Уфимский государственный авиационный технический университет – один из ведущих технических вузов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:04, реферат

Описание

В составе университета 7 факультетов: авиационных двигателей; авиационного приборостроения; информатики и робототехники; авиационных технологических систем, защиты в чрезвычайных ситуациях; обще-научный; вечерний факультет на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения; Институт экономики и управления; 6 филиалов в городах Башкортостана.

Работа состоит из  1 файл

Копия История УГАТУ.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

 

   Уфимский государственный  авиационный технический университет  – один из ведущих технических  вузов России.    

В составе университета 7 факультетов: авиационных двигателей; авиационного приборостроения; информатики  и робототехники; авиационных технологических систем, защиты в чрезвычайных ситуациях; обще-научный; вечерний факультет на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения; Институт экономики и управления; 6 филиалов в городах Башкортостана.    

Подготовка  специалистов осуществляется по 61 специальности и 25 направлениям в области авиационной и ракетно-космической техники; автоматики и управления; машиностроения и металлообработки; приборостроения; электронной техники, радиотехники и связи; электромеханики; электроэнергетики; прикладной математики; информационной и вычислительной техники; экономики и управления; безопасности жизнедеятельности. За последние 5 лет открыто 20 новых специальностей и направлений.    

Исторические  корни УГАТУ уходят в XIX век, ибо  прародителем университета был Варшавский политехнический институт, основанный в 1897 году и закрытый во время первой русской революции. Именно тогда в казачью столицу – Новочеркасск – были переведены денежные средства и личный состав Варшавского политеха. Поэтому УГАТУ по праву считает политехнический институт в Новочеркасске своим «дедушкой». Официальная история вуза восходит к 1932 году. Тогда был основан Рыбинский авиационный, базой которого стал филиал Новочеркасского авиационного института, открытый в Рыбинске в конце 20-х годов прошлого века.    

С начала Второй мировой войны Рыбинский авиационный  был эвакуирован в Уфу и  в 1942 году переименован в Уфимский авиационный  институт имени Серго Орджоникидзе.    

В 1982 году за заслуги  в подготовке квалифицированных  специалистов и развитии научных исследований вуз был награжден орденом Ленина, в 1992 году УАИ получил статус технического университета.    

«Наука –  фундамент качественного образования» - этот тезис был провозглашен в  университете более 40 лет назад. Интеграция науки, производства и образования - одно из основных условий развития университета. И то, что сегодня в рейтинге технических вузов университет находится в верхних строках, безусловно, важная роль принадлежит науке.    

Опыт мирового развития свидетельствует о появлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. В УГАТУ делают ставку на инновации.  
 
   Сегодня в вузе создан учебно-научный инновационный комплекс (УНИК), в котором не только решается проблема установления тесных связей между всеми участниками инновационной деятельности, но и обеспечивается повышение их роли в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии Башкортостана. В УНИК реализуется полный цикл инновационного процесса - от фундаментальных научных исследований до готового, востребованного потребителем продукта.    

Тесные творческие контакты УГАТУ с академическими и отрасле¬выми научными структурами  способствуют эффективному проведению совместных научных исследований, широкому привлечению научных кад¬ров Российской Академии наук к организации и проведению учебного процесса. Университет интенсивно развивает международные связи и является участником ряда международных образовательных и научных программ. Налажены тесные творческие контакты с известными университетами Германии, Франции, Дании, Великобритании, США, Китая, Турции, Португалии, Швеции, Японии. Совместные образовательные программы поддерживаются российскими и международными грантами и способствуют развитию творческого сотрудничества вузов-участников.    

В университете широко используются инновационные  технологии в образовании, воспитываются  студенты, не получающие знания, а добывающие их. Творческие способности выпускников  вузов сейчас не менее важны, чем  их теоретические знания, и высоко ценятся на современном рынке труда. Поэтому раскрытие потенциальных возможностей студентов, их созидательных способностей в вузе считают одной из главных задач образования.    

Только за последние 2 года более 100 студенческих работ награждены дипломами и более 30 – удостоены медалей Минобрнауки России.    

Ныне в УГАТУ  обучаются более 20 тысяч студентов. Это крупный учебно-научно-инновационный  производственный комплекс с сильными авторитетными научными школами, позволяющими готовить квалифицированные кадры  всех уровней: бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук. О высокой квалификации профессорско-преподавательского состава говорят такие цифры: на 65 кафедрах университета работают 980 преподавателей, среди которых 180 докторов наук, около 600 кандидатов наук, свыше 80 членов-корреспондентов, академиков РАН, АН РБ, отраслевых, различных государственных и общественных академий России и зарубежных стран.    

В 2007 году университет  стал единственным представителем Республики Башкортостан – победителем конкурса инновационных образовательных программ вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».    

