Табель о рангах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:39, реферат

Описание

«Табель о рангах» является одним из важнейших нормативных правовых актов, созданных при Петре I, а также важным этапом в развитии российского права в целом. «Табель о рангах» - важная ступень в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова.

Содержание

Введение
1. История создания «Табели о рангах»………………………................5-12
1.1 Преобразование государственной службы………………….................5-9
1.2 Создание «Табели о рангах»..................................................................9-12
2. Типы и классы чинов по «Табели о рангах».......................................12-17
3. Формирование нового бюрократического аппарата. ........................17-20
4. Итоги реформ.........................................................................................21-22
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Табель о рангах ( реферат по ИОГиП).docx

— 61.72 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     Введение

  1. История создания «Табели о рангах»………………………................5-12
    1. Преобразование государственной службы………………….................5-9
    2. Создание «Табели о рангах»..................................................................9-12
  2. Типы и классы чинов по «Табели о рангах».......................................12-17
  3. Формирование нового бюрократического аппарата. ........................17-20
  4. Итоги реформ.........................................................................................21-22

    Заключение

     Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         В настоящее время в структуре МВД проводится реорганизация. Готовится изменение законодательных актов, которые помогут избавить милицию от выполнения несвойственных для нее функций, оптимизировать состав и структуру органов внутренних дел.

         “Создание полиции – это не ребрендинг милиции в полицию. Речь идет о новом правоохранительном институте, который должен отвечать всем современным требованиям, о единой мобильной, эффективной, технически оснащенной структуре, которая укомплектована специалистами самого высокого уровня. В этом цель преобразований в МВД. Нужно гарантировать карьерный рост тем, кто будет добросовестно исполнять свои обязанности”.1

          Важной вехой мировой истории нового времени являются реформы Петра I, т.к. они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности, новая система учреждений, созданных в России первой четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Качественно новыми чертами петровской и всей имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали - унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления. Административные реформы Петра, которым он придавал большое значение, воплощая в себе модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени.

     Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным  закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации  явилась знаменитая Табель о рангах (1722г.).

     В процессе юридического оформления дворянского  сословия в России ведущее место  принадлежит Табели о рангах. В  начале XVIII века господствующий класс, разделенный на различные сословные  группы, был сплочен в единый класс - сословие. Тогда же вырабатывается и единый термин, обозначающий это  сословие. Вначале было использовано польско-немецкое слово шляхетство, но уже к 20-м годам оно заменяется старинным русским словом - дворянство.

     Табель  о рангах явилась нормативным  актом, который подвел итог преобразованиям  государственного аппарата и законодательно закрепил новый порядок прохождения  государственной службы. Тем не менее, старые чины продолжали существовать в течение всего царствования Петра и даже при его преемниках почти до второй половины XVIII в.

     Петровская "Табель", определяя место в  иерархии государственной службы, в  некоторой степени давала возможность  выдвинуться талантливым людям  из низших сословий. "Дабы тем охоту  подать к службе и оным честь, а  не нахалам и тунеядцам получать"- гласила одна из описательных статей закона.2

       «Табель о рангах» является одним из важнейших нормативных правовых актов, созданных при Петре I, а также важным этапом в развитии российского права в целом. «Табель о рангах» - важная ступень в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова. 
 

История создания «Табели  о рангах»

      1.1 Преобразование государственной службы 

          В XVII в. боярство стало постепенно утрачивать свое былое значение. Изо всех сил оно старалось «удержаться на плаву». «Два раза остатки боярства пытались захватить в свои руки дела государства: в конце 1681 года, накануне самой отмены местничества», т. е. законодательного разрушения своей служебной организации. Второй раз в 1730 году – «предпринята была попытка овладеть центральным управлением посредством Верховного тайного совета. Против попытки верховников поднялось дворянство».

