Тоталитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:50, реферат

Описание

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Бени́то Ами́лькаре Андреа Муссолини в 20-е годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти).

Работа состоит из  1 файл

тоталитаризм.docx

— 30.95 Кб (Скачать документ)

Тоталитаризм

ВВЕДЕНИЕ

 

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен  уникальный опыт духовного и социального  развития.

 

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а  позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить  на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в  череду кровавых войн.

 

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма  были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем  и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули  окончательно.

 

Что же представлял собой  тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали  так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных  ответов на эти вопросы современная  политическая наука не дает.

Характерные черты тоталитаризма

 

Понятие «тоталитаризм» впервые  появилось среди оппозиции Бени́то Ами́лькаре Андреа Муссолини в

20-е годы (Дж. Амедола, Пьеро  Гобетти). Однако слово понравилось  самому

Муссолини и стало использоваться в 30-е годы фашистскими и нацистскими  идеологами. Гитлер не принимал этого  термина. Официально советское обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И прежде всего в фантастических романах утопиях. Таковы романы А. Богданова «Красная звезда», Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир». Все они были написаны не столько на основе чего-то увиденного, сколько на основе художественного последовательного развития социалистических идей начала века.

Первый симпозиум по тоталитаризму  прошел в США уже в начале 30-х  годов. Накануне второй мировой войны  на Западе выходит книга Н. Бердяева

«Истоки и смысл русского коммунизма». В 1944 г. Книга Ф. Хайека «Путь к рабству», в 1951 г. - «Происхождение тоталитаризма» Х. Арендта, в 1956 г. -

«Тоталитарная доктрина и  автократия» К. Фридрихта и З. Бжезинского.

Яркие и страшные картины  жизни при тоталитаризме написаны А. Солженицыным и Д. Оруэллом.

Что же такое «Тоталитаризм»?

Первое понимание тоталитаризма  сформулировано в законах США  «Об эмиграции и гражданстве» (1952г.) и «О борьбе с коммунизмом» (1954г.). Согласно этим законам к характерным  чертам тоталитарной диктатуры относятся  наличие единой, обладающей диктаторской властью политической партии, которая, по существу, срослась с правительством; подавление любой оппозиции; непризнание  основных прав и свобод, которые  присущи представительной форме  правления; подчинение провозглашаемых  прав интересам государства.

В настоящее время тоталитаризм (от итал. totalitario) определяется, как политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

В своей работе «Тоталитарная  диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского  СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Бжезинский известен антисоветскими публикациями, и к данному перечню следует относиться с осторожностью.

-Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества

-Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом

-Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества

-Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации

-Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения

-Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»)

-Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур

-Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод

-Централизованное планирование экономики

-Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами . По собственному признанию Фридриха и Бжезинского, все современные государства держат вооружённые силы под контролем.

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща  хотя бы одна из указанных черт, следует  относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны  демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации  режима как нетоталитарного. Однако первые два признака и в несколько меньшей степени, следующие четыре, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

Уже на основе данных характеристик  можно видеть существенные отличия  тоталитарной власти от демократической. Недостаток признаков, предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом, заключается в том, что в них нет системности, а главное - не выделен общий интегрирующий признак, нет общей связующей нити. Список черт тоталитаризма можно было бы продолжить. Так, при тоталитаризме утверждается монополия на массовую культуру, централизовано управление художественным и научным творчеством. Все признаки сами по себе верны, но неясно, что же является наиболее существенным, определяющим, исходным, а что характерным, но все же производным. Единая массовая партия, общая для всех официальная идеология типичны для тоталитарный режимов, но обусловлены они более общими свойствами тоталитаризма, емко выражающими его сущность.

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Американский политолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:

1. сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой правящая группа  не несет ответственности перед  выборным органом и не может  быть лишена власти институциональными  средствами;

2. монопольная детализированная  идеология, легитимирующая режим  и пронизывающая его неким  величием исторической миссии;

3. активная мобилизация  населения на выполнение политических  и социальных задач с помощью  всех институтов.

