Шпаргалка по "История Отечества"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "История Отечества".

Работа состоит из  1 файл

История Отечества ответы к экзамену.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)
y">обновлено оборудование и до сих пор используются станки и агрегаты,

которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.

Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При

этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и

услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума.

В период 70 –х - начала 80-х годов в стране сложился механизм

торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при

этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна

объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах.

В годы брежневского правления советская внешняя политика

была  довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку

вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах

СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между

СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны

отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные

границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор гонку об

ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили

Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще

ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами.

Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание по

безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и

Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия),

затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в

Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в

заключение необходимо отметить наиболее серьезный

внешнеполитический просчет брежневского руководства – введение

советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

38. . ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

 

   Масштабные  перемены во внутренней жизни одной  из великих держав имели последствия  для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными  народам мирового сообщества, которое  получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

 

   Изменения во внешней политике СССР:

 

   1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

 

   2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:

 

   1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

 

   2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

 

   3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

 

   4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

 

   5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

 

   6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

 

   Значение и  итоги «нового мышления» во внешней  политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену  строительства безопасного и  цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

СОБЫТИЯ АВГУСТА 1991. Б.Н. ЕЛЬЦИН. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

 

   Новый этап процесса распада СССР связан с решениями I Съезда народных депутатов РСФСР. 16 мая 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран политический оппонент Горбачева Б.Н. Ельцин. Под его давлением была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозгласила верховенство российских законов над союзными. Также Ельцин указал на необходимость перезаключения союзного договора. Горбачев был вынужден поддержать это заявление. Специальный комитет, созданный Горбачевым, подготовил проект нового союзного договора. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум, на котором большинство советских граждан проголосовали за сохранение Союза.   

Но к  лету 1991 г. в стране сложилась переломная обстановка. Центральное руководство во главе с Горбачевым не принимало важных решений, а либералы все активнее выступали за радикальные реформы.   

Августовский  путч:    

1) 19 августа  1991 г. самопровозглашенный Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП СССР) в составе В. Крючкова (председатель КГБ), В. Павлова (председатель Кабинета министров), Д. Язова (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел) и др. заявил о тяжелой болезни Горбачева и возложил его полномочия на вице-президента Г.Н. Янаева. В это время президент находился под арестом на даче в Форосе;   

2) руководство РСФСР (Б. Ельцин, А. Руцкой, Р. Хасбулатов, И. Силаев и др.) объявили происходящее государственным переворотом, «путчем» и призвали граждан России оказать сопротивление;    

3) 19 августа  тысячи москвичей пришли к Белому дому и на Краснопресненскую набережную, где заняли оборону. Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России;    

4) ГКЧП ввел в Москву танки, что увеличило возмущение населения. 3 человека погибли при попытке остановить продвижение войск;   

5) ряд регионов страны, некоторые воинские части отказывались выполнять решение ГКЧП; в итоге все лидеры ГКЧП были арестованы.   

Основной  причиной провала путча было то, что заговорщики не оценили изменившейся в стране обстановки: изменилось массовое сознание людей, изменилась роль республик в СССР. Путчисты были плохо организованы, сказалась их боязнь ответственности за принятые решения. Своими действиями путчисты ускорили распад СССР.   

Вернувшийся в Москву Горбачев по требованию Ельцина подписал указ о запрещении КПСС как преступной организации. С этого дня роль президента СССР и союзного руководства резко снижается.    

Образование СНГ    

Для того чтобы отстраниться от дискредитирующего  себя центра, но при этом сохранить  некоторые связи между республиками, лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин и Л. Кравчук, С. Шушкевич) встретились в Минске 8 декабря 1991 г. Здесь было подписано Беловежское соглашение, где заявлялось о прекращении существования Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств.   

Таким образом, рухнула империя, которая  более семи десятилетий была скреплена  коммунистической идеологией.   

Перестройка с этого момента завершилась  самым непредсказуемым для Горбачева, ее инициатора, образом. 

39. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Современный этап истории государства и права  России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.

Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь  разбит на 9 глав; второй раздел. 

Основные  принципы Конституции РФ:

1) верховенство  Конституции;

2) прямое  действие конституционных норм.

Проект  Конституции готовился специальной  конституционной комиссией по поручению  М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном  на I Съезде народных депутатов РСФСР  летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ Б. Н. Ельцин.

Общая концепция Конституции, подготовленная этой комиссией, была принята на первом же обсуждении проекта Конституции  на Съезде народных депутатов, однако проект все же не был утвержден. Это  затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции.

Возникла  необходимость более решительных  мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме  власти в России. В августе 1991 г. произошел  переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции. 

Основные  положения Конституции РФ:

1) Россия  стала на путь формирования  правового государства;

2) человек,  его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;

3) Конституция  РФ и федеральное законодательство  обладает в РФ высшей юридической  силой;

4) государственное  устройство РФ строится на  принципе федерализма и права  малочисленных народов России  на самоопределение;

5) суверенитет и территориальная целостность России;

6) единая система государственных органов власти;

7) в  РФ действует принцип разделения  властей.

Характерные особенности государства и права  России после 1993 г.:

1) высшие  органы власти в РФ: Президент  РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

Информация о работе Шпаргалка по "История Отечества"