Ближайшая цель научно-педагогического коллектива УГАТУ – достижение вузом статуса исследовательского университета. 450000, РБ, ул. К. Маркса, 12 Тел.: (347) 272-22-15, тел./факс: 272-29-18 e-mail: office@ugatu.su     

Сегодня УГАТУ - это современный центр образования, науки и культуры, где обучение ведется на восьми факультетах и двух кафедрах дневного отделения:

    • факультет авиационных двигателей
    • факультет авиационно-технологичсских систем
    • факультет авиационного приборостроения
    • факультет информатики и робототехники
    • Институт экономики и управления
    • Естественно-научный факультет
    • гуманитарный факультет
    • факультет защиты в чрезвычайных ситуациях
    • военная кафедра
    • кафедра физвоспитания

 

    Кроме того, работает вечерний факультет при УМПО и на филиалах в гг. Кумертау и Ишимбае, а также осуществляется прием на все факультеты по прямым договорам - контрактам, в том числе на ряд специальностей на филиалах в гг. Кумертау, Ишимбай и в представительствах УГАТУ в гг. Стерлитамак, Туймазы и Нефтекамск.

Уфимский авиационный институт (УАИ), впоследствии ставший Уфимским государственным авиационным техническим университетом (УГАТУ), был организован на базе учрежденного в 30-х годах прошлого века Рыбинского авиационного института.   

 

 

 

 

Факультеты

Авиационные двигатели

Кафедры

    • Кафедра авиационных двигателей
    • Кафедра прикладной гидромеханики
    • Кафедра сопротивления материалов
    • Кафедра теоретической механики
    • Кафедра энергетических установок
    • Кафедра двигателей внутреннего сгорания
    • Кафедра теории авиационных и ракетных двигателей

 
     Осенью 1941 года Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе эвакуировался в Уфу. С января 1942 г., уже в Уфе, началась подготовка инженеров по специальности «Производство авиадвигателей». В июне 1943 года в институте, получившем к тому времени название Уфимского авиационного, был организован моторостроительный факультет и вечернее отделение. Обучение на факультете велось по двум специальностям: «Авиационные двигатели» и «Производство авиадвигателей». За годы войны  на факультете подготовлено более 100 специалистов по производству авиадвигателей. До 1958 года название факультета неоднократно менялось и лишь после официального утверждения Минвузом за ним было закреплено название факультет «Авиационные двигатели».  
 
 
     После войны быстро росла потребность в инженерных кадрах для авиационной промышленности и, прежде всего, для Уфимского моторостроительного завода. В 1949 г. кафедру «Теории и конструкции двигателей» возглавил д.т.н., профессор А.Н. Рахманович - первый штатный преподаватель высшей научной квалификации УАИ в послевоенные годы.  
 
 
     С 1956 года по 1962 год существовала объединенная кафедра теоретической механики и сопротивления материалов. С 1962 года они были разделены.  
 
 
     В 1958 г. за счет разделения имеющейся в вузе кафедры «Теория и конструкция авиационных двигателей» были организованы  две кафедры: кафедра «Теории авиационных двигателей» и кафедра «Конструкции авиационных двигателей» 
 
 
     К 1960 г. из стен института вышло около 1,5 тысяч молодых специалистов по авиационным двигателям. 
 
 
     В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства автомобильных двигателей в 1968 г. факультет начал подготовку инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС) была организована в 1972 году путем  выделения  сектора поршневых двигателей кафедры «Авиационные двигатели». А в 1977 г. открылся прием на специальность «Гидравлические машины и средства гидропневмоавтоматики» и была организована выпускающая кафедра «Прикладной гидромеханики». 
 
 
     В эти же годы начали организовываться и научно – исследовательские подразделения факультета: лаборатория прочности и надежности резьбовых соединений (организаторы – руководители – профессора Р.Р. Мавлютов и Г.Б. Иосилевич, В.С. Жернаков), комплексная отраслевая научно – исследовательская лаборатория высокотемпературных охлаждаемых турбин. Руководителями работ в этой лаборатории стали профессор С.А. Гаврилов и доценты В.А. Трушин и А.С. Челушкин. Период характеризуется, также, масштабным развитием НИР на кафедрах факультета. Объемы НИР на факультете были в тот период весьма значительными и самыми большими в УАИ. 
 
 
     Развитие науки оказало влияние и на организацию учебного процесса, а именно – вовлечение в НИР студентов, активное внедрение НИРС, как систему подготовки на факультете молодых ученых. В конечном счете это позволило на факультете АД «вырастить» целую плеяду кандидатов наук (свыше 70 чел.), создать основу для дальнейшей подготовки докторов наук (свыше 30 чел). Расширилась учебно-научная база в результате приобретения за счет средств заказчиков и размещения на площадке УАИ в районе аэропорта учебно-испытательного корпуса с необходимым оборудованием. 
 
