Шпаргалка по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)по дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

ответы1.doc

— 428.50 Кб (Скачать документ)

 

19. Крестьянская реформа  1861г.: предпосылки, причины, проведение, итоги.

К причинам реформы 1861 г. относят:

-промышленную революцию; -изменение социальной структуры  русского общества (появляются капиталисты, формируется институт наемных рабочих); -крымскую войну (России показали, что она является страной второго сорта); -общественное мнение (осуждение крепостничества); -смерть Николая I.

Причины проведения крестьянской реформы:

-поражение России в Крымской войне показало необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества; -крепостное право тормозило развитие рынка; -обострялась классовая борьба, усиливалось революционное движение.

Для разработки проекта  реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).

Текущую деятельность по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутренних дел И.Л. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.

19 февраля 1861 г. Александр  II утвердил ряд положений об  отмене крепостного права и  подписал Манифест об освобождении  крестьян от крепостной зависимости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина  последовательно менялся в ходе осуществления реформы: первоначально  помещик сохранял право собственности  на земли, полученные крестьянами в  результате реформы, за которые последние несли оброк и барщину. Эти крестьяне назывались временно обязанными и фактически зависели от помещика.

В разряд крестьян-собственников  крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или  выкупа земли.

Условия выкупа были следующими: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из государственной казны, которую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.

В течение 9 лет с момента издания  Манифеста крестьяне не имели  права распоряжаться своим земельным  наделом .

В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян.

Минусы крестьянской реформы:

-сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность  крестьянина); -уменьшался земельный  надел, ухудшалось его качество; -размер платежей был больше  размера оброка.

Плюсы крестьянской реформы:

-появлялись свободные рабочие  руки; -стал развиваться внутренний рынок; -сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

 

20. Либеральные реформы  60-70-х годов XIX  века.

В начале 60-х  годов стала очевидной необходимость введения местного самоуправления, о котором заявляла либеральная общественность: правительство не могло своими силами поднять хозяйство провинции. 1 января 1864 г. был принят закон о местном самоуправлении, учрежденном для руководства хозяйственными делами: строительства и содержания местных дорог, школ, больниц, богаделен и т. д.

Распорядительными органами земств были губернские и уездные земские собрания, исполнительными — губернские и уездные земские управы. Для выборов депутатов — гласных — уездного земского собрания созывались 3 избирательных съезда: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянский. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. В земских собраниях преобладали дворяне-помещики.

С появлением земства стало  меняться соотношение сил в провинции: возник «третий элемент», как называли земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Земства медленно, но верно поднимали местное хозяйство, улучшали жизнь деревни, развивали просвещение и здравоохранение. Вскоре земства перестали быть чисто хозяйственными организациями; с ними связано появление земского либерализма, мечтавшего о всероссийских выборах распорядительной власти.

В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Выборы в Думу проводились тремя избирательными съездами: мелких, средних и крупных налогоплательщиков. (Рабочие налогов не платили и в выборах не участвовали.) Городской голова и управа избирались Думой. Органы городского самоуправления успешно занимались организацией городской жизни, развитием городов, но в общественном движении участвовали слабо.

В 1864 г. по настоянию общественности была проведена судебная реформа. Суд в России стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого отстаивал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, выслушав судебные прения, выносили вердикт («виновен», «невиновен», «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Такое устройство суда обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок.

Разбором мелких уголовных  и гражданских дел занимался мировой судья, избираемый земским собранием или городской думой на 3 года. Правительство не могло своей властью отстранить от должности мирового судью или судей окружного суда.

Судебная реформа была одним из наиболее последовательных преобразований 60—70-х годов, но все же она осталась незавершенной: не был реформирован Сенат, для разбора мелких конфликтов в крестьянской среде остался сословный волостной суд, имевший право присуждать к телесным наказаниям (до 1904 г.).

Ряд важных военных реформ провел Д. А. Милютин, назначенный военным министром в 1861 г. Армия была перевооружена по современным требованиям. На завершающем этапе должен был произойти переход, от рекрутчины ко всеобщей воинской повинности. Консервативная часть генералитета в течение ряда лет блокировала это начинание; перелом в ход дела внесла франко-прусская война 1870—1871 гг.: современников поразила быстрота мобилизации прусской армии. 1 января 1874 г. был принят закон, отменяющий рекрутчину и распространяющий военную обязанность на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по здоровью. Льготы по срокам службы стали дополнительным стимулом к получению образования. Реформа ускорила ломку сословного строя; отмена рекрутчины увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60—70-х годов, устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, ростугражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти реформы не коснулись.

 

21. Экономическое  развитие России во второй  половине XIX века. Экономическая модернизация С.Ю.Витте.

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовала с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в семье крупного правительственного чиновника. Его план преобразований заключался в следующем:

*Индустриализация – особый упор на железные дороги. В 1883 г. Витте опубликовал большую работу “Принципы железнодорожных тарифов по перевозке груза”, принесшую ему известность среди специалистов. Основная ее идея заключалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения.

*Проведение денежной реформы: за основу был принят золотой рубль,, следствием этой реформы явилось то, что российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.

*Необходимость привлечения иностранного капитала.

*Развитие торговой внешней политики.

*Модернизация сельского хозяйства: переселенческая политика в Приамурье, Сибири, Казахстане.

*Водочная государственная монополия.

С.Ю. Витте ввел Портсмутский мирный договор и добился огромных уступок  от Японии, хотя войну проиграла  Россия.

Несмотря на все достижения, Николай II не любил С.Ю. Витте и заставил его подать в отставку, а в разгар первой мировой войны он умер от менингита.

 

22. Внутренняя политика  Александра III. Контрреформы.

Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.

Решающую роль в разработке основ  контрреформ и их последующей  практической реализации сыграл воспитатель  Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими  идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

Экономическая программа Каткова—Победоносцева  также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ разработала  реальную программу самобытного  развития России, старалась реализовать  ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он был принят как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Закон просуществовал вплоть до 1917 г.

27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт, если его деятельность признавалась вредной для общества. Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

Сторонники контрреформ  пытались также серьезно изменить и  судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской  политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через  контроль над ней при помощи земских  участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

Информация о работе Шпаргалка по "История"