Великая Хартия Вольностей – основа английской государственности и право периода феодализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:01, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является анализ основных положений Великой хартии вольностей, а также права периода феодализма.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и основные положения Великой хартии вольностей 4
2. Понятие феодальной системы права 8
3. Имущественные правоотношения 9
4. Семейное право 10
5. Уголовное право 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Великая Хартия Вольностей Контр МЭСИ.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

по дисциплине:  История государства и права зарубежных стран

на тему: Великая Хартия Вольностей – основа английской        

               государственности и право периода феодализма 
 
 
 
 
 
 

                                                                          

Выполнил:

студент Куракин В.А.

специальность юриспруденция

договор № 0155-03219

Преподаватель Черненький В.Ф.

Результат проверки ___________________________ /_______________/___

                                                       подпись преподавателя  
 
 
 
 
 
 
 

ТОЛЬЯТТИ- 2007

 

 

Оглавление  
 

Введение   3

1. Понятие и основные положения Великой хартии вольностей 4

2.  Понятие  феодальной системы права 8

3. Имущественные  правоотношения 9

4. Семейное право 10

5. Уголовное право 11

Заключение 15

Список  используемой литературы 16

 

Введение  

    Целью контрольной работы является анализ основных положений Великой хартии вольностей, а также права периода феодализма.

    В эпоху Средневековья господствовало теологическое мировоззрение. Образ человека в его христианском понимании рисовался по образу и подобию Творца. Природа человека признавалась священной. Отсюда - утверждавшаяся христианством идея ценности человека, независимо от его имущественного положения, гражданства, этнической принадлежности. Эта идея подготавливала, делала возможным в перспективе требование универсального правового равенства. И хотя право оставалось сословным, а гражданские права - дарованными "сверху", принятие в 1215 г. Великой Хартии Вольностей явилось первым шагом к законодательному закреплению прав человека. Magna Charta - Великая Хартия Вольностей 1215 года, по нормам которой были ограничены права короля Иоанна Безземельного; один из первых конституционных актов Англии.

    Феодальное  общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). Каждое феодальное государство имело свое право. Средневековое право защищало статус человека как члена какого-либо ордена или объединения. Феодальному праву присуща жесткая зависимость угнетенных классов, основанная на сословно-классовой структуре общества и на характерном для феодальных государств отсутствии единой правовой системы и общих источников права. Но даже в этих условиях идея равенства всех перед законом начинает пробивать себе дорогу. Первой страной, добившейся практических определенных результатов в правовом изменении статуса личности, была средневековая Англия.

    Научную основу контрольной составили работы таких авторов, как З.М. Черниловский, К.И. Батыр, Е.В. Поликарпова. 

 

  1. Понятие и основные положения  Великой хартии вольностей
 

    Первооткрывателем в области прав человека в их современном  звучании стала Англия. В феодальный период в Англии отмечены попытки  ограничить права монархии, соединить  ее с сословным представительством, постепенно набирающим вес в обществе, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой хартии вольностей1. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, например в виде требования не назначать на должности судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая возможность применения наказания к свободным не иначе как по законному приговору и по закону страны.

    Этот  важный правовой памятник конституционной  истории Англии до сего дня признается в качестве одного из основополагающих законов Великобритании и Соединенных Штатов Америки.

    Хартия  представляет большой интерес и  как историко-правовой документ. Она  отражает борьбу социальных группировок  средневековой Англии в начале XIII в.2

    Хартия  формулирует ряд важнейших юридических  принципов судебно-административной системы английского феодального государства. С течением времени особое значение (хотя и с иным, более широким смыслом) приобретали ст.ст. 12, 18, 39, 40 и др.

    Полный  текст Великой хартии насчитывает 63 статьи, расположенные без определенной системы. Все эти статьи принято делить на три основные группы:

    1. Статьи,  касающиеся  материальных  интересов различных социальных  групп населения (ст.ст. 1, 2, 9, 13, 15, 18).

    2. Статьи, реформирующие государственный  механизм английского королевства, так называемые «конституционные» статьи (ст.ст. 12, 14, 61).

    3. Статьи, устанавливающие принципы  деятельности судебно-административного  аппарата (ст.ст. 17, 20, 21, 39, 40).

    Великая хартия вольностей была подтверждена королем Генрихом III в 1225 г. и, окончательно, Эдуардом I в 1297 г. Вместе с тем содержание Великой хартии уже в ХШ в. подвергалось существенным изменениям. Прежде всего была исключена статья 61, ставившая короля под надзор баронской олигархии.

    Основные  положения хартии, которым последующая  политическая история Англии придала наибольшее значение, сводятся к следующему.

    1. Король  обязывается  соблюдать   феодальные  обычаи   в своих  отношениях с вассалами; не  вмешивается в юрисдикцию феодальных  курий.

    2. Налоги и сборы могут взиматься  не иначе как по решению «общего совета королевства» (что означало по существу восстановление баронской курии).

    3. Всякий   арест   должен   быть   основан   на   показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей».

    4. Ни один свободный человек  не может быть заключен в  тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т. д. «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны».