 
     Развивалось научное направление, созданное на факультете еще в конце 60-х годов, по теории и рабочим процессам ЖРД и РДТТ, в частности, по проблемам управления вектором и модулем тяги. 
 
 
     Активно развивалось также (с 1975 г.) научное направление по проблемам горения в камерах сгорания ГТД, в частности, проблемам образования и выброса сажевых частиц при сжигании углеводородных топлив под руководством профессора З.Г.Шайхутдинова и доцента Ф.Г.Бакирова. Выполнялся большой комплекс исследований по конвертированию авиационных двигателей, отработавших свой летный ресурс, в наземные энергоустановки высокой мощности и эффективности. 
 
 
     Под руководством профессора Жернакова В.С. создано новое научное направление, связанное с решением ряда фундаментальных и прикладных задач механики разрушения и оценки трещиностойкости элементов конструкций, геометрически нелинейных задач теории оболочек. 
 
 
     Работы под руководством профессора Б.П.Рудого по математическому моделированию, увеличиваясь в масштабах, привели к организации при факультете в конце 80-х годов малого научно-внедренческого предприятия «Альбея», которым разработан большой объем программного продукта, в т.ч. система имитационного моделирования «Альбея», изготовлена  конструкторская и технологическая документация на серию двигателей  малой механизации. 
 
 
     В 1990 г. в связи с объединением кафедр ТАД и Теплофизики ДЛА произошло изменение наименования кафедры ТАД – объединенная кафедра была названа кафедрой «Теории авиационных и ракетных двигателей». При этом в связи с открытием на ФАД подготовки специалистов по новой специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника» кафедра ТАРД стала выпускающей – начала вести подготовку инженеров-теплофизиков. 
 
 
     Период с 1990 года характеризуется коренным изменением условий работы высшей школы, связанным с внедрением государственных образовательных стандартов в систему подготовки специалистов с высшим образованием. С 1993 г. с учетом внедрения в вузе многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием, появления перечня бакалаврских и магистерских программ по ГОС РФ, и с учетом региональных потребностей в специалистах была развернута подготовка бакалавров по направлениям: 550900 «Теплоэнергетика», 552700. «Энергомашиностроение» и 551000 «Авиа – и ракетостроение».  Позднее, в 1999 г., это явилось базой для начала подготовки и приема на первый курс для обучения по специальности 100500 – «Тепловые электрические станции». Параллельно ведется и подготовка специалистов специализацией «Газотурбинные энергетические установки». На факультете организован прием магистров по трем специализированным программам: 551005 «Проектирование и конструкция энергетических установок и летательных аппаратов», 552705 «Системы гидравлических и пневматических приводов» и 552706 «Поршневые и комбинированные двигатели».  
 
 
     В 1995 г. состоялся первый выпуск инженеров по специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника».  
 
 
     В 1997 г. состоялся первый выпуск бакалавров по указанным направлениям. Практически все выпускники, за редким исключением, продолжили обучение по инженерным специальностям. Среди выпускников ежегодно несколько человек получают дипломы с отличием, поступают в аспирантуру. 
 
 
     В связи с необходимостью проведения большого объема  конструкторских, технологических и производственных работ для постановки на производство результатов НИР кафедр в начале 90-х годов были организованы предприятия «Научно-технический центр «Экомотор» и «Научно-производственный центр «Экомотор», НПФ «Теплофизика», МВП «Конверсия».  В настоящее время они продолжают функционировать, занимаясь продвижением результатов НИР и ОКР. 
 
 
     Создание конкурентоспособных образцов техники связано, как правило, с принятием новых, а часто и нетрадиционных решений. Эффективность этих решений зависит от информационной и психологической готовности к этому специалистов, разрабатывающих изделия, их готовность к научно-техническому творчеству. Поэтому в процессе подготовки специалистов необходимо, кроме привития им определенных навыков, умений, передачи нужного объема информации, формировать в них и творческое начало. На факультете по инициативе кафедры ДВС  в 1984 году были начаты работы по поиску новых путей совершенствования подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Возникнув как инициативные, эти работы продолжались в рамках программы целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) и вылились в создание и внедрение в учебный процесс функционально-целевой технологии подготовки специалистов (ФЦТПС). 
 
 
     Реорганизация учебного процесса была проведена в основном в сторону индивидуализации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов в получении знаний и в решении задач дипломного проекта. Выпуски специалистов, подготовленные в соответствии с ФЦТПС, показали ее высокую эффективность. К моменту защиты дипломного проекта до 80% студентов подавали заявки на предполагаемые изобретения, до 22% имели положительные решения, до 100% - натурные объекты, крупные программные разработки.  
 
