Третьеиюньская монархия в 1907 1914 гг. Классы и партии в 1907 1914 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:04, доклад

Описание

Завершившаяся революция привела к формированию противоречивого государственного строя, отличного от феодальной абсолютизма, но не ставшего еще буржуазной монархии.

Работа состоит из  1 файл

3июньская могархия.docx

— 23.03 Кб (Скачать документ)

История Отечества. Третьеиюньская монархия в 1907 1914 гг. Классы и партии в 1907 1914 гг.

Завершившаяся революция привела к формированию противоречивого государственного строя, отличного от феодальной абсолютизма, но не ставшего еще буржуазной монархии.

1. Характер третьеиюньской  политической системы

1.1. Законодательная  власть. В соответствии с Основными  законами император делил законодательную  власть с двухпалатным парламентом.

1.1.1. Парламент.  Госсовет и Дума принимали  законы, в том числе бюджет. Без  их утверждения не мог издан ни один закон, в том числе принятый царем в период их бездействия. Парламент не мог изменять Основные законы.

1.1.1.1. Избирательный  закон 1907 г. Состав Госдумы,  члены которой не несли ответственности  перед избирателями, определялся  избирательным законом, измененным  в нарушение Основных законов.  Новый закон от 3 июня 1907 г., сократил  представительство от крестьян  в 2 раза, от рабочих - в 3 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей)  избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне  (90% избирателей) - 1/5. Не имели избирательного  права инородцы Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь  до 25 лет, женщины и другие. В  число избирателей входило лишь 13% населения страны.

1.3. Император  назначал половину членов Госсовета,  имел право законодательной инициативы  и утверждал все законы перед  их вступлением в действие. Монарх  мог распустить Думу или приостановить  ее деятельность. В период бездействия  Думы царь мог издавать Указы,  которые сразу вступали в действие, но должны были передаваться  для обсуждения в Думу после  возобновления ее заседаний. На  основании Временных правил 1881 г., продлевавшихся каждые три года  вплоть до Февральской революции  1917 г., император мог объявлять  чрезвычайное положение в губерниях,  где с этого времени фактически  не действовали Основные законы, отсутствовали свободы и устанавливалась диктатура генерал-губернатора.

1.2. Исполнительная  власть полностью контролировалась  царем, назначавшим членов Совета  министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством  премьер-министр. В руках монарха  осталось высшее руководство  внешней политикой и армией, а  также решение вопросов войны  и мира.

1.3. Судебная  власть осуществлялась от имени  императора, назначавшего высший  судебный орган - Сенат. Крестьянские  волостные суды, окружные суды (1-я  инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи  пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании  имущественного ценза.

1.4. Правовой  порядок. Основными законами формально  обеспечивались свободы, завоеванные  во время революции, действовали  Временные правила о союзах, допускались  экономические стачки, отменена  была цензура. Но фактически  свободы ограничивались инструкциями, циркулярами и др. подзаконными  актами правительства. Кроме того  положение о чрезвычайной охране  в 1907 г. действовало на 75% территории  Европейской России.

2. Основные задачи  внутренней политики

2.1. Социально-политические  задачи правительства. Главной  задачей являлось предотвращение  новой революции. Программа правительства  планировала достичь этого двумя  путями: репрессиями и реформами.  При этом, по заявлению премьер-министра Столыпина, необходимо было сначала успокоение, а затем реформы.

2.1.1. Подавление  революционного движения после  революции не прекращалось. В  1907-1914 росло число вызовов войск.  Продолжались репрессии: десятки  тысяч были арестованы, тысячи  приговорены к каторге, сотни  казнены. Положения о чрезвычайной  охране (на основе Временных правил 1881 г.) охватывало Петербургский  регион, Центр страны, Закавказье, часть  Урала и т.д.