 

Такое описание тоталитаризма  более фундаментально. Оно ориентировано  на описание не всех, а наиболее характерных  признаков и приближает к пониманию  его сущности. И тем не менее оно тоже уязвимо, так как автор не разделяет двух политических вопросов - каковы отношения власти и как организована власть. И хотя в жизни эти вопросы взаимосвязаны. Все же они существуют как два вопроса. Тоталитаризм - понятие, призванное прежде всего выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти

(сильная централизация,  способы легитимации) - это вторичные,  производные признаки тоталитаризма.

 

Наиболее агрегированными  признаками тоталитаризма являются абсолютность, агрессивность, мобилизационность  власти. Абсолютность власти означает, что власть - исходное начало всех инициатив, движений, изменений.

Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена.

Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено  быть властью. Как выразился однажды  У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, а что разрешено, то приказано». Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестарной формацией. Особенность последней в том, что исходное начало заключено не в экономическом интересе человека, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но в состоянии подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их.

 

Абсолютность власти противоположна практике ее конституционного ограничения. И отношения человека и власти при тоталитаризме принципиально  иные по сравнению с отношениями, складывающимися на основе признания  неотчуждаемости естественных прав. При тоталитарной системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается не на самоопределении, а на послушании. Здесь мы имеем дело не с гражданской, но авторитарной личностью.

 

Авторитарная личность - предмет внимания политический философии  и теории политики. Платон описывает  два типа авторитарной личности.

Управляющие-философы - блюстители, обладающие большими знаниями, всевозможными  добродетелями и уникальным опытом. Они обладают особым качеством - знают  и видят Добро. Другой тип людей - управляемые. Они лишены возможности достичь высот в понимании Добра. Их удел верить в Добро, на которое указывает повелитель. И. Кант сводил авторитарность к способности повелевать, с одной стороны, и к способности повиноваться - с другой. И.

Канту импонировал взгляд Фридриха 2 на границы допустимой свободы  мнений.

«Рассуждайте сколько  угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

 

Т. Адорно выделил следующие черты современной авторитарной личности: преклонение перед властью, привычка и даже любовь к подчинению, никаких сомнений относительно правоты проводимой политики, нетерпимость к инакомыслию и действию нижестоящих. А. Адлер интерпретирует авторитарную личность в психоаналитическом духе. Влечение к власти - основная движущая сила поведения - уходит в бессознательное. Преклонение перед властью сочетается с отсутствием личной воли к власти, даже желания участвовать в осуществлении власти. Притязания на власть воспринимаются как нескромность.

Самовыдвижение исключено. Чем скромнее, тем вернее карьера. Скромность переносится и на культ  вождя. Для авторитарной личности независимость  и достоинство - эфемерные понятия, инициатива исключена. Вырабатываются житейские правила политического  поведения: инициатива наказуема, вести  себя надо по правилам трамвая: передние места не занимать, из окон не высовываться. Авторитарная личность послушно идет отдавать свой голос кому положено, выбирает на собрании почетный президиум, подписывается на официоз. Человеку не положено знать, куда и как расходуется  национальное хозяйство: верхи знают. Поэтому только в тоталитарном обществе люди не знают, во что обходится военно-промышленный комплекс, число людей занятых  в нем. Система секретности рассчитана не столько на тайну от иностранных  служб, сколько на бесконтрольность внутри страны. Воспроизводство человека низводится до создания частички «общего  дела», члена массовидных коллективов, корпораций. Чем дольше корпорация, тем проще деиндивидуализировать  человека, свести его к какой-нибудь функции.

Принудительность, тайная и  явная, единообразие - таковы непременные  черты такого коллективизма.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности. Несмотря на преимущественно  тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи  и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился  уровень образования народа, ему  стали доступны достижения науки  и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась  экономика, космическая и военная  промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система  почти не прибегала к массовым репрессиям.

 

Фашизм – правоэкстремистское  политическое движение, возникшее в  обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после  Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский  фашизм стремился к возрождению  величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной  власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение  коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х  годов фашистские режимы утвердились  в Италии, Германии, Португалии, Испании  и ряде стран Восточной и Центральной  Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных  кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям  финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для  подавления революционных выступлений  трудящихся масс, сохранения существующего  строя и осуществления своих  имперских амбиций на международной  арене.

 

Третья разновидность  тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

Основные  выводы анализа тоталитарной модели

 

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает  общество расстаться с всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.

Информация о работе Тоталитаризм