     Отмена  местничества в 1682 году явилась лишь началом преобразования государственной  службы в России. Необходимо было упорядочить  новую систему назначений, отрегулировать производство в чины таким образом, чтобы государственная служба сплачивала, а не разобщала складывающуюся бюрократию - опору развивающегося абсолютизма. Попытка установить новую систему  чинов, предполагавшая внесение изменений  в структуру государственных  органов, была предпринята еще в  царствование Федора Алексеевича в проекте Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по 34 статьям, где ясно прослеживается стремление правительства привести систему чинов в соответствие с требованиями времени. Проект не был проведен в жизнь, он интересен как один из путей решения вопроса. То, что преобразования в этой области назрели, было видно и для современников. Так, князь Щербатов, современник петровских преобразований, писал, что, "хотя местничество было уничтожено, порядок не заведен, ибо в бояре и в окольничие производились по-прежнему по знатности родов, а не по заслугам". Такую практику полностью не преодолел и Петр I. Хотя царь и выдвигал своих единомышленников на высшие государственные посты, в ряде случаев даже он не мог пойти против устоявшегося правила: например, в начале Северной войны главнокомандующим был назначен представитель знатного боярского рода Б.Ф. Шереметьев.

     Еще указом 1701г. было категорически определено, что все служилые люди с земель службу служат, а даром землями  никто не владеет». Здесь под землями  имелись в виду поместья. Но затем  указом 1704 года к ним были приравнены в правовом отношении и вотчины.

     Всеми этими мероприятиями Петр Великий  не предполагал создать класс  людей, превращающих государственную  службу в доходную профессию и  отождествляющих себя с правительством, свои личные выгоды и интересы корпорации с пользой и интересами государства. «Преобразователь не щадил чиновничество, не замедлившее воспользоваться своим привилегированным поведением в ущерб и во вред народу». 3 24 декабря 1713 года лицам всех званий, и великих, и малых, запрещается брать посулы и пользоваться казенными доходами под предлогом торга, подряда и т. п.; за нарушение закона виновный «жестоко на теле наказан, шельмован, всего имения лишен и из числа добрых людей извержен и смертию казнен будет». Сами обыватели обязаны обличать таких преступников «не выкручиваясь тем, что страха ради сильных лиц или что его служитель». Не ограничиваясь указами, правительство преследовало взятки и казнокрадство «особыми печатными объявлениями, которые оповещались народу чтением в церквах». Тем не менее, уже в июне 1720 года Нестеров докладывал царю, что поступило множество жалоб на губернаторов, вице-губернаторов и других должностных лиц.

     Правовой  статус дворянства был существенно  изменен принятием Указа о  единонаследии 1714г. Этот акт имел несколько  последствий:

  1. Юридическое слияние таких форм земельной собственности,

как вотчина  и поместье, привело к возникновению  единого понятия “недвижимая  собственность”. На ее основе произошла  консолидация сословия. Появление этого  понятия привело к выработке  более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

  1. Установление института майората - наследование недвижимости только одним старшим сыном, целью которого было сохранения от раздробления земельной дворянской собственности.
  2. Наследование заставляло его представителей служить за жалование; быстро стал формироваться бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.4

     Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно  было отменено уже в 1731 году).

     «Функция  государственной службы объединяет дворянство в политически и юридически консолидированную группу».

     «Петр разработал целую систему превращения  просто дворян в служилых людей, ибо  вне службы их жизнь, в сущности, царем не мыслилась. Следствием этого  стала практика обязательного обучения дворянских детей, ибо без элементарного  образования нельзя было служить. Причем Петр, как и всегда, действовал весьма решительно. Указ от 20 января 1714 года уникален в русской истории: дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых  для службы, запрещалось жениться...»

     В ходе реформ государственного управления появляются новые чины, которые царь раздавал, основываясь главным образом  на личных качествах назначаемых. «Местничались» теперь не только потомки древних боярских родов, но и новая знать, причем именно споры последней вынудили царя в 1719 году издать указ о пресечении местничества в коллегиях.

