Три эпохи в истории Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Содержание

Введение
Развитие хозяйства стран Древнего Востока.
Сельское хозяйство.
Ремесло.
Торговля.
Государство и общество древнего Востока
Социальная структура свободного населения
Древний Восток как культурная целостность.
Три эпохи в истории Древнего Востока
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

вкла древневосточных цивилизаций в мировую культуру.docx

— 50.23 Кб (Скачать документ)
 
 

Введение

Развитие хозяйства  стран Древнего Востока.

     Сельское  хозяйство.

     Ремесло.

     Торговля.

     Государство и общество древнего Востока 

     Социальная  структура свободного населения

Древний Восток как  культурная целостность.

Три эпохи в истории  Древнего Востока

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     С древних  времен и до наших дней Восток неизменно  привлекал к себе внимание философов, поэтов, художников, путешественников необычностью и загадочностью своей  истории, культуры, религии, но прежде всего тем, что именно он стал колыбелью  человеческой цивилизации.

     История древневосточных государств, возникших  в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший  этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

     Понятие Востока в исторической науке  используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы.

     Государства Древнего Востока возникли на тех  территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра  и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людей речной водой для индивидуального орошения земель, и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.

     Мировые цивилизации зародились там, где  проходит среднегодовая изотерма. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезо американских цивилизаций.

     Именно  здесь оптимальная экологическая  среда создала благоприятные  условия для производства постоянного  избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что  привело к разложению родовой  организации общества и позволило  человечеству осуществить прорыв в  цивилизацию. 
 

Развитие  хозяйства стран  Древнего Востока 

Сельское  хозяйство

     Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи  базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней  и внутренней торговли.

     Основной  отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.

     Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал  труд свободных ремесленников, занятие  которых обычно наследовалось в  семье.

     Основным  продуктом питания горожан, как  и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном  из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном, и, в  конечном счете – благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ.

     Сельское  хозяйство было основой жизни  в Месопотамии, неудивительно поэтому, что в Законах Хаммурапи уделяют  ему очень большое внимание.

     Наличие богатых пастбищ, под которые  использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в  Законах Хаммурапи упоминаются  стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых  нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

     Картина хозяйственной жизни Вавилона будет  не полной, если не вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов – источника очень ценных строительных материалов.

     Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело  основанного на искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном  масштабе. Все хозяйство в целом  основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников. 

Ремесло

     В Вавилонском  государстве значительного развития достигло ремесло. Оно было представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевенники, ювелиры, пекари, пивовары и т.д. К ремесленным профессиям в то время причислялись также врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников Законы Хаммурапи устанавливали твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен», – гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу и соответственно повышалась и понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218). Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

     Ремесленники  продавали свои изделия на рынке, но чаще они заключали с заказчиками  контракты на изготовление различных  предметов за определенную плату. Все  это указывает на широкие товарные отношения в рабовладельческих  обществах Передней Азии на заключительных этапах их развития. 

Торговля

     Развитию  торговли способствовали объединение  в рамках единого Вавилонского государства  всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра  и Евфрата в одних руках. Весьма закономерно, что продукты землевладения  в аграрной стране становились объектами  купли-продажи.

     Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамное масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительных пород камня и дерева, рабов, предметов роскоши.

     В начале II тысячелетия до н.э. функции денег  последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся  документам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торговля. Была введена единая система мер и веса. Помимо розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростовщичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к развитию рабства.

     Торговля  была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты – тамкары, которые были подчинены государственному чиновнику – «вакиль тамкарим». Тамкары вели крупную государственную и собственную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников – шамаллумов. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали как арендаторы царской земли и земельных участков общинников. Нередко они были крупными ростовщиками. 

Государство и общество древнего Востока 

Социальная  структура свободного населения

     Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась в авилумам. Свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Законы Хаммурапи лишь в статье 202 различают «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяют разную степень их ответственности за совершение поступка. Во всех статьях Законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

     Полноправные  граждане (государственные и храмовые чиновники, купцы, писцы, жрецы, ремесленники и землевладельцы) являлись членами  народного собрания, принимали участие  в культовых обрядах местного храма и имели право на получение  определенной доли храмовых доходов. В  юридическом отношении полноправные граждане считались равноправными, и их статус был наследственным.

     Кроме свободных граждан в вавилонском  обществе имелась такая категория, как мушкенумы («склоняющийся ниц»). Они работали в царском хозяйстве. Мушкенумы не имели земли в собственности, но обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Из  Законов следует, что мушкенумы имели имущество и рабов, их права, как собственников, строго защищались. Их имущество охранялось законом более строго, ведь оно фактически есть составная часть царского имущества, за похищение которого преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

     Отдельную социальную категорию в Древнем  Вавилоне составляли воины, от которых  в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь  воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые  следовали один за другим, его могли  ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях  ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого  человека. Всегда по первому приказу  царя воин должен был быть готов  нести государственную службу с  оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.

     Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый  ряд статей Законов Хаммурапи  – с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось  ясно, что воин за службу получал  от царя земельный надел, который  в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался  малолетний сын, то она имела право  на треть надела для воспитания будущего воина.

     Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться  объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. За долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.

     Всеми перечисленными мерами государство  стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.

     В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н.э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.

     Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи  должны были повиноваться все ее члены. Брак считался законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей. Семья была моногамной и супружеская  неверность со стороны жены каралась смертью. Однако положение замужней женщины нельзя считать абсолютно  бесправным. Законы охраняли честь, здоровье, достоинство женщины. Жена в отдельных  случаях сохраняла право распоряжаться  имуществом, взятым в качестве приданого, принадлежали ей и подарки, сделанные  мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги мужа, сделанные им до вступления в брак. В случае смерти супруга  жена распоряжалась семейным имуществом до достижения детьми совершеннолетия. Если умерший супруг был дворцовым  рабом, вдове – свободной женщине  – полагалась лишь половина имущества, но дети свободной не становились  рабами. Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей  признать своими законными детьми. Детей часто продавали в рабство.

Информация о работе Три эпохи в истории Древнего Востока