 
     Все эти  и последующие годы качество подготовки специалистов получило высокую оценку со стороны ГАК и предприятий-потребителей специалистов.  
 
 
     Студенты, обучающиеся на специальностях, факультета неоднократно принимали участия в Российских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и становились победителями и призерами. 
 
 
     Аспиранты и студенты неоднократно награждались именными стипендиями таких организаций, как РАН, корпорации “Boeing” , АССАД. 
 
 
     На факультете эффективно работает аспирантура и докторантура. Начиная с 1982 года на факультете защищены более 30 докторских и более 150 кандидатских диссертаций. В настоящее время 98% преподаватели факультета имеют ученые степени доктора или кандидата наук  
 
 
     Основные направления научно-методической работы в указанный период были нацелены на модернизацию материально-технической базы лабораторий, разработку и обновление методического обеспечения на основе применения ПЭВМ, а также необходимого информационного обеспечения дистанционного обучения. Этот процесс успешно продолжается в настоящее время. 
 
 
     Результатом этой работы явились 7 учебников, 21 монография и десятки учебных пособий с грифом Минвуза и грифом научно-методических объединений и комиссий вузов.  
 
 
     Ведущими научно- педагогическими направлениями факультета АД в настоящее время являются:

    • Разработка и внедрение новых технологий обучения;
    • Структурная и параметрическая оптимизация двигателей и энергоусатновок;
    • Автоматизация проектирования авиационных двигателей и энергетических установок;
    • Теория тепломассообмена, тепловая защита, теория рабочих процессов двигателей летательных аппаратов;
    • Разработка перспективных двигателей внутреннего сгорания;
    • Проектирование систем гидрогазовой автоматики двигателей летательных аппаратов и энергоустановок;
    • Механика разрушения и трещиностойкость элементов конструкций;
    • Динамика и надежность тонкостенных конструкций;
    • Механика деформируемых тел и прочности авиационных конструкций;
    • Механика композиционных материалов;
    • Динамика сложных механических систем и подвижных объектов;
    • Динамика конструкций, взаимодействующих со средой.

В целом, за время своего существования факультет «Авиационные двигатели» весьма динамично развивался по всем направлениям деятельности. Выпущено более 5000 специалистов, опубликовано более 1500 научных статей, получено более 500 авторских свидетельств и патентов.        

 

Руководство факультета:

    • Декан: д.т.н., профессор Целищев Владимир Александрович
    • Зам. декана по учебной работе: к.т.н., доцент Месропян Арсен Владимирович
    • Зам. декана по методической работе: к.т.н., доцент Никитин Рафаэль Владимирович
    • Зам. декана по научной работе: Ахмедзянов Дмитрий Альбертович

 

 

Кафедры факультета

    • Авиационных двигателей (АД)
    • Двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
    • Прикладной гидромеханики (ПГМ)
    • Авиационной теплотехники и теплоэнергетики (АТиТ)
    • Сопротивления материалов (СМ)
    • Теоретической механики (Теор.мех.)

 

 

Научно-исследовательские лаборатории

    • Лаборатория прочности АД
    • Лаборатория САПР двигателей
    • Лаборатория гибких трубопроводов
    • Лаборатория энергоустановок на базе авиационных ГТД
    • Лаборатория автоматизации научных исследований
    • Лаборатория прочности и надежности перспективных видо соединений
    • Лаборатория механики композитных материалов и конструкций
    • Лаборатория численных и экспериментальных методов механики деформируемых тел и конструкций
    • Лаборатории гидрогазодинамики и нестационарной газовой динамики.

 

 

Специальности и направления подготовки

Бакалавров

    • 140100 – Теплоэнергетика
    • 140500 – Энергомашиностроение
    • 150800 – Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника
    • 160100 – Авиа- и ракетостроение
    • 160300 – Двигатели летательных аппаратов
    • 160900 – Эксплуатация и испытания авиационной и космической техники
    • 190700 – Организация перевозок и управление на транспорте

Дипломированных специалистов

    • 140101 - Тепловые электрические станции
    • 140501 – Двигатели внутреннего сгорания
    • 150802 – Гидравлические машины, гидроприводы, гидропневмоавтоматика
    • 160301 – Авиационные двигатели и энергетические установки
    • 160304 – Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
    • 160901 – Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
    • 190701 – Организация перевозок и управление на транспорте

Магистров

    • 140500 (68) – Поршневые и комбинированные двигатели
    • 150800 (68) – Системы гидравлических и пневматических приводов
    • 160100 (68) – Проектирование и конструкция двигателей и энергетических установок летательных аппаратов

Информация о работе Уфимский государственный авиационный технический университет – один из ведущих технических вузов России