     «Под  вопли родителей дворянские отроки отправлялись за счет государства (отсюда применяемый к ним термин «пенсионеры») заграницу, где они обучались  специальностям. В отечестве эти  функции выполняли Морская, Инженерная, Артиллерийская академии. Однако самой важной школой дворян была гвардия – Преображенский и Семеновский полки, где они были обязаны служить с малых лет». Они служили с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. «От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата».

     Более того, Петр стремился преградить продвижение  по службе тем дворянам, которые  не служили рядовыми, в самом нижнем чине, не прошли школы гвардии. 26 февраля 1714 года был издан соответствующий  указ. Тот же принцип зафиксирован в воинском Уставе 1716 года: «Шляхетству  российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме  что служить в гвардии». Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но любой офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином.5

     Самодержавию  были нужны не только солдаты и  офицеры, но и чиновники учреждений. Генеральный регламент закреплял  законодательным путем идею о  гражданской службе русского дворянства как «одной из важнейших форм исполнения обязанностей перед государем и  государством».

     В Генеральный регламент была внесена  глава, которая предполагала обучать  дворянских детей канцелярскому  делу. С 1722 года для дворянских детей  была введена специальная канцелярская должность – камер-юнкер, «исполнять которую надлежало без послаблений».

     К концу первой четверти XVIII века сложились предпосылки создания новой системы формирования бюрократического аппарата, одной из которых является отсталость старых принципов. 

1.2 Создание «Табели о рангах» 

     Табель  о рангах создавалась приблизительно с 1719 по 1722 год. Однако первые шаги, подготовлявшие появление этого документа, относятся  к более раннему периоду. В  донесении Якова Брюса Петру I, датированном 13 июля 1702 года, говорится об отсылке царю описания к чинам, которые были у «агленского короля у артиллерии на войне и во время миру».

     Основная  работа по сбору материала легла  на Иностранную коллегию. Изучалось  законодательство о чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии. В  подготовительных материалах имеются  как подлинные тексты иностранных  законов, так и их переводы на русский  язык. Наиболее подходящими были сочтены  законодательства Дании (1699 и 1717 гг.) и  Пруссии (1705 и 1713 гг.). Некоторые из этих актов (английский, датский, прусский) относили к классам в общей последовательности не только должностных лиц разного типа, но и обладателей родовых титулов (графов, баронов) и просто дворян («которые вотчины в том государстве и землях имеют»), лиц, имевших духовные и ученые звания, кавалеров орденов (орденов Святого Духа, Слона, Черного Орла и др.). Ни обладатели родовых титулов, ни дворяне-помещики в Табель о рангах не попали. Дворяне оказались вне главной служебной иерархии и для попадания в нее должны были поступать на государственную службу. Не упускалась из виду и русская практика: сохранился текст "Показаний древнейших русских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого", подготовленный по приказу Петра.6 Важную роль сыграло и предшествующее петровское законодательство.

     Однако  царь многократно предупреждал против слепого копирования и механического  перенесения шведских образцов на русскую почву. В указе от 9 мая 1718 г. о составлении регламента Юстиц-коллегии он рекомендовал использовать два источника: Уложение 1649г. и «уставы шведские». Среди источников Табели о рангах Воскресенский называет в первую очередь русскую практику, потом челобитные, и лишь на третьем месте находится, по его мнению, иностранное законодательство.

     Отдельные положения этого нормативного акта действовали задолго до его обнародования. «Напомним, что Петр при подборе  соратников руководствовался не породой, а принципом служебной годности». Появление в окружении царя таких выдающихся сподвижников из лиц, не принадлежавших к потомственному дворянству, как Меншиков, Шафиров, Ягужинский и др., относится к концу XVII – началу XVIII вв. «Такие должности, как канцлер и вице-канцлер, тоже появились в обиходе ранее 1722 года – сразу же после Полтавской виктории».

Информация о работе Табель о рангах