    5. Соблюдение хартии должен гарантировать  совет из  25 баронов,   наделенный  правом   «принуждать  и   теснить»   короля «всеми способами, какими только может»3.

    Будь  эта хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального  самоуправства, страной столь же раздробленной, как, скажем, Германия. Этого, однако, не случилось и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.

    В условиях королевского абсолютизма  прерогатива установления налоговых  платежей принадлежала единолично монарху  как главе государства. Дворянство несло повинности личного характер, а в качестве налогоплательщиков выступали купцы, крестьяне, горожане недворянского происхождения (т.н. третье сословие). На этом историческом этапе многие социальные конфликты и потрясения, бунты, даже революции вызывались стихийными протестами широких слоев населения против непосильного налогообложения4. Возникновение первых представительных органов власти было обусловлено стремлением "третьего сословия" обуздать неограниченную власть и произвол монархии в сфере налогообложения. Уже в 1215 г. Великая хартия вольностей формально-юридически ограничила налоговые прерогативы короля, установив: "Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего"5.

    Великая хартия вольностей, принятая в 1215 г., обязывала английских королей давать обещание, что "мы никому не откажем в праве или правосудии и ни для кого не отсрочим их".

    Согласно  Хартии "ни один свободный человек  не будет взят, помещен в тюрьму или лишен права владеть недвижимым имуществом,.. или объявлен вне закона, или сослан, или иным образом уничтожен... кроме как по законному решению".

    Доступность правосудия рассматривалась в системе  общего права в контексте справедливой процедуры, предполагающей, в частности, что суд принимает решение, только уведомив стороны и дав им возможность быть выслушанными судом, свободу суда от всякого пристрастия и предрассудков6.

    Субъектом свобод в Хартии согласно ее тексту выступал "свободный человек", что создавало возможность для  личности при освобождении от крепостной зависимости утверждаться в правах и свободах, пользоваться их гарантиями.

    Пункт 39 Хартии сосредоточил в себе фундаментальные  принципы гражданской свободы: "Ни один свободный человек не будет  арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны" 7.

    Пункт 40 дополнял 39: "Никому не будем передавать права и никому не будем отказывать в них или замедлять их"8.

    Пункт 42 определял право на свободу  передвижения: "Пусть будет каждому  позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в  полной безопасности..."

    Согласно  п. 13 Лондон, другие города, местечки, порты "имели все вольности и свободные обычаи". Эти субъекты прав своими вольностями создавали пространство свободы для личности.

    Пункт 45 требовал, чтобы судьи, равно как  и представители административной власти, назначались лишь из людей, сведущих в законах и соблюдающих их9.

    Право на независимый и беспристрастный  суд исторически рассматривалось  как фундаментальная общественная и правовая ценность. По образному  выражению Юма, вся политическая система и каждый из ее органов - армия, флот, обе палаты - все это только средства к достижению одной единственной цели - охранению свободы двенадцати верховных судей Англии. Как отмечается в литературе, в современных высокоразвитых зарубежных странах судебная власть и формально, и фактически, по сути, стала высшей государственной властью. "Судебная власть, хотя и менее заметная, чем другие власти, зримо и незримо руководит ими". 

    2.  Понятие феодальной  системы права 

    Каждое  феодальное государство имело свое право. Более того, каждая область  государства имела свой особый правовой комплекс. На севере Франции преобладало неписаное, обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII веков, так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям. Юг Франции называли «страной писаного права», а север – «страной обычного права».

    Старые  германские обычаи действовали и  по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс – смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.10

    В отличие от обычного права государств континентальной Европы, английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели также королевские «ассизы» – законы. Они изменяли и дополняли старинные правовые обычаи, восходившие к судебникам англосаксонских королей.

    Переломными   для   истории   европейского   права   были ХII-ХШ   века.   В   это   время   появляются   первые   кодификации (сборники) права, начинается рецепция римского права, возникает городское право, все большее распространение получает право каноническое. 

    3. Имущественные правоотношения 

    Право земельной собственности было, как  уже говорилось, привилегией господствующего класса. Формула «нет земли без сеньора» была выражением этого принципа. С большим трудом городам, когда они вошли в силу, удавалось покупать для своих нужд господские земли.

    Феодальная  земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть  своей земли сеньор держал для  себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование на условиях феодальной службы. Всякий раз, когда вассал намеревался распорядиться землей (продать ее или обменять), он обязан был получить согласие сеньора.

    Право верховной собственности давало сеньору многие преимущества. Сеньор выбирал жениха для дочери-наследницы вассала, если у последнего не было сыновей. Он мог вернуть себе землю, если вассал умирал, не оставив наследника, или если вассал нарушал обязательства.

    Право неограниченного распоряжения, которое  римские юристы считали неотъемлемым атрибутом всякого права собственности, не было свойственно феодальному праву земельной собственности. Не только сеньор, но иногда и родственники, которые в каком-то будущем и при каких-то обстоятельствах могли стать наследниками феода, могли запретить отчуждение последнего. Все они, а также сеньор, имели право ретракта – принудительного выкупа проданной земли у ее нового собственника.

Информация о работе Великая Хартия Вольностей – основа английской государственности и право периода феодализма