеменидов. Этот путь в VI-IV вв. до н.э. связывал малоазииские города Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана и городом Сузы.

      Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию Казахстана до Алтая.

      В IV в. до н.э. Александр Македонский разгромил армию последнего ахеменидского царя Дария и весной 329 г. до н. э. появился на границе Средней Азии. Но несмотря на сильное сопротивление, Македонский устанавливает здесь своё господство, он основал большое число Александрий, самая далёкая из которых находилась на берегах Сырдарьи.

      Историческое значение походов Александра Македонского и Селевкидов заключается в его активном проникновении в Среднюю Азию западной культуры. Если политическое подчинение греческими завоевателями Маргианы, Бактрии,  Согда  оказалось недолговечным,  то  процесс эллинизации, то есть слияние греческой и среднеазиатской культур, способствовал интенсивному подъему духовной и материальной культуры.

      В течение этого периода сохранялись  связи между Средней Азией  и культурами Индии и восточного Средиземноморья. Около III в. до н.э. стали устанавливаться контакты и с Китаем.

      В 138 г. до н.э. Китайский император By Ди отправил своего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против воинственных кочевых племён гуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Чжан Цяня во время путешествия, попал в плен к гуннам на целых десять лет, но ему удалось бежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня выйти к Иссык-Кулю.

      Пройдя  вдоль берега реки Нарын, посол попадает в Ферганскую долину. Неожиданностью для него явилось то, что в долине располагалось множество городов, объединенных в одно государство.

      Чжан  Цяня попытался договориться с правителем ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и он отправился дальше на юг. Возвращаясь из путешествия, он снова попал в плен к гуннам, но бежал спустя два года.

      Чжан  Цянь представил императору подробный доклад о своём пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шелкового пути. Чжан Цянь удостоился титула «Великого путешественника», который дал ему император.

      Сведения  об обмене между Китаем и Средней  Азией содержатся в китайских хрониках начиная с 1 в. до н.э. по VII- VIII вв. н.э. Ранние свидетельства рассказывают о дарственных подношениях, которые направлялись из стран среднеазиатского региона к императорскому дворцу. Отсюда также посылались дары, если Китай хотел привлечь на свою сторону   кого-либо   из   тамошних   владетелей. 

        Из среднеазиатских даров особенно  ценились знаменитые кони  Давани, быстроногие скакуны, которых китайцы называли «небесными», «крылатыми», ценились они благодаря существующей в Китае легенде: чтобы утвердить свою божественность и достичь бессмертия император должен был вознестись на небо при помощи упряжки неземных лошадей. Именно Чжан Цянь завёз в Китай «небесных» коней, он вывез из Средней Азии не только лошадей, но и корм для них - семена люцерны, вскоре распространившиеся по всему Китаю.

      Со  временем торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются, каждый год императорский двор направлял пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников, они везли с собой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товары из Средней Азии.

      Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии, их значительная потребность в уникальных шелковых тканях била в Персии и в государствах к западу от неё.

      Как считали в Европе - шёлк растет на деревьях и что только китайцы знают секрет этой культуры. В период Правления Августа Рим платил за китайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями.

      Китайцы даже и не думали опровергать ходившие легенды, ведь именно этим они обеспечили себе монополию и экспорт этой дорогостоящей ткани.

      Парфяне, через территорию которых осуществлялась торговля, так же не видели повода для  того, чтобы распространять что-либо о технических аспектах изготовления шёлка, однако получали из торговли им значительную прибыль, как и многие последующие династии, через земли которых проходили шёлковые пути.

      Первая  встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. Марк Мициний  Красе, член триумвирата, консул и римский  наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского и повторить его победы на Востоке.

      В 53 г. до н.э. он повёл семь легионов через  Ефрат в бой против парфян. Однако не весть о победе или смятение по поводу поражения произвели фурор  в Риме, а совершенно случайное  событие, а именно - открытие шёлка. Оно было связано с поражением легионов.

      Парфяне во время сражения для видимости  обратились в бегство для того, чтобы затем молниеносно развернуться в седле и осыпать преследующих легионеров дождём из стрел - это был знаменитый парфянский выстрел.

      Они так же неожиданно    развернули    огромные,    светящиеся    и переливающиеся на солнце знамена, напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним из самых тяжелых поражений Рима. Знамена, вышитые золотом стали первыми шелками, которые когда-либо видели римляне.

      Однажды увиденная ткань в последующие столетия повергла Рим в настоящую «шелковую лихорадку», эту ткань римляне назвали – «китайская вуаль».

      Караваны, выходившие из Китая, направлялись к  северным Тянь-Шаньским горам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали в Месопотамию и к Средиземноморью.

      Протяжённость Великого шёлкового пути составляла 12 тыс. километров, поэтому мало кто  из торговцев проходил всю шёлковую дорогу полностью. В основном они старались путешествовать посменно и обменивать товары где-то на полпути.

      На  протяжении Великого шёлкового пути в городах и селениях, через  которые проходили караваны, находились караван - сараи (постоялые дворы). В них имелись худжры («комнаты отдыха») для купцов и обслуживающего караван персонала, помещения для верблюдов, лошадей, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант.

      Караван-сараи  – это место, где можно было продать и купить оптом интересный для купца товар и узнать последние коммерческие новости, цены на товары.

      Хорезм, Согдиана и Фергана являлись преуспевающими торговыми центрами. Шелковая дорога стимулировала потребность в среднеазиатских товарах, таких как лошади и кормовые культуры, а также виноград и хлопок. В городах ремесленники освоили новые виды ремесла: производство металлических изделий, перенятого у Востока, и изделий из стекла - у Запада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Исторические направления Великого шелкового пути.

      Великий шёлковый путь - это сеть дорог, по которым  в древности и средневековье осуществлялись торгово-экономические связи стран Востока и Запада, находившихся между тогдашними мировыми цивилизациями - Римской (Византийской) и Ханьской (Китайской) империями.

      Великий шёлковый путь охватил практически весь Евразийский континент, включая территорию России, Закавказья и Центральной Азии. Этот путь, действовал полторы тысячи лет и сыграл огромную роль в сближении двух континентов, во взаимном культурном обогащении многих европейских и азиатских народов.

      На  грани древней и новой эры торговые караваны через Китай начинали свой путь от Чаньяни и шли к Дукьхуа - городу на границе у Великой стены. Затем маршрут разветвлялся на два направления: северный и южный.

      «Северная дорога» проходила вдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Тарим через Турфан и вела в Кашгар, Алай, а оттуда - в Ферганскую долину (Давань), среднеазиатское Междуречье (Самарканд, Мера), далее поворачивала к низовьям Волги и Северному Причерноморью (по китайским источникам -Лисянь) и оканчивалась в местных греческих колониях. Но эта дорога, однако, не была устоявшимся торговым маршрутом.

      Устоявшимся торговым маршрутом стала «Южная дорога», которая начала функционировать в 115 г. до н.э. благодаря открытию государственного почтового тракта по южной и северной окраинам пустыни Такла-Макан.

      «Южная  дорога» вела в Дацинь (восточные провинции Римской империи) через Памир, Хотан, Яркенд, Балх, Мерв, Гекатомпил и Экбатану (нынешний Хамадан), далее делилась на две ветви.

      Одна  из ветвей, в то время главная  магистраль, вела в Селевкию-Ктесифон на Тигре и далее по древней ахеменидской дороге (царской дороге Дария) в Междуречье (Месопотамию) и Сирию, ее терминалом была тогдашняя столица Сирии - Антиохия.

Информация о работе Великий шелковый путь