Вавилон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:08, реферат

Описание

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства.

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.docx

— 42.71 Кб (Скачать документ)

Введение 
 

 Общество Южного  Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический  и политический кризис, вновь  набирало силы. Наметился новый  подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская  жизнь. Этим тенденциям препятствовали  политическая раздробленность и  междоусобные войны. На повестке  дня снова встал вопрос о  создании единого централизованного  государства. 

 В ХХ – ХIХ  вв. до н.э. государства Месопотамии,  такие как Мари, Эшнунна и Ашшур,  вели изнурительные междоусобные  войны. Постепенно в ходе этой  борьбы приобретает независимость  и возвышается город Вавилон  («Баб-Илу» – «Врата бога»), где  воцарилась I Вавилонская династия, время правления которой называют  Старовавилонским периодом (1894–1595 гг. до н.э.). 

 Вавилон –  крупнейший город средней Месопотамии,  столица Вавилонского царства  в ХIХ – VI вв. до н.э., важнейший  торговый и культурный центр  Передней Азии. 

 Среди городов  Древнего Востока Вавилон был,  пожалуй, самым почитаемым. Само  название города – Баб-Илу  – говорило о его святости, об особом покровительстве богов.  Верховному вавилонскому богу  Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали  богатые дары от царей соседних  государств. 

 Вавилон не  был одним из древнейших городов  Междуречья – шумерские города  Ур, Урук, Эриду и другие были  примерно на тысячу лет старше. 

 Город располагался  в очень удобном месте –  там, где сближаются реки Евфрат  и Тигр и от главного русла  Евфрата начинают отделяться  многочисленные протоки. Положение  Вавилона было благоприятным  для занятия торговлей. В нем  было множество рынков, на которых  можно было продать или купить  рыбу, финики, зерно, ткани и другие  товары, нанять умелого работника. 

 К 1800 г. до  н.э. Междуречье превратилось  в цветущий, заботливо ухоженный  сад. Новые способы ведения  хозяйства способствовали укреплению  Вавилона, потому что старые города  с трудом приспосабливались к  хозяйственной независимости ремесленников  и крестьян. 
 

 Первые правители  небольшого Вавилонского царства  вели осторожную политику. Они  заключали союзы с сильными  соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари – и при этом  точно выбирали наиболее выгодного  партнёра. Таким образом, первые  пять вавилонских царей смогли  значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками  Вавилон пока не встал. Пока  к власти не пришел Хаммурапи. 
 

Характеристика первоисточников: законов Хаммурапи, Среднеассирийских  законов и Хеттского царства 
 

 Расцвет Вавилона  приходится на время правления  шестого царя I Вавилонской династии  – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным  деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым  дипломатом, крупным стратегом, мудрым  законодателем, расчетливым и  умелым организатором. 

 Важнейшим деянием  царствования Хаммурапи было  составление свода Законов. Экономика,  общественный и политический  строй Вавилонского государства  в правление Хаммурапи известны  благодаря этому сохранившемуся  сборнику Законов царя, его переписке  с наместниками и чиновниками  и частноправовым документам. 

 Издание Законов  было серьезным политическим  мероприятием Хаммурапи, направленным  на консолидацию его обширной  державы. Сборник Законов разделяется  на 3 части: введение (пролог), текст  самих законов (разбивка текста  на 282 отдельных параграфа) и заключение (эпилог). Он является важнейшим  источником по многим сторонам  жизни вавилонского общества  первой половины XVIII в. до н.э. 

 В тексте Законов  можно выделить следующие разделы: 1. основные принципы правосудия (§ 1 – 5); 2. охрана собственности  царя, храмов, общинников и царских  людей (§ 6 – 25); 3. нормы, касающиеся  служебного имущества (§ 26 –  41); 4. операции с недвижимостью,  связанные с нею деликты (§  42 – 88); 5. торговые и коммерческие  операции (§ 89 – 126); 6. семейное  право (§ 127 – 195); 7. телесные  повреждения (§ 196 – 214); 8. операции  с движимым имуществом и личный  наем (§ 215 – 282). Далее следует  эпилог, содержащий проклятия тем,  кто отступит от установлений, содержащихся в Законах. «Пролог»  и «Эпилог» написаны торжественным  и архаичным языком и во  многих отношениях напоминают  литературные произведения, сами  же узаконения изложены сухим  и ясным, деловым языком. 