2.1.2. Модернизация  страны, проведение социально-экономических  и политических реформ для  решения аграрного, рабочего и  др. вопросов осознавалось правительством  как необходимые меры, без которых  усилия по успокоению страны  будут тщетными. Планировалось также  реорганизация местного самоуправления, развитие судебной реформы, реформу  образования с последующим введением  обязательного начального образования.  При этом государство допускало  только те преобразования, которые  считались неизбежными. Речь шла  о сложном лавировании между  интересами различных классов  и групп, но главным ориентиром  оставалось сохранение твердых  монархических устоев самодержавно- бюрократического государства.

2.2. Экономические  задачи правительства заключались  в ускоренном развитии промышленности, транспорта и, особенно, отсталого  сельского хозяйства. Без экономических  преобразований укрепление российского  государства было невозможно.

2.3. Премьер-министр  П.А. Столыпин (1862-1911), занимавший  кроме того пост министра внутренних  дел выступал главным проводником  политики правительства, пытавшегося  встать над борьбой классов,  а фактически осуществлявшего  лавирование между различными  социальными группами и слоями.

Личность Столыпина  вполне соответствовала проводившейся  политике. Помещик, Ковенский губернский предводитель дворянства, затем губернатор Саратовской губернии, Столыпин организовал активное подавление крестьянских выступлений. После назначения премьером (1906-1911), он стал одним из инициаторов создания военно-полевых судов, применявших казни революционеров через повешение (было казнено около 600 человек), в результате чего появилось выражение столыпинский галстук. В то же время Столыпин обладал огромной энергией, организаторским талантом, ораторскими способностями, обширными знаниями в области экономики и права. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй - правовое самодержавие, но не выходящих за определенные политические рамки и как можно меньше затрагивающих интересы крупных землевладельцев.

3. Аграрный вопрос

3.1. Аграрная  политика правительства. Аграрный  вопрос справедливо осознавался  властями как наиболее важный  для судьбы крестьянской страны. Наряду с против крестьянских восстаний, правительство уже во второй половине 1905 г. отменило выкупные платежи и приступило к подготовке и проведению новой аграрной реформы. (См. ТЕМУ 8.)

3.2. Крестьянское  движение.

3.2.1. 1907-1910 гг. После  революции под воздействием репрессивных  мер и уступок со стороны  государства число крестьянских  выступлений существенно уменьшилось,  хотя волнения и не прекратились. На первом этапе столыпинской аграрной реформы произошел некоторый подъем крестьянского движения (1908 г. - 855, 1910 г. - свыше 1000). Напуганные выступлениями 1905-1907 гг. целых общин против помещиков, власти всеми силами стремились достичь скорейшего разрушения поземельной общины, что вызвало борьбу крестьян против принудительных методов местной администрации и землеустроителей. Имели место и выступления против крестьян, выходивших из общины, как бедных, так и зажиточных, но доля таких случаев была очень невелика.

3.2.2. 1911-1914 гг. На  втором этапе реформы, после  прекращения принуждения, переориентации  правительства на землеустройство  с целью создания широкого  слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых  экономических успехов крестьянское  движение резко снизило свою  активность и к 1914 г. практически  сошло на нет (1912 г. - 307, 1913 г. - 128, 1914 г. - 82).

4. РАБОЧИЙ ВОПРОС

4.1. Государственная  политика

До 1905 г. Николай II считал, что рабочего класса и рабочего движения, аналогичного западно - европейскому в России не существует. Но уже в ходе революции, в который рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала очевидной необходимость решения рабочего вопроса в целом и разработки рабочего законодательства в частности. Понимали важность этой проблемы и многие политические силы, представленные в Думе.

4.1.1. Репрессивные  меры правительства. Приступив  к подготовке рабочих законов,  правительство продолжало политику  успокоения в отношении рабочего  движения. Половину всех арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. В 1907-1909 г. было казнено больше рабочих, чем в годы первой российской революции. Было закрыто около 1 тыс. рабочих газет, В нарушение Временных правил о собраниях (1906 г.) распоряжение министра внутренних дел запрещало рабочие митинги и собрания. Циркуляр Столыпина 1908 г. предписывал закрывать культурно- просветительские общества и профсоюзы, замеченные в политической пропаганде. Разогнаны были сотни профсоюзов.