 В 1901–1902 гг. Французские  археологи раскапывали развалины  города Сузы, столицы государства  Элам, восточного соседа древней  Вавилонии. Вдруг лопата одного  из работавших ударилась о  какой-то камень. Очень осторожно,  чтобы не подпортить интересный  предмет, удалили слой земли  и извлекли сначала один, а  впоследствии второй и третий  куски каменного столба. Учёным  сразу врезались в глаза надписи  и изображения, вырезанные на  гладко вышлифованной поверхности  чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные  усилия для того, чтобы почти  полностью, за исключением нескольких  трещин и выбоин, составить и  тщательно склеить драгоценные  для науки обломки – закруглённый  базальтовый столб, высотой в  2 м. 

 На лицевой  стороне наверху были вырезаны  две рельефные мужские фигуры  с внушительными окладистыми  бородами и в длинных одеждах,  ниспадающих до самых пят. Один  из этих старцев восседал на  троне. Его голова была увенчана  высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд  руке он держал коротенький  жезл и большой круглый браслет.  Другой стоял перед троном  в подчинительной позе. Под изображением  шла огромная надпись причудливыми  клинообразными знаками. 

 Находка была  перевезена в Париж и выставлена  в одном из залов Лувра. Вавилонские  клинописные тексты на поверхности  столба сначала были переведены  на французский язык, а затем  последовали переводы на другие  языки, в том числе и на  русский. 

 Оказалось, что  на столбе записаны те самые  «Законы царя Хаммурапи». Фигуры, выгравированные на столбе, изображали  самого царя Хаммурапи и бога  солнца Шамаша. Бог как бы утверждал  законы, изданные царём, и разрешал  ему от имени богов творить  суд и расправу над всеми  своими подданными. К сожаленью,  из 282 его законов к настоящему  времени сохранилось только 247. При  вступлении законов в силу, Хаммурапи  заявил: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить  людьми и дать стране счастье,  тогда я вложил в уста страны  истину и справедливость и  улучшил положение людей…». 

 Законы Хаммурапи  считались образцом законодательства  на протяжении всей дальнейшей  истории «клинописной культуры»  Месопотамии. 

 Необходимо отметить, что мнения специалистов о  месопотамских Законах значительно  расходятся. Некоторые считают, что  перед нами не законы в собственном  смысле слова, а самовосхваление  царей, долженствующие показать  их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения  месопотамских ученых, не имевшие  практического значения. В науке  же утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты  являются настоящими законами, хотя  и весьма архаичными, и распространяются  на все население царства; однако  они не дублируют обычного  права там, где оно, с точки  зрения законодателя, достаточно  обеспечивало интересы правосудия  и не нуждалось в замене  новыми нормами; кроме того, несомненно, что эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам царского хозяйства и царских людей, особенно там, где царские интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц. 
 

Развитие хозяйства  стран Древнего Востока 
 
 

 Сельское хозяйство 

 Экономика Вавилонского  государства времен Хаммурапи  базировалась на развитии ирригационного  земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней  и внутренней торговли. 

 Основной отраслью  производства в Вавилонии было  сельское хозяйство. Во времена  Хаммурапи наблюдается расширение  посевных площадей (освоение залежных  и целинных земель), расцвет такой  интенсивной отрасли хозяйства,  как садоводство (разведение финиковой  пальмы), получение больших урожаев  злаковых (ячменя) и масличных культур.  Значительная часть обработанной  земли принадлежала храмам, членам  царской семьи, крупным торговцам,  чиновникам царской и храмовой  администрации. Мелкие землевладельцы  обычно владели небольшими участками  земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном  орошении. 

 Основой сельского  хозяйства был труд свободных  земледельцев и арендаторов, в  ремесле также доминировал труд  свободных ремесленников, занятие  которых обычно наследовалось  в семье. 

 Основным продуктом  питания горожан, как и сельских  жителей, был хлеб. Поля, по выражению,  употребленному в одном из  писем того времени, были «душой  страны». От их урожайности  зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете – благосостояние  всех граждан. Жизнь городов  во многом была подчинена ритму  сельскохозяйственных работ. 

 Сельское хозяйство  было основой жизни в Месопотамии,  неудивительно поэтому, что в  Законах Хаммурапи уделяют ему  очень большое внимание. 

 Наличие богатых  пастбищ, под которые использовались  горные склоны, степи, луга, способствовало  дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду  с ослами, ишаками, мулами начинает  появляться лошадь. Неоднократно  в Законах Хаммурапи упоминаются  стада крупного и мелкого рогатого  скота, ослы, для пастьбы которых  нанимались пастухи. Часто скот  отдавался в наем для тяжелой  работы на поле, гумне, перевозки  тяжестей. 

 Картина хозяйственной  жизни Вавилона будет не полной, если не 

 вспомнить про  лесное хозяйство, которым руководил  главный лесничий. Отдельные «лесные  участки» находились в ведении  его подчиненных, которые отвечали  за сохранность лесов – источника  очень ценных строительных материалов. 

 Сохранившиеся  документы указывают на развитие  земледельческого хозяйства, всецело  основанного на искусственном  орошении. Были проведены новые  каналы, оросительная система объединялась  в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось  на широкой эксплуатации труда  рабов и свободных общинников. 

 Ремесло 

 В Вавилонском  государстве значительного развития  достигло ремесло. Оно было  представлено самыми различными  профессиями: строители домов,  кораблей, столяры, плотники, камнерезы,  портные, ткачи, кузнецы, кожевенники,  ювелиры, пекари, пивовары и т.д.  К ремесленным профессиям в  то время причислялись также  врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики.  Для оплаты труда ремесленников  Законы Хаммурапи устанавливали  твердую плату, а также суровую  ответственность за сделанную  работу. «Если строитель построил  человеку дом и свою работу  сделал непрочно, а дом, который  он построил, рухнул и убил  домовладельца, этот строитель  должен быть казнен», – гласит  статья 229. Оплата труда врача  зависела от принадлежности пациента  к тому или иному классу  и соответственно повышалась  и понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218). Совершенствование ремесел стимулировало  активизацию роста научных знаний. 

 Ремесленники  продавали свои изделия на  рынке, но чаще они заключали  с заказчиками контракты на  изготовление различных предметов  за определенную плату. Все  это указывает на широкие товарные  отношения в рабовладельческих  обществах Передней Азии на  заключительных этапах их развития. 

 Торговля 

 Развитию торговли  способствовали объединение в  рамках единого Вавилонского  государства всей территории  Месопотамии и сосредоточение  всех внутренних и внешних  торговых путей, идущих через  долину Тигра и Евфрата в  одних руках. Весьма закономерно,  что продукты землевладения в  аграрной стране становились  объектами купли-продажи. 

 Предметом экспорта  из Вавилонии было зерно, финики, сезамное масло, шерсть, ремесленные  изделия. Импорт состоял из  металлов, строительных пород камня  и дерева, рабов, предметов роскоши. 

 В начале II тысячелетия  до н.э. функции денег последовательно  выполняет серебро, благодаря  чему по сохранившимся документам  возможно проследить соотношение  цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной  натуральной оплатой, рассчитывался  серебром и с работниками, проработавшими  в его хозяйстве долгое время.  С увеличением количества продуктов  развивалась меновая торговля. Была  введена единая система мер  и веса. Помимо розничной существовала  и оптовая торговля. Развитие  торговли и ростовщичества влекло  за собой дальнейшее социальное  расслоение сельских общин и  неизбежно приводило к развитию  рабства. 

Информация о работе Вавилон