В тоже время  правительство не могло полностью  игнорировать итоги революции. Формально  продолжали действовать Временные  правила о стачках (1905 г.) и о  собраниях. Временные правила об обществах и союзах (1906 г.) также  не пересматривались. Совет министров  рекомендовал не применять радикальные  меры к запрещению празднования 1 мая.

4.1.2. Преобразования  в рабочем вопросе

4.1.2.1. Законопроекты  правительства.

В 1905 г. был выработан  комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались создания больничных касс для рабочих, арбитражных комиссий для решения  споров с хозяевами, сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов, отмены наказания  за участие в стачках, введения государственного страхование рабочих и т.д. Но затем под нажимом со стороны как части промышленников, так и высшей бюрократии, большая часть проектов не была передана в Думу. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, осуществлению жесткого контроля над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания много раз выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также обращал особое внимание на вопрос о рабочем законодательстве.

4.1.2.2. Обсуждение  в Думе. Правое большинство III Думы в течении 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение внесенных правительством законопроектов о больничных кассах, государственном страховании рабочих и ненаказуемости участников стачек, поддержанных кадетами, прогрессистами и левыми. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты, но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников.

4.2. Рабочее движение

4.2.1. 1907-1909 гг. Несмотря  на репрессии и благодаря завоеваниям  революции 1905 г., рабочее движение  сохранилось на уровне в 2 раза  выше предреволюционного, но переживало  постепенный спад. Число забастовок  снизилось с 1400 во второй половине 1907 г. до 790 в 1909 г. В то же  время экономические стачки сократились  незначительно, почти не проводились  лишь политические забастовки, которые  были связаны в основном с  празднованием 1 мая или памятными  датами. Стачки стали организованнее  и проходили под руководством  как легальных, так и множившихся  нелегальных профсоюзов.

Сохранившиеся легальные профсоюзы продолжали действовать, хотя число их сократилось  с 850 в 1907 г. до 230 в 1910 г. При этом ежегодно, несмотря на усложненные условия  создания, возникали новые профессиональные и культурно-просветительские рабочие организации, число которых достигало нескольких тысяч. Ширилась сеть рабочих библиотек.

Рабочие постепенно осваивали новые формы протеста: организованные обращения в фабричную  инспекцию, судебные органы. Промышленный пролетариат изменился по сравнению  с 1901-1904 гг.: стал образованнее, организованнее, сознательнее.

4.2.2. В 1910-1914 гг. забастовочное движение снова  усилилось. После максимального  спада в 1909 г. число стачек  в 1910 г. достигло 1250. После расстрела  забастовщиков на прииске Лензолото, где погибло более 250 чел. в 1912 г. произошел резкий подъем движения рабочих протестов. К 1914 г. рабочее движение достигло огромного размаха. Только в первой половине 1914 г. бастовало больше рабочих (1,5 млн.), чем за весь революционный 1905 г. (1,3 млн.).

Забастовки снова  приобрели в основном политический характер (1912 г. - 70%). Экономические стачки все чаще кончались победой рабочих. Возникали новые рабочие профсоюзы, издавалось все больше рабочих газет.

5. Национальный  вопрос

5.1. Правительственная  политика по национальному вопросу  характеризовалась наиболее последовательным  консерватизмом. После ряда уступок,  сделанных во время революции  1905-1907 гг., самодержавие взяло назад  из Думы законопроекты 1906 г.  об использовании национальных  языков в начальной школе, и  либерализации системы вероисповедания.  В 1910 г. был принят закон,  существенно ограничивший автономию  Финляндии: Сейм лишился права  принимать законы о школьном  образовании, охране порядка,  печати и др. Готовилась отмена  русско-финляндской таможенной границы.  Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии. Законом 1907 г. сокращено представительство в думе Польши, Кавказа, инородцы Средней Азии, Казахстана и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм.

Информация о работе Третьеиюньская монархия в 1907 1914 гг. Классы и партии в 1907